- развивать умение анализировать живописные произведения искусства; - применять приемы и способы изображения в практической деятельности, используя полученные знания по цветоведению; - выполнять творческие задания; -научить получать новые цвета через смешивание красок. | Познавательные: - сформировать понятие о цвете как основном средстве выразительности в живописи; - развивать образное осмысление окружающего мира, а также восприятие природы искусства; - развивать у детей ассоциативно-образное мышление и воображение, цветовую культуру, художественное восприятие цвета, а также понимание символики цвета и представление о красном цвете как наиболее значимом в жизни человека, концентрирующем в себе понятия о жизненных силах и мифологических символах в искусстве народов мира; - создавать благоприятные условия для эстетического восприятия окружающего мира; - самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи. Регулятивные: - учиться определять цель своей деятельности; - составлять план выполнения творческой задачи; - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; - учиться определять степень успешности выполнения своей работы, давать оценку работе. Коммуникативные: - умение делиться своими наблюдениями и впечатлениями, строить понятные для одноклассников высказывания, доносить свою позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи. | видеть и понимать красоту микромира; формировать ценностное отношение к искусству, пониманию значения цвета в живописи - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал воспитанников; - создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей; - продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Определение цели урока Познавательные - обобщение знаний об основах цветоведения; - развивать способности колористического восприятия цвета Регулятивные - в сотрудничестве с учителем ставить творческие и учебные задачи | Открытие презентации, знакомство с темой урока | -Ребята, сегодняшний урок я начну со стихотворения На палитру посмотри: Сколько красок? Только три: Красный, жёлтый, синий цвет. И других здесь красок нет. А оранжевый, зелёный? Где коричневый, лиловый? И любимый — голубой — Пригодился б нам с тобой! Знаешь, это не беда. Мы придумаем цвета… / Никонова Е. А. / - Услышав эти строки, подумайте и скажите, о чём пойдёт речь на уроке? (Учитель открывает слайд «Тема урока», 1-ю часть текста «Цвет. Основы цветоведения».) - А знаете ли вы, что такое цвет? - Кто может дать ответ? - Давайте теперь вместе сформулируем цель нашего урока: какова природа цвета, основные свойства цвета, т.е.его характеристика. (Учитель открывает на слайде 2часть текста «Характеристики цвета») - Прочитайте тему урока полностью и скажите что мы будем сегодня изучать. – Правильно. Мы обобщим ваши знания об основах цветоведения и познакомимся со свойствами цвета, т.е. его характеристикой. | Отвечают: о цвете (Слайд №1) Предлагают различные версии (Слайд №1) Ответ: характеристику цвета | 2 |
Обобщение и систематизация знаний (подготовка учащихся к обобщенной деятельности) | Познавательные -формировать понятие о цвете как основном средстве выразительности в живописи. Предметные - развитие умений анализировать. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; - развитие умения рассуждать, используя свой жизненный опыт и ранее полученные знания. Регулятивные: - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Личностные: доброжелательность, эмоционально-нравственная отзывчивость. | Презентация с наглядным материалом | Все хроматические цвета художники делят на две группы. Какие? (ответ: тёплые и холодные). -Какие вы знаете тёплые цвета? Назовите их. (ответ: Теплые цвета – желтый, оранжевый, красный). -Это цвета огня и солнца, всего двух источников света и тепла на Земле. - Какие ещё цвета можно отнести к тёплым? - К группе теплых цветов относятся желтый, желто – оранжевый, оранжевый, красный, охра, охристо – коричневый, кофейный, бордовый, красно – коричневый, коричневый, темно – коричневый цвета - Теплые цвета можно сравнить с образами танцующего пламени, красного закатного солнца, это и жаркие раскаленные угли, это и золотая осень, множество сладких, сочных фруктов, восхитительных цветов – все они раскрашены солнцем в горячие оттенки - Теплые цвета олицетворяют собой понятия тепла и света не только в прямом смысле, но и в образном значении, в более широком смысле воплощают в себе добро, радость, благородство души – вообще, все то лучшее, к чему стремится человек в жизни. В связи с этим положительные герои литературы, фильмов и мультфильмов, в театральном искусстве изображаются всегда в одеждах теплых цветов. - Ребята, а какие цвета вызывают у нас эмоциональное ощущение прохлады, даже холода, бесконечности, печали? (ответ: холодные цвета) - Какие цвета относят к холодным? Назовите их. (ответ: синий, фиолетовый, голубой) - Правильно. Добавим к ним ещё цвета. К группе холодных цветов относят: зеленый, синий, зелено – синий, сиреневый, фиолетовый, голубой. - Холодные цвета олицетворяют бескрайний голубой простор небес, синюю тень, сиреневые сумерки, темно – синюю ночь, темный непроходимый лес, темно – зеленое болото и морскую бездну как в прямом, так и в живописно – образном смысле. - В связи с ночным, теневым происхождением холодные краски выглядят очень таинственно и загадочно. Данные цвета используются при создании художественных образов сказочных, фантастических героев, и не всегда добрых. Это Леший – лесной царь, трехглавый Змей Горыныч, Кикимора – хозяйка зеленых болот, русалки, привидения, лесные нимфы. - У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота. -Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный, сливовый и т. д. Легко догадаться, что цветовой тон определяется названием цвета. ЦВЕТОВОЙ ТОН. Это та самая длина волны, которая и определяет положение цвета в спектре, его название: красный, синий, жёлтый … Необходимо различать понятия «тон» и «подтон». Тон – это основная краска. Подтон – примесь другого цвета. За счёт разности подтонов и образуются разные оттенки одного и того же цвета. Например, жёлто-зелёный и сине-зелёный. Основной тон – зелёный, подтон (в меньшем количестве) – жёлтый или синий. Представьте предметы яркого цвета в условиях сумерек – цвет кажется тёмным, его яркость не видна. Понижение яркости за счёт добавления чёрного делает цвет более НАСЫЩЕННЫМ. Тёмно-красный – это насыщенный (глубокий) красный, тёмно-синий – насыщенный (глубокий) синий и т.д. Третья характеристика каждого цвета – СВЕТЛОТА. Это характеристика, противоположная насыщенности (затемнённости, силе) цвета. Чем больше светлота, тем ближе цвет к белому. Максимальная светлота любого цвета – белый цвет. Параметр «яркость» при этом повышается. Но эта яркость – не цветность (чистота), а увеличение освещённости. - Необходимый цвет для живописи обычно получают смешением красок на палитре. Затем художник превращает краску в цвет на плоскости картины, создавая цветовой порядок – колорит. | Рассматривают таблицу (Слайд №4) называют цвета (Слайд №5) Рассматривают цвета на слайде. Называют цвета (Слайд №6) (Слайд №7) Анализируют, задают вопросы, вспоминают ранее изученные материалы Называют цвета (Слайд № 8,9) Называют цвета Рассматривают цвета на слайде. Рассматривают иллюстрации на слайде. (Слайд №10) (Слайд №11) Рассматривают иллюстрации на слайде №12 Рассматривают иллюстрации на слайде №13 | 10 |
Применение знаний и умений в новой ситуации Практическая работа | Предметные - развитие умений анализировать; - ограниченной палитрой показывать вариативные возможности цвета Регулятивные -составление плана самостоятельной деятельности, работа по плану Личностные - видеть и понимать красоту микромира; формировать ценностное отношение к искусству | Музыка: Вальс цветов. П. Чайковский. (песня «Оранжевое солнце», «Про краску» из м/ф Маша и медведь | Практическая работа. - Продолжаем работу. - Сейчас вам предстоит выполнить творческую работу в цвете.. Задание: выполнить фантазийное изображение сказочных царств ограниченной палитрой, используя вариативные возможности цвета (работа красками). Примерные темы: «В царстве Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна Золотого солнца», «В замке принцессы Карамельки», «В гостях у Шоколадного царя» … - Приступайте к работе. | (Слайд №15) Выполняют работу в цвете (в эскизной форме в один прием) | 18 |