Основы воспитания толерантности учащихся

Категория: Всем учителям

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.

Просмотр содержимого документа
«Основы воспитания толерантности учащихся»

Толерантность. Основы воспитания толерантности учащихся

В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Не секрет, что сегодня всё большее распространение среди молодёжи получили недоброжелательность, озлобленность, агрессивность. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу. Поэтому, необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания в духе толерантности.


«Воспитание – это прежде всего человековедение» 
В.А.Сухомлинский.

1995 год по инициативе ЮНЕСКО был объявлен Международным годом Толерантности. С того времени слово «толерантность» прочно вошло в нашу повседневную жизнь. Представители более чем 185 стран подписали Декларацию Принципов Толерантности, в которой четко определили этот термин. Он формулируется так: "Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность. Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".

Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д

Толерантность – это то, что делает возможным достижение мира  и  ведет от культуры войны к культуре мира.
Толерантность – это человеческая добродетель: искусство жить  в  мире разных людей и идей,  способность  иметь  права  и  свободы,  при  этом,  не нарушая прав и свобод других людей. В то же время, толерантность  – это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция 

на основе признания.
Толерантность также требует предоставления каждому человеку возможностей для социального развития без какой-либо дискриминации. Это качество личности, которое является составляющей гуманистической направленности личности и определяется ее ценностным отношением к окружающим.

2003 год был объявлен ЮНЕСКО  годом  толерантности.  Это  объяснимо, ибособытия,  происходящие  в  мире,  часто  носят  характер  межэтнических, религиозных конфликтов, расовой дискриминации.

Общепризнанно, что человечеству не хватает толерантности, а проще говоря, взаимоуважительного, благожелательно - терпимого отношения друг к другу. Из-за такого дефицита происходит много бед. Казалось бы, так просто – живи и давай жить другим, имей свой образ жизни, веруй, выражай частным образом и публично свое мировоззрение, признай право других на то же самое, и все будет хорошо. Но почему-то не получается. Очевидно, проблема терпимости затрагивает какой-то глубокий уровень подсознания, и никакие рационалистические доводы разума часто не действуют. Поэтому огромную важность сегодня для нашей страны имеет теоретическая и практическая разработка принципов, методов, форм и содержания нового, культурного образования,воспитания.

В то же время толерантность вовсе не означает безразличие к любым взглядам и действиям. Так, например, аморально и преступно мириться с расизмом, насилием, унижением достоинства, ущемлением интересов и прав человека. Нельзя мириться в том случае, если искажаются научные данные или сведения, экспериментально доказанные.

Если невозможно однозначно оценить, что лучше, что оптимальнее, где истина, то целесообразно уважительно и спокойно отнестись к инакомыслию, оставаясь при своих убеждениях.

Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:

- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга;
-признание равенства партнёров;
-отказ от доминирования и насилия;
- готовность принять другого таким, какой он есть;
- доверие, умение слушать и выслушивать другого;
- способность к сочувствию, сопереживанию

Другой подход к укреплению толерантности выражается в создании условий, необходимых для осуществления прав человека. В сфере воспитания и развития толерантность означает открытость, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развитие способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по её преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия.

Толерантность – это условие нормального функционирования гражданского общества и условие выживания человечества. Именно в этой связи возникает необходимость в формировании у подрастающего поколения способности быть толерантным.

Проблему толерантности можно  отнести  к  воспитательной проблеме. Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да  и  в обществе  в  целом. Прекрасно  понимая,  что  мы  все  разные  и  что  надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем  себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг  к  другу,  что очень непросто.

К сожалению, дух нетерпимости, неприязни к другой культуре, образу жизни, верованиям, убеждениям, привычкам всегда существовал и продолжает существовать в наше время как в обществе в целом, так и в отдельных его институтах. Не является исключением и школа. Следует отметить, что предметом нетерпимости в школе может выступать как национальная, религиозная, этническая, социальная, половая принадлежность ребенка, так и особенности его внешнего вида, интересы, увлечения, привычки.

Особая роль в формировании толерантности у всех категорий обучаемых – от дошкольной до послевузовской образовательной системы -  принадлежит, безусловно, педагогам.

