Особенности чтения хоровых партитур
различных типов и видов на занятиях вокального кружка.
Материал подготовила
концертмейстер Образцовой
шоу-группы «Поющие Звёзды»
г. Джанкой, Республики Крым
МОУ лицея «МОК №2»
Гаврилович Елена Станиславовна
Виды работы
Хоровая партитура. Возникновение, общие сведения. Важнейшие обозначения. Различные виды ознакомления с партитурой. Чтение с листа. Транспонирование.
Исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр).
Чтение партитур с инструментальным сопровождением, способы исполнения. Чтение партитур с участием солистов.
Исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Сложные хоровые партитуры a capella с развитым мелодическим и ритмическим рисунком, элементами подголосочной полифонии, возможными divisi. Чтение с листа.
Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз.
Исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх и вниз. Подготовка аннотаций (2-3 за семестр). Чтение партитур в ключах «До».
Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для однородного и смешанного хора a capella преимущественно гомофонно-гармонического склада. Партитуры 2-3-4-х-строчные. Чтение с листа. Транспонирование в тональности на секунду вверх вниз.
В результате занятий педагог должен уметь:
- выразительно исполнять хоровую партитуру на фортепиано, соблюдая агогические ударения в словах и цезуры, связанные с фразировкой поэтического и музыкального текста, показать навыки владения штрихом «legato»;
- сочетать пение одной из партий с одновременным исполнением партитуры на фортепиано как полностью, так и исключая партию, исполняемую голосом;
- петь аккорды по вертикали;
- подготовить аннотацию на изучаемую партитуру;
- читать с листа и транспонировать хоровые партитуры в тональности на секунду вверх и вниз.
Основной вид работы – исполнение на фортепиано хоровых партитур для смешанного хора с фортепианным сопровождением. Предполагается, что сложные хоровые партитуры a capella также не останутся без внимания.
В результате занятий пелдагог должен уметь:
- исполнить на фортепиано отдельно хоровую партитуру и отдельно - сопровождение;
- исполнять сопровождение при одновременном пении любой партии хора;
- исполнять сопровождение и и петь партии солистов или отдельные реплики, предшествующие вступлению хора в оперно-хоровых сценах, кантатах и ораториях;
- исполнять сопровождение при одновременном исполнении педагогом хоровой партитуры на втором инструменте (и наоборот);
- исполнять хоровую партитуру, заполняя паузы хора сопровождением;
- присоединять фортепианное сопровождение к хоровой партии;
- подготовить аннотацию на исполняемое сочинение;
- читать с листа и транспонировать лёгкие партитуры с сопровождением на секунду вверх и вниз.
Далее -
Основной вид работы – исполнение на фортепиано полифонических хоровых партитур для смешанного хора a capella и с сопровождением. Повышенные по степени сложности хоровые партитуры a capella и сочинения преимущественно гомофонно-гармонического склада с сопровождением. Чтение партитур в ключах «До».
В результате занятий педагог должен уметь:
- отчётливо представлять логику полифонического развития голосов;
- уметь исполнить каждый из голосов партитуры в отдельности, либо чередуя разные сочетания голосов; полное исполнение полифонической хоровой партитуры должно стать результатом тщательной проработки каждого голоса в отдельности; при этом кантилена в исполнении полифонии должна стать новым этапом в овладении штрихом «legato»;
- уметь чувствовать и передать стилевые особенности музыки разных эпох – Возрождения, Барокко, классицизма, романтизма, музыки русских композиторов 19 и 20 веков, народных песен;
- исполнять хоровые партитуры, написанные в вокальных ключах «До»;
- читать с листа и транспонировать несложные хоровые партитуры в тональности на секунду и терцию вверх и вниз;
- подготовить аннотацию на исполняемое сