СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Основы учебно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Основы учебно-исследовательской деятельности»

Перед тем как я начну ознакомлять вас с выбранною мною статьей и с журналом, в котором она напечатана, мне бы хотелось, чтобы вы сами отгадали и сформулировали тему моего выступления, выполнив небольшое игровое задание.

выполнили.

$$$Статья, которую я выбрала, называется «Система работы над формированием у учащихся нравственных понятий» опубликована в декабрьском выпуске ежемесячного научно-методического журнала «Начальная школа» за 2020 год. $$$Главный редактор С.В.Степанова. Журнал точно заинтересует будущего или опытного учителя начальных классов, и даже родителя младшего школьника, ведь имеет множество рубрик и представьте, в каждом выпуске есть новые рубрики, в которых всегда содержатся актуальные темы и вопросы. $$$ К примеру, в выпуске, который довелось изучить мне, были такие рубрики как, «Историческая память народа – наше наследие», «Размышления, факты мнения», «Воспитание и обучение» (в которой как раз расположена моя статья), «Работа с родителями», «Педагогическое образование» и «Архивные страницы», «Прочитайте с детьми».

$$$ Итак, перейдем к самой статье. Автором являются заведующая кафедрой теории и методики дошкольного и начального образования Пензенского гос. университета Л.Д.Мали и учитель начальных школы №77 г.Пенза Е.В,Контрадьева. Хотелось бы зачитать введение статьи. $$$

$$$ В своей статье Мали и Контрадьева на примере рассказа Валентины Осеевой «Почему?» рассматривают определенную систему работы над формированием нравственных понятий у мл.школьников на уроках литературного чтения и основные виды работы в этой системе.

$$$ И я предлагаю вам ознакомиться с данной системой на конкретном примере, а именно: представить, что мы с вами вернулись вновь в начальную школу на урок литературного чтения, где у нас только-только зарождалась любовь к чтению и формировались нравственные и моральные понятия. И на примере поучительного произведения Василия Александровича Сухомлинского «Посмеялись над бабушкой» мы и проведем наш мини-урок.

$$$ Далее слайд со словами. Определяем значения слов. Спрашиваю, в каких произведениях, которые мы читали, персонажи обладают этими качествами. И часто ли с этими словами и качествами сталкиваются они в своей жизни. Предлагаю прочитать новый рассказ.

$$$ Урок авторы статьи призывают начать с осмысления нравственных понятий до чтения текста. Т.е. «на этапе подготовки к восприятию худ.произведения учитель заранее записывает на доске некоторые слова-названия нравственных понятий, которые необходимы учащимися для полноценного понимания идеи произведения. После небольшой беседы учитель предлагает прочитать новый рассказ и оценить насколько эти качества свойственны его героям.

$$$ Читаем рассказ. Вопросы:

- Ребята, как бы вы охарактеризовали поведение мальчиков в рассказе?

-В чем причина такого поведения? Понимают ли они, насколько плохой поступок они совершают и к чему он может привести?

- Какие чувства вы испытываете к бабушке?

$$$ Итак, этот этап называется «Характеристика персонажей прочитанного произведения». При характеристике персонажей произведения учитель просит описать поведение каждого героя, используя рассмотренные нравственные качества. Задания и вопросы могут быть совершенно разными.

$$$Продолжим наш урок по рассказу Сухомлинского:

- Чему учит нас рассказ «Посмеялись над бабушкой»?

- Как вы думаете будут ли герои этого рассказа в будущем поступать также некрасиво?

- Как бы вы поступили на месте мальчиков?

$$$ На слайде пословицы. Нужно выбрать, какие более полно отражают идею прочитанного произведения.

$$$ Этот вид работы называется «Работа над идеей произведения». Авторы предлагают обобщающей беседой закончить анализ текста, в ходе которой обучающиеся пытаются сформулировать те нравственные уроки, которые можно извлечь из прочитанного текста. И усилить восприятие идеи нам помогли пословицы.

$$$Также эффективной формой работы над усвоением нравственных понятий является ведение специального словарика. То есть, сейчас в конце нашего урока я бы предложила вам в качестве дом.работы задание записать новые понятия в словарик, дать им определения, опираясь на Толковый словарь, указать у кого из героев прочитанного произведения встречается эта черта характера и как она проявляется. Задавали ли вам в школе такое задание? Для чего оно нам нужно? На мой взгляд, это помогает впоследствии активно использовать слова-названия нравственных понятий в своей речевой практике и более осознанно их употреблять в жизни.

$$$И последний вид работы в этой системе, описанный в статье – это «Выполнение творческих заданий». Авторы публикации говорят, что включение в самостоятельную творческую деятельность играет большое значение для формирования нравственного поведения. То есть, после изучения нашего литературного произведения я могу предложить вам, как младшим школьникам самост.составить кроссворд по тематике, написать сочинение по пословице, что вызывает у учеников особый интерес или сочинение, раскрывающее содержание отдельных нравственных понятий.

Также, с большим желанием школьники участвуют в разного рода постановках на основе прочитанного. Ребята перевоплощаются в образ, «переживают» историю изнутри, более живо воспринимают персонажей произведения. В результате формируются нравственные компетенции, необходимые для ребенка.

$$$На этом я завершаю свое выступление. Спасибо за внимание, готова выслушать ваши вопросы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!