В настоящее время перед всеми педагогами встает вопрос: как обеспечить  формирование толерантных качеств личности школьника в процессе поликультурного образования. В современной социокультурной ситуации школа, должна стать местом, где создаются благоприятные условия для межэтнического общения, где всем учащимся прививается уважение к своей культуре и культурам других народов, поскольку именно в учебно-воспитательном процессе создаются ситуации культурного, межличностного, межнационального, формального и неформального общения. 

На мой взгляд, формирование таких  качеств,  как  признание  человеком другого,  принятие,  понимание  облегчило  бы  решение  проблемы  воспитания толерантности.

Толерантность являет собой новую основу педагогического общения  учителя и ученика, сущность которого сводится к таким  принципам  обучения,  которыесоздают  оптимальные  условия  для 

формирования  у   обучающихся   культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор  боязни  неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии - способ  выживания  человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

На  сегодняшний  день  возникает  необходимость   воспитания   культуры толерантности с самых первых дней обучения. Глобальное образование призвано воспитывать у учащихся чувство и сознание ответственности за настоящее и будущее мира, в котором они живут. Оно исходит из того, что предрассудки по отношению к чужим культурам (да и к своей собственной) возникают из-за отсутствия у людей знаний о народах и их отношениях, о национальных культурах и традициях. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - глобальная проблема, и наиболее эффективным способом ее формирования у подрастающего поколения является воспитание. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

В педагогической практике накоплено немало методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалоговых форм работы (дискуссий, диспутов, дебатов).

Педагогические технологии должны быть основаны на системном подходе к воспитанию и синтезе форм продуктивной деятельности учащихся.

В связи с этим, педагог на предметных уроках, в особенности на классных часах, должен уделять внимание патриотическому воспитанию, направленному на формирование уважительного отношения к  Родине, родным местам, историческому прошлому, родной культуре, собственному народу и народам Казахстана.  Одна из приоритетных задач воспитания на современном этапе – это воспитание такого гражданина общества, который любит Родину, уважает государство и его законы, толерантно относится к народам, населяющим Казахстан, стремится работать на ее благо, для процветания Отчизны, гордится достижениями страны и своего региона.
Положительная гражданская позиция должна стать частью мировоззрения учащегося, определять его действия по отношению к государству, вселять веру в будущее Казахстана. Человек, который не любит свой край, не чувствует привязанности к свой земле, не знает историю и культуру своего народа, не может быть по-настоящему гражданином и патриотом. Родина может ассоциироваться с домом, селом, краем, республикой, всем государством, и лучше всего, если границы Родины будут постепенно расширяться и включать в себя все части целого – дом, село (город), Казахстан.

Школа призвана заботиться о формировании психологии ребенка, в воспитании его в духе терпимости и братской любви к людям, школа обязана научить молодых людей умению различать добро и зло.
Система образования в России не должна быть основана на очередных планетарных утопиях и пренебрежении к религиозно-этической основе культуры, следовательно, наша цель – создание системы образования, основанной на глубоком освоении духовного наследия Казахстана. Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением учащихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, также уважению и открытости ко всем другим системам и традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям отечества и народа.

В основу обучения учащихся положены педагогические принципы:

→Гуманизация обучения, стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
→Интеграция различных видов искусства: музыки, изобразительного  искусства,  элементов театрализации, игры.

Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
Важную роль в приобщении к культурам, решении проблем взаимопонимания и взаимообогащения, повышения культуры межнационального общения играет язык. Изучение языков представляет собой один из наиболее действенных путей воспитания в духе терпимости и взаимопонимания. Ведь лишь владение языком иной культуры открывает возможность для ее всестороннего и достоверного понимания.

Необходимо особое внимание обратить на воспитание исторической памятью, правдой о становлении и развитии нашего многонационального государства, что приобретает особую важность для установления объективной истины, формирования личной позиции. В педагогическом аспекте единство исторического знания и культуры обозначает незыблемость межкультурных и межнациональных связей, способствует взаимопониманию и взаимообогащению народов.

Большую ценность для учащихся имеют этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, искусства, художественных промыслов, праздников. Важно, чтобы классный руководитель и воспитатель не только проявлял компетентность в этих вопросах, но и использовал накопленные знания в воспитательной работе, во время беседы, посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, просмотров фильмов национальных студий и т.д..
Совместная деятельность детей создает общее эмоциональное переживание, ребята оказывают помощь друг другу при выполнении задания, сострадают, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков.

