Педагогический
Особенность общения как сущностной характеристики педагогического процесса вуз а
Есенгельды Тамирис
Алматы, 2021 г
Одной из важнейших составляющих общей культуры педагога является культура общения. Ее основой, прежде всего, является гуманное отношение к студентам.
Содержание педагогического общения выступает в
трех основных аспектах:
Педагогическое общение несет в себе огромный воспитательный потенциал.
1) как средство решения задач, возникающих перед педагогом и студентом, их родителями, между преподавателями и коллегами
2) как система социально-психологического обеспечения процесса педагогического общения;
3) как способ организации взаимоотношений преподавателей и
студентов, в котором сочетаются обучение и воспитание, и как процесс
воспитания личности и творческой индивидуальности.
Основными функциями педагогического общения являются:
Воспитательная
функция
Социальная
Информационная
функция
функция
вхождению в общество, его адаптации к различным социальным ролям, формирует способность к установлению межличностных
контактов. Для того чтобы адаптация ребенка проходила успешно,
сформировать доброту, решительность, уверенность в себе
открытость, и другие качества
Передача накопленных человечеством знаний и умений подрастающему поколению, жизненного опыта.
трансляция учебной информации учителей ВШ, а также посредством информационных средств (учебник, учебное пособие, схемы, графики, рисунки и т.п.).
.
реализуется в ежедневном
взаимодействии педагога в различных видах деятельности.. Общаясь с учителем ВШ, мы усваиваем нормы поведения, развивает чувства, приобретает опыт взаимоотношений.
Сущностью педагогического взаимодействия является прямое
или косвенное воздействие субъектов этого процесса друг на друга,
порождающее их взаимную связь
Основными х-ми явл: взаимоотношение,
взаимопомощь,
взаимоприятие,
взаимопонимание,
поддержка,
доверие,
эмпатия.
Преподаватель вуза инициатор и руководитель
Процесса общения представляет систему
Взаимодействия педагога и студенческого коллектива, содержанием
Которого являются обмен информацией, учебно-воспитательное
Воздействие, организация взаимоотношений и трансляция личности
Педагога обучаемым.
Основная функция вуза - формирование личности специалиста
В системе вузовского
педагогического общения сочетаются два фактора:
Именно этот социально-психологический стержень придает взаимоотношениям в вузе особую эмоциональную продуктивность. Без осознания партнерства в деятельности студентов трудно вовлечь в
самостоятельную работу, привить им вкус к профессии, воспитать профессиональную направленность личности в целом.
преподаватель-студент
ведомый-ведущий;
Приемы:
- включение студентов в начальные формы исследовательской деятельности;
- создание форм совместного общения для лучшей личностной социализации студентов, участие в заседаниях кафедры, конференциях, лекциях среди населения, выступления в печати и т.д.;
- совместная научно-исследовательская работа;
- совместные нерегламентируемые, неофициальные контакты, беседы о науке, искусстве, профессии, книгах;
- участие профессорско-преподавательского состава в студенческом досуге (конкурсы, "круглые столы").
Заключение
Список литературы:
- Бодалев, А.А.Психология общения.М., 1996.
- Маслоу, Е. Мотивация и личности ,С.,2006.
- Николова, М. Педагогическая общительность как профессиональное качество при подготовке педагога Юбилейная научная конференция ВВВОУ „В.Левски”, 1999. с.283-287.
- Славин,Р.,Педагогическая психология,С.,2004.
Таким образом, педагогическое общение – это система социально-психологического взаимодействия между преподавателем и студентом, направленная на создание оптимальных социально-психологических условий для совместной деятельности. Именно благодаря эффективному педагогическому общению создается благоприятная атмосфера для позитивных изменений личности преподавателя; развития личности студента, овладение им знаниями и умениями, необходимыми для становления будущего специалиста.