Основы техники, тактики и правил игры в волейбол
Введение
Среди большого многообразия игровых видов спорта в высших учебных заведениях важное место занимает игра в волейбол. Это объясняется не только её доступностью и эстетической красотой, но и благотворным влиянием на развитие жизненно важных качеств, и прежде всего основных свойств внимания (интенсивность, устойчивость, переключение), что имеет исключительное значение в студенческом возрасте.
Наряду с решением задач укрепления здоровья, разносторонней физической подготовки, совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков хорошо поставленное обучение волейболу создает предпосылки для массового приобщения студентов к систематическим занятиям этим видом спорта в течение всей жизни.
В пособии дается краткий исторический очерк о возникновении и развитии волейбола, описание техники и тактики игры: представлено содержание работы по волейболу в ВУЗе, отражена специфика этой работы; даны рекомендации по оценке успеваемости обучаемых волейболу; представлено описание оборудования и инвентаря, обеспечивающего эффективность занятий по волейболу.
Глава I Краткая история развития волейбола
1895 г. - Вильям Дж. Морган, преподаватель физической культуры колледжа в г.Холиок (США, штат Массачусетс), предложил занимающимся среднего и старшего возраста новую игру.
1896 г. - игру в первый раз продемонстрировали в г. Спрингфилде на конференции Союза христианской молодежи, профессор Альфред Т. Хальстед дал ей название «волейбол».
1900 г. - были приняты первые правила по игре в волейбол, а сама игра уже проводилась специальным волейбольным мячом.
1947 г. - в Париже на первом учредительном конгрессе с участием 14 стран была создана Международная федерация волейбола (ФИВБ). Ее создание явилось важным шагом для дальнейшей популяризации игры и её международного признания. 1948 г. - в Италии состоялся первый чемпионат Европы среди мужских команд, победителем которого стала команда Чехословакии.
1949 г. - на первом чемпионате Европы среди женских команд первое место заняла сборная СССР.
1964 г. - соревнования по волейболу включили в программу Олимпийских игр в Токио.
В настоящее время волейбол стал одним из самых распространенных видов спорта. ФИВБ объединяет более 160 стран и по числу занимающихся (около 150 млн.) занимает первое место в мире.
Глава II Правила игры
Характеристика игры
Волейбол является спортивной игрой с мячом, в которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделенной сеткой. Существуют различные версии игры, чтобы показать её многогранность.
Цель игры – направить мяч над сеткой, чтобы он коснулся площадки соперника, и предотвратить такую же попытку соперника. Для этого команда имеет 3 касания мяча (и еще одно возможное дополнительное касание мяча на блоке).
Мяч вводится в игру подачей: подающий игрок ударом направляет мяч на сторону соперника. Розыгрыш каждого мяча продолжается до его приземления на площадку, выхода «за» или ошибки команды.
В волейболе команда, выигравшая розыгрыш, получает очко (система «каждый розыгрыш - очко»). Когда принимающая команда выигрывает розыгрыш, она получает очко и право подавать, и ее игроки переходят на одну позицию по часовой стрелке.