Проблемы воспитания толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, т.к. резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Нельзя обойтись без тщательного анализа причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Именно на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов с использованием возможности сферы образования. Изначально в человеке заложены как добрые, так и злые начала и их проявление зависит от условий жизни человека, от среды, в которой он живет и развивается, от менталитета, которые непосредственным образом влияют на индивидуальность, на мировоззрение, стереотипы поведения.

Уроки эстетического цикла имеют большое эмоциональное воздействие на подрастающее поколение.     
Ориентация педагога на постижение смыслов  поведения  и  поступков  детей означает, что в воспитательной деятельности на первый  план  выходят  задачи понимания ребенка.

Формирование культуры межнациональных и межличностных отношений требует взаимодействия школы с семьей, с социальной средой. Необходимо проведение  грамотной светской и религиозной политики в обществе, соответствующей направленности средств массовой информации, литературы, киноискусства. Воспитание культуры толерантности, на наш взгляд,  должно  осуществляться по формуле: "родители + дети + учитель".
Мероприятия,  в  которых  принимают  участие  родители,  служат   хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка  школы  исемьи,  объединивших  свои  усилия  в  учебном  процессе,  направленном   на воспитание открытого, непредвзятого отношения к человеческому  многообразию.

Путь к толерантности –  это  серьезный  эмоциональный,  интеллектуальный труд и психическое напряжение, ибо оно возможно только на  основе  изменения самого себя, своих стереотипов, своего сознания.
В основе педагогической деятельности учителя должен быть живой смысл  и живое общение на основе живого слова, живого понятия, что, в  свою  очередь, важно не само по себе, а как путь не просто к  толерантности,  пониманию,  апуть  к  толерантному  взаимодействию, 

взаимному пониманию.  Если педагог толерантен, он

уверен,  открыт,  доброжелателен. Он выступает по отношению к учащемуся в роли наставника.

Воспитание в духе терпимости должно быть  направлено  на  противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим.  Оно

должно  способствовать  формированию у молодежи   навыков  независимого мышления,  критического  осмысления  и  выработки  суждений, основанныхна моральных ценностях.

Основная цель  воспитания:

•    содействовать максимально широкому распространению идей и социальных образцов толерантности, практическое приобщение к культуре толерантности детей;
•    способствовать формированию личности, обладающей чувством собственного достоинства и уважения к людям, умеющей строить отношения в процессе взаимодействия с учащимися разных верований, национальностей на основе сотрудничества и взаимопонимания.

Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре.

Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.




Формирование толерантных отношений у современных школьников

 

В ходе целенаправленной воспитательной работы создаются условия для формирования у учащихся толерантного сознания, толерантных отношений.

Проблема культуры общения — одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Порою складывается ощущение, что искусство общения – это дар, которым обладают примерно 5-7 % людей. Всех остальных – надо учить. Учить диалогу, учить умению слушать, слышать, понимать, не манипулировать и не применять насилия к партнеру по общению, а пытаться ему открыть себя так, чтобы он тебя понял. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. «Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе.

Толерантность — это активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя взаимопонимания между народами, социальными группами, для позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

Для успешного фор­мирования толерантных установок на уровне личности важ­но знать, в чем заключаются основные различия между толе­рантной и интолерантной  личностями. Приведенные ниже критерии подходят для самых разных групп, начиная от семьи и школьного класса и кончая обществом в целом. К сожалению, они не всегда видны «невооруженным взглядом». Некоторые из них дос­тупны лишь подготовленным и заинтересованным наблю­дателям.

Критерии толерантности (по Солдатовой Г.У.)

• равноправие (равный доступ к социальным благам, к управленческим, образовательным и экономическим возможностям для всех людей, независимо от их пола, расы, национальности, религии, принадлежности к какой-либо другой группе);

·        взаимоуважение членов группы или общества, добро­желательность и

терпимое отношение к различным груп­пам (инвалидам, беженцам и др.);

·        равные возможности для участия в политической жиз­ни всех членов

общества;

·        сохранение и развитие культурной самобытности и язы­ков

национальных меньшинств;

·        охват событиями общественного характера, праздника­ми как можно

большего количества людей, если это не противоречит их культурным традициям и религиозным верованиям;

·        возможность следовать своим традициям для всех куль­тур,

представленных в данном обществе;

·        свобода вероисповедания при условии, что это не ущемляет права и

возможности других членов общества;

·        сотрудничество и солидарность в решение общих проблем;

·        позитивная лексика в наиболее уязвимых сферах ме­жэтнических,

межрасовых отношений, в отношениях между полами. [3]

Проявления нетерпимости: (по Солдатовой Г.У.)

