ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОСТОЧНАЯ ЭКОНОМИКО-ЮРИДИЧЕСКАЯ
ГУМАНИТАРНАЯ АКАДЕМИЯ» (Академия ВЭГУ)
Направление –44.03.01 Педагогическое образование
Направленность (профиль) – Дошкольное образование
Мансурова Розалия Ранисовна
Контрольная точка 1
Тема: Основы здорового образа жизни 19.09.2022
Преподаватель Домрачева Екатерина Анатольевна
Уфа 2023
План
Здоровье человека.
Понятие ЗОЖ.
Роль физической культуры в профилактике вредных привычек.
Основы рационального питания.
Здоровье человека. Здоровье –это не только отсутствие болезни и немощи, а именно состояние физического, психического, социального благополучия.
Существуют международные рейтинги здоровья, которые составляются ежегодно на основании следующих показателей:
-физическая активность и экология
- продолжительность жизни
-количество потребляемых сигарет и алкоголя.
- уровень детской смертности.
К основным составляющим здоровья относят:
- физическая составляющая.
- психологическая составляющая.
- поведенческая.
Соматическое здоровье- текущее состояние органов и систем органов человеческого организма.
Физическое здоровье- важнейший компонент в сложной структуре состояния здоровья человека.
К проявлениям самоорганизации относятся способность к самообновлению, саморегулированию и самовосстановлению.
Физическое здоровье обуславливается способностью организма к саморегулированию.
Саморегуляция составляет сущность биологической формы развития, т.е. жизни.
Фактически физическое здоровье- это состояние организма человека, характеризующееся возможностями адаптироваться к различным факторам среды обитания, уровнем физического развития, физической и функциональной подготовленностью организма к выполнению физических нагрузок.
К основным факторам физического здоровья человека относятся:
Уровень физического развития
Уровень физической подготовленности
Уровень функциональной подготовленности организма к выполнению физических нагрузок
Уровень и способность к мобилизации адаптированных резервов организма, обеспечивающее его приспособление к воздействию различных факторов среды обитания.
Практическая медицина выделяет три основных состояния человека:
Здоровье- состояние оптимальной устойчивости организма (адаптация удовлетворительная)
Предболезнь – состояние с возможным развитием патологического процесса в организме и снижением резервов адаптации.
Болезнь- процесс, проявляющийся в виде клинических (патологических) изменений в состоянии организма человека (срыв адаптации).
Компоненты потенциала.
Потенциал разума (интеллектуальный аспект здоровья)- способность человека развивать интеллект и уметь им пользоваться.
Потенциал воли (личностный аспект здоровья)- способность человека к самореализации, умению ставить цели и достигать их, выбирая адекватные средства.
Потенциал чувств (эмоциональный аспект здоровья)- способность человека конгруэнтно выражать свои чувства, понимать и безоценочно принимать чувства других.
Потенциал тела (физический аспект здоровья)- способность развивать физическую составляющую здоровья, «осознавать» собственную телесность как свойство личности.
Общественный потенциал ( социальный аспект здоровья)- способность человека оптимально адаптироваться к социальным условиям, стремление постоянно повышать уровень коммуникативной компетентности, вырабатывать чувство принадлежности ко всему человечеству.
Креативный потенциал (творческий аспект)- способность человека к созидающей активности, творчески самовыражаться в жизнедеятельности, выходя за рамки ограничивающих знаний.
Духовный потенциал (духовный аспект)- способность развивать духовную природу человека.
Понятие ЗОЖ. Образ жизни- это определенный вид (тип) жизнедеятельности человека.
При анализе образа жизни обычно рассматриваются различные виды деятельности: профессиональная, общественная, социально- культурная, бытовые и другие.
Основыми факторами, определяющие образ жизни человека являются:
Уровень общей культуры человека; уровень образования; материальные условия жизни; половые и возрастные особенности; конституция человека; состояние здоровья; экологическая среда обитания; характер работы профессии; особенности семейных отношений и семейного воспитания; привычки человека; возможности удовлетворения биологических и социальных потребностей.
Здоровый образ жизни обьеденяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в наиболее оптимальных для здоровья и развития человека условиях.
К основным социальным принципам здорового образа жизни относятся следующие:
- образ жизни должен быть эстетичным
- образ жизни должен быть нравственным
-образ жизни должен быть волевым
К основным биологическим принципам здорового образа жизни могут быть отнесены следующие:
- образ жизни должен быть возрастным
- образ жизни должен быть обеспечен энергетически
-образ жизни должен быть укрепляющим
- образ жизни должен быть ритмичным
Окружающая среда также действует на здоровье. В настоящее время здоровье не всегда и не в должной степени является предметом заботы самого человека. И человек становится только «потребителем» своего здоровья, но не его «производителем».
Наследственность- присуще всем организмам свойство передавать потомству характерные черты строения, индивидуального развития, обмена веществ, а следовательно, состояние здоровья и предрасположенности ко многим заболеваниям.
Физическая культура- органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная область.
Основными причинами возникновения и распространения, вредных привычек являются:
Любопытство, которое подталкивает людей к употреблению данных средств.
Уход от физического и эмоционального стресса.
Неумение правильно использовать свободное время
Чувство новизны
Отчуждение и неустроенность в жизни и т.д
Активная физическая деятельность- одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Физические упражнения, труд, игры развивают работоспособность, выносливость, силу, ловкость, скорость.
Хорошая двигательная активность необходимое условия нормального роста и развития организма.
Режим дня- это определённый распорядок труда, отдыха, питания и сна. Режим это в первую очередь самодисциплина, добровольное выполнение принятых на себя обязательств.
Основы рационально питания. Рациональное питание- сбалансированный рацион, составленный с учетом пола, возраста, состояния здоровья, образа жизни, хараткера труда и профессиональной деятельности человека, климатических условий его проживания.
Питание- основной источник энергии для человека. Соблюдение норм рационального питания способствует укреплению здоровья, профилактике заболеваний, состояний, обусловленных избытком или недостатком нутриентов.
Правила организация рационального питания.
В основе рационального питания лежит принцип 25:50:25, определяющий калорийность рациона на завтрак, обед, и ужин.
При соблюдении рационального питания меню должно включать:
-зерновые
-цельнозерновой хлеб
-нежирные сорта мяса
- яйца
-кисломолочные продукты с низким содержанием жиров
-свежие фрукты и овощи.
Спасибо за лекцию, очень была интересная, вроде тема распространенная, но много нового узнала для себя потенциалы, принцип питания 25:50:25, ваше спокойствие, даже не могла предположить что преподаватель физической культуры может быть таким спокойным, для меня преподаватель данной дисциплины представляется активным, эмоциональным, ваше спокойствие меня очень удивило)