Игровое поле
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
1. Разрешение на подачу
Рисунки
Переместить руку, показывая
направление подачи
П
2. Подающая команда
Вытянуть руку в сторону
команды, которая будет
подавать
П
В
3. Смена сторо н площадки
Поднять предплечья
горизонтально (одно впереди,
другое позади) и повернуть их
вокруг корпуса
П
В
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
4. Перерыв
Рисунки
Расположить ладони одной
руки над пальцами другой,
поднятой вертикально (в
форме "Т")
П
В
5. Замена
Круговое движение
предплечий вокруг друг друга
П
В
6. Замечание за
неправильное поведение
Показать желтую карточку для
замечания
П
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
7. Удаление
Рисунки
Показать красную карточку
для удаления
П
8. Дисквалификация
Показать обе карточки вместе
для дисквалификации
П
9. Конец партии или матча
Скрестить предплечья с
выпрямленными кистями
перед грудью
П
В
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
10. Мяч не подброшен или не выпущен при ударе на подаче
Рисунки
Поднять вытянутую руку с
ладонью, обращенной вверх
П
11. Задержка при подаче
Поднять восемь разведенных
пальцев
П
12. Ошибка блокирования
или заслон
Поднять обе руки вертикально,
ладонями вперед
П
В
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
13. Ошибка в расстановке или при переходе
Рисунки
Делать круговое движение
указательным пальцем
П
В
14. Мяч «в площадке»
Указать рукой с
выпрямленными пальцами на
пол
П
В
15. Мяч «за»
Поднять предплечья
вертикально с выпрямленными
кистями и ладонями,
обращенными к телу
П
В
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
16. Захват
Рисунки
Медленно поднять предплечье
с ладонью, обращенной вверх
П
17. Двойное касание
Поднять два разведенных
пальца
П
В
18. Четыре удара
Поднять четыре разведенных
пальца
П
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
19. Сетка задета игроком
Рисунки
Коснуться верха сетки или ее
стороны в соответствии с
ошибкой
П
В
20. Касание по другую сторону сетки
Расположить руку над сеткой
ладонью вниз
П
21. Ошибка при атакующем ударе игрока задней линии или на подаче соперника
Делать предплечьем с
выпрямленной кистью
движение вниз
П
В
Официальные судейские жесты
Отображае мые ситуации
Жесты для показа:
П – первым судьей
В – вторым судьей
22. Переход на площадку соперника или пересечение мячом плоскости под сеткой
Рисунки
Показать на среднюю линию
П
В
23. Обоюдная ошибка и переигровка
Поднять большие пальцы рук
Вертикально
П
24. Касание мяча
Провести ладонью одной руки
по пальцам другой,
удерживаемой вертикально
П
В
Техника игры
Технику волейбола следует рассматривать как систему двигательных действий, направленную на решение конкретных задач в игре с учетом конкретных игровых ситуаций.
Для достижения успеха в быстроменяющихся игровых условиях волейболист должен владеть широким кругом технических приемов и способов, эффективно использовать их в игре – это определяется понятием «техническое мастерство спортсмена». Критериями высшего технического мастерства являются:
- разносторонность, определяемая широким кругом технических приемов (и их вариантов), которые умеет выполнять волейболист;
- эффективность как уровень высокой результативности технических приемов, основанных на умении использовать свои возможности в конкретных условиях игровой деятельности;
- стабильность, характеризуемая устойчивостью техники к действию различных сбивающих факторов и постоянством достижения высоких результатов во всех условиях деятельности.
Техника владения мячом и противодействия
а) Подготовка
б) Выполнение
в) Дальнейшие действия
Подачи
Техника подачи состоит из исходного положения и трех последовательных фаз: подготовительной (подбрасывание мяча, замах), основной (ударное движение) и заключительной (опускание рук и переход к новым действиям).
В современном волейболе используются верхние прямые и боковые подачи с планирующей траекторией полета мяча. Реже применяются силовые прямые и боковые подачи. Нижняя прямая подача используется при начальной подготовке и в игре новичков.
Нижняя прямая подача
а) Подготовка
б) Выполнение
в) Дальнейшие действия
Верхняя планирующая подача
а) Подготовка
б) Выполнение
в) Дальнейшие действия
Техника игры в защите Приём мяча двумя руками снизу
а) Подготовка
б) Выполнение
в) Дальнейшие действия
Блокирование
а) Подготовка
б) Выполнение
в) Дальнейшие действия
Заключение
Эффективность технических действий в волейболе является вариативным фактором, определяющий результат игры. По этой причине основное внимание преподавателя при обучение игре в волейбол должно быть направлено на техническую подготовку студентов. В начале обучения занимающийся должен имитировать модель движения как можно точнее. Этой моделью, обычно является преподаватель. Для воспроизведения модели, игроку важно иметь точные мысленные представления, образ движения. Кроме требований к модели движения, важна диагностика ошибок. Неизбежно возникающих в процессе обучения и методически правильный подбор средств для своевременной коррекции движения. Это означает соблюдение базовых принципов в позиционировании, направлении, перемещении, динамики и временных характеристик, порядке выполнения отдельных элементов и т.д., для того, чтобы занимающиеся имел правильные ощущения, требуемого движения.
Преподаватель постепенно повышает требования к занимающимся. Одновременно поддерживая необходимый уровень качества исполнения. Выбор упражнений и их порядок должны стимулировать рост технического мастерства студентов.