·        оскорбления, насмешки, выражение пренебрежения;

·        игнорирование (отказ в беседе, в признании);

·        негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки (составление

обобщенного мнения о человеке, принадлежащем к иной культуре, полу, расе, этнической груп­пе, как правило, на основе отрицательных характерис­тик);

·        этноцентризм (понимание и оценка жизненных явлений сквозь призму

ценностей и традиций собственной группы как эталонной и лучшей по сравнению с другими группами);

·        поиск врага (перенос вины за несчастья, неблагополу­чие и социальные  проблемы на ту или иную группу);

·        преследования, запугивания, угрозы;

·        дискриминация по признаку пола, сексуальной ориен­тации и других

различий (лишение социальных благ, от­рицание прав человека, изоляция в обществе);

·        расизм (дискриминация представителей определенной расы на основе   предпосылки, что одни расы превосхо­дят другие);

·        ксенофобия в форме этнофобий (антисемитизм, кавказофобия и др.),

религиозных фобий, мигрантофобии (не­приязнь к представителям других культур и групп, убеж­дение в том, что «чужаки» вредны для общества, пре­следование «чужаков»);

·        национализм (убеждение в превосходстве своей нации над другими и в

том, что своя нация обладает большим объемом прав);

·        фашизм (реакционный антидемократический режим, для которого

характерны крайние формы насилия и массо­вый террор);

·        империализм (покорение одних народов другими с це­лью контроля  

богатств и ресурсов подчиненных наро­дов);

·        эксплуатация (использование чужого времени и труда без

справедливого вознаграждения, безрассудное исполь­зование ресурсов и природных богатств);

·        осквернение религиозных или культурных символов;

·        религиозное преследование (насаждение конкретной веры, ее

ценностей и обрядов);

·        изгнание (официальное или насильственное);

·        сегрегация, включая апартеид (принудительное разде­ление

людей различных рас, религий или полов, обычно в ущерб интересам одной группы);

·        репрессии (насильственное лишение возможности ре­ализации

прав человека), уничтожение и геноцид (содер­жание в заключении, физические расправы, нападения, убийства). [3]

         Смысл  деятельности учителя и воспитателя в формировании толерантных отношений – содействовать повышению коммуникативной компетентности учащихся, то есть готовности и умению вступать в диалог, вместе с другими искать истину и сообщать о результатах своих поисков в форме, понятной каждому, кто в этой истине нуждается. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключают фактор боязни неправильного ответа.

Какой возраст наиболее удо­бен для воспитания толерант­ного отношения к другому?

На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения.

Для начальной школы проблема воспитания толерантности актуальна сама по себе. На этом жизненном этапе начинает складываться взаимодействие между 20 — 30 детьми, пришедшими из разных микросоциумов, с разным жизненным опытом и с несформированностью коммуникативной деятельности. Для плодотворного обучения в классе необходимо свести эти противоречия в процессе взаимодействия к некой общей основе. Ненасильственное, уважительное отношение, гармонизация отношений в классе, воспитание толерантности способствуют развитию сотрудничества.

Воспитание толерантности невозможно в условиях авторитарного стиля общения «учитель — ученик», «воспитатель – ученик». Поэтому одним из условий воспитания толерантности является  освоение педагогами определенных демократических механизмов в организации учебного процесса и общения учеников друг с другом , с учителем и воспитателем. Именно в начальной школе важно научить ребенка, с одной стороны, принимать другого как значимого и ценного, а с другой стороны — критически относиться к своим собственным взглядам.

Особое внимание обращается на воспитание толерантности в подростковом возрасте.  Именно в этот период начинает формироваться чувство культурной идентичности чело­века, а соответственно повыша­ется интерес к вопросам куль­турной принадлежности. В подростковом воз­расте закладываются основы дальнейшего социального пове­дения личности, в том числе: способность к эмпатии или кон­фликтность, социальная изоли­рованность, позитивное или заведомо негативное отношение к другому. Подростковый возраст, как известно, всегда — возраст трудный.

У старшеклассников важно воспитывать такие качества, как политическая осведомленность, сознательное участие в политической жизни общества, способность идти на компромисс при разногласиях и спорах, справедливость в отношениях с людьми, способность встать на защиту любого человека, независимо от национальности.

Как и общество в целом, школа должна собственным примером под­тверждать ценности толерантности и воплощать их. В каждом классе дол­жна быть создана благоприятная среда для формирования толерантных установок. Ниже приведена модель, в которой представ­лены формы поведения в толерантном и интолерантном классах.


Толерантный класс

Интолерантный класс

Умение внимательно слушать и слышать

Перебивание, неумение слушать друг друга, нетерпение

Стремление разобраться, расспрашивание

Игнорирование

Совет, предложение

Отстранение

Похвала, согласие

Обзывание

Подбадривание

Обвинение, упреки

Благожелательность

Осуждение, критика

Утешение

Морализирование

Уважение

Угрозы

Эмпатия

Предостережение, предупреждение

Поддержка

Приказ, указание

[2]

Главное в работе педагогов – направленность содержания деятельности учащихся, регулирование межличностных отношений. Общение имеет непреходящую ценность лишь в том случае, если вызовет потребность взаимного обмена мыслями, идеями, способствует проявлению внимания и сочувствия к людям. Успешное решение этой задачи во многом зависит от характера свободного общения школьников, их психологической предрасположенности к контактам в коллективе.

Наиболее благоприятной для формирования толерантности, на мой взгляд, является коллективная творческая деятельность с общественно значимым смыслом, когда расширяются ее границы и учащиеся могут проявить свое личностное отношение к более широкому кругу людей, сверстников. Для этой цели могут быть использованы все виды учебной и внеурочной работы, содержание которых нацелено на формирование нравственных взаимоотношений между людьми.

Особую актуальность проблема воспитания толерантности приобретает в условиях многонациональных коллективов, где учатся дети из семей самых различных национальностей, и не допускать ситуаций, когда проявляется неравенство детей в их правах и обязанностях. Различие национально-этнических особенностей, которым ученики зачастую придают оценочный оттенок, а также специфика семейного уклада, быта, традиций накладывают определенный отпечаток на поведение и на взаимоотношение детей с окружающими. В этих условиях при организации внеклассной и внешкольной работы крайне необходимо сближать интересы учащихся различных национальностей.

            При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между отдельными группами детей, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит детей находить компромиссы при коллективном планировании, выборе средств реализации намеченного. Коллективный анализ деятельности формирует умения доброжелательно давать оценки, высказывать мнения о действиях других людей. Коллективная творческая деятельность, общение детей способствуют формированию толерантности, если дети при этом приобретают опыт гуманного, партнерского взаимодействия с педагогом, своими сверстниками, старшими и младшими. С этой целью педагогу необходимо регулировать отношения между детьми, их общение, совместные действия.

Важно обеспечить психологическую защищенность ребенка, успешность его отношений в классе, микрогруппе. Для этого необходимо:

▪ при формировании микрогрупп учитывать психологические особенности, межличностные отношения учащихся, их совместимость, способность и готовность к независимости своей позиции;

▪ обеспечивать реализацию личности каждого, утверждение его достоинства, достижение успеха, признание товарищами;

▪ создавать специальные ситуации, позволяющие каждому школьнику проявить независимость своих суждений, уважительное отношение к мнению других; принимать самостоятельные решения;

▪ не допускать подавления, ущемления личного достоинства одних детей другими;

▪ с целью развития контактов и обогащения опыта общения использовать различные способы формирования микрогруппы;

▪ добиваться самокритичности и объективности детей, используя самооценку и взаимооценку, умение корректно высказывать мнение о поведении и действиях других;

▪ при анализе итогов совместной работы особое внимание обращать на оценку взаимоотношений детей, комфортность каждого в групповой работе, показать значимость действий каждого в достижении общих результатов.

Важно, чтобы педагог личным примером показывал, как надо относиться к суждениям других, говорить и слушать других, корректно отстаивать свою точку зрения. [1]

Большую роль в формировании толерантных отношений могут сыграть психологические тренинги, направленные на развитие коммуникативных умений.

Сейчас пользуется большим спросом тренинг толерантности для подростков  "Жить в мире с собой и другими", разработанный Галиной Солдатовой, доктором психологических наук и группой коллег.

Тренинг «Жить в мире с собой и другими» - важная составляющая психолого-педагогической программы воспитания старшеклассников в духе толерантности и культуры мира. Он может выступать в качестве одной из форм внеклассной работы с учениками старших классов и рассчитан на 11 занятий.

Воспитание в духе толерантности не ограничивается усвоением понятий «толерантность» и «толерантная личность». В программе, через развитие таких составляющих толерантности как эмпатия, доверие, воображение, сочувствие, сопереживание раскрывается суть "инаковости", отличности от других. Ставится важная проблема «границ» толерантности.

Важной целью тренинга является формирование у подростка способности активно защищать права человека, выражать протест против любых форм дискриминации. [3]

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработке суждений, основанных на моральных ценностях.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Байбородова Л. В. Воспитание толерантности в процессе организации деятельности и общения школьников. /Ярославский педагогический вестник. - 2003. -  № 1

2. Риэрдон Б.Э. Толерантность - дорога к миру. М.: Бонфи, 2001. - 304 с. - (Прогр. "Гражд. о-во").

3. Солдатова Г.У., Шайгерова Л.А., Шарова О.Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис,-  2000. – 112 с.

Структура занятия

Каждое занятие состоит из трех частей:

•  Разминка. Включает в себя упражнения, способствующие активизации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности. Ведущий может воспользоваться предложенными вариантами или, если понадобится, подбирать упражнения для разминки самостоятельно в зависимости от особенностей каждой конкретной группы.

•  Основное содержание занятия. Эта часть включает в себя лекции, игры, упражнения, задания, помогающие понять и усвоить главную тему занятия.

•  Рефлексия занятия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своем настроении. В сценарии тренинга приведены примерные вопросы для завершения каждого занятия, ориентированные на содержание. Однако ведущий может предлагать и свои варианты вопросов, обращая особое внимание на то, что, по его мнению, осталось не до конца понятым или недосказанным. Кроме того, на любом занятии можно задавать вопросы, концентрирующие внимание участников на их состоянии, например:

•  Что вы сейчас чувствуете?

•  Какими мыслями вы хотели бы поделиться с группой?

•  Какие чувства вы испытывали во время выполнения упражнений?

•  Что показалось вам наиболее интересным, новым, неожиданным?

Работа "здесь и теперь" с непосредственными чувствами и ощущениями необходима в подобных тренингах: подростки постепенно привыкают считаться с особенностями настроения других, у них развивается умение слышать и слушать, а это является важным компонентом эмпатии. Рефлексия помогает лучше понять себя, свой внутренний мир, свои поступки.

Два занятия отличаются по своей структуре от остальных. На первом занятии принимаются правила групповой работы (за соблюдением которых ведущему предстоит следить в течение всей работы группы), добавляется вводная часть (ознакомление с проблемой) и процедура знакомства участников тренинга. Восьмое занятие целиком посвящено проведению игры.

Доклад

"Воспитание толерантной личности школьника"


"Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав", — писал Эрих Мария Ремарк. Основная задача школы воспитать человека, который жил бы в гармонии разума и чувств. Вот тогда мы можем смело повторить слова Д.И. Менделеева: "Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян".


В основе понятия "гармония разума и чувств", несомненно, лежит толерантность — слово, которому дается несколько определений. Но мне больше нравятся слова персидского философа Омара Хайяма, который дает очень емкое объяснение этому слову:

"Не делай зла — вернется бумерангом,

Не плюй в колодец — будешь воду пить,

Не оскорбляй того, кто ниже рангом,

А вдруг придется что-нибудь просить.

Не предавай друзей, их не заменишь,

И не теряй любимых — не вернешь,

Не лги себе — со временем проверишь,

Что этой ложью сам себя ты предаешь".


На мой взгляд, толерантная личность — это че­ловек, хорошо знающий себя и понимающий дру­гих людей.         Воспитание толерантной личности — процесс сложный, требующий определенных условий.

В каких условиях воспитывается толерантная личность:

  • окружающая действительность;

  • взаимоотношения в семье;

  • общение со сверстниками;

  • общение с учителями и старшими.

Реализовать эти условия можно на тематических классных часах. Например, "Семья — это та среда, где человек учится делать добро".

Все морально-этические качества закладываются в семье. Семейную атмосферу легко определить по поступкам и взглядам ребенка, ведь

Семья — это крохотная страна.

И радости наши произрастают,

Когда в подготовленный грунт бросают

Лишь самые добрые семена!

В выпускных классах целесообразно проводить различного рода тестирование, которое может определить место ребенка в семье: является ли он центром ее жизни или отделен от нее и живет обособленно.

Нельзя воспитать толерантную личность без здорового образа жизни. Поэтому классные часы, посвященные последствиям вредных привычек и результату здорового образа жизни должны быть частым явлением в выпускных классах.

Приятно видеть, когда ученики, вступая в самостоятельную жизнь понимают всю пагубность вредных привычек и с позитивным настроем выбирают свою дорогу в жизни.

А я

Люблю людей в прекрасном настроении,

Когда в глаза смеется доброта,

А в сердце то незримое свечение,

Той синевы простор и высота.


А такая тема классных часов как "Эгоизм и альтруизм" учит ребят, пользуясь словами Цицерона, чаще заглядывать в самого себя.

Пускай поможет нам Всевышний

Внутри гордыню усмирить,

Друг друга, наконец, услышать,

По-человечески простить!


Анализируя свои поступки, ученики приходят к понятию разумного эгоизма, оценивают альтруистические наклонности в разумных пределах.

Такие уроки помогают ребятам понять, что нравственные качества человек приобретает только в обществе.

Французский психолог Пьер Жане высказал как-то мысль о том, что "личность человека развивается в сотрудничестве с другими людьми". Только в контактах с другими людьми человек может доподлинно узнать и развить самого себя.

Большую часть времени учащиеся проводят в общении со своими одноклассниками, со сверстниками.

Наша страна многонациональная, и мы к этому уже давно привыкли. Наверное, в каждом классе есть дети разных национальностей. Приятно осознавать, что ребята не акцентируют внимание на цвете кожи.

Антуан де Сент Экзюпери говорил: "Если я чем-то на тебя не похож, я этим вовсе не оскорбляю тебя, а, напротив, одаряю".

Ведь, действительно, общаясь между собой, ребята изучают культуру других народов, их национальные особенности, тем самым обогащают себя, становятся терпимее друг к другу.

"Мы разные — в этом наше богатство,

Мы вместе — в этом наша сила".

Толерантный человек должен уметь общаться с людьми разного возраста, младшему поколению передавать свои знания и опыт, у старших — с учиться.

Работа в школьном музее "Истоки" — это замечательная возможность познакомиться с историей родного края, ведь без знания своих корней не может вырасти гармонично развитая личность. Учащиеся старших классов проводят экскурсии для ребят начальной школы, воспитывая в них любовь к своей Родине.

"Родной край, его история, — писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, — основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества".

Воспитание у школьников гуманного отношения к ветеранам войны, к старикам помогает им понять, что значит быть патриотом своей родины.


Мы только начинаем жить,

Вы в наши годы воевали…

Вы шли на фронт, стране служить,

Вы на войну детьми бежали.


Каждый год, 9 мая, в День Победы мы приглашаем в нашу школу ветеранов тыл, воинов-афганцев, чтобы выразить им свое чувство благодарности, за победу, которая позволила быть нашей стране.


Благодарим вас за победу!

За верность Родине своей!

Сегодня мы под мирным небом

Живем и радуем детей!

Спасибо, наши ветераны,

Что дали детство без войны,

Спасибо вам! Вы были правы –

Сильней России нет страны!


И наши ученики должны быть в этом уверенны.

Итак, какую же личность мы получаем на завершающем этапе обучения? На протяжении многих лет мы воспитывали в своих учениках нравственные качества: милосердие, доброту, гуманное отношение к людям, терпимость. Да и наше государство ждет от нас молодое поколение, способное неординарно мыслить, быстро ориентироваться в современном мире, находить верные решения в сложных ситуациях.

Конечно. Нам хотелось бы, чтобы наши выпускники сохранили эти качество надолго. Прощаясь, с ними мы говорим им напутственные слова:

Останься честен, говоря с толпой,

Будь прям и тверд с врагами и друзьями.

 Пусть все в свой час считаются с тобой.

 Наполни смыслом каждое мгновенье,

 Часов и дней неумолимый бег,

 Тогда весь мир ты примешь во владенье,

 Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

 Р. Киплинг




Скачать

Рекомендуемые курсы ПК и ППК для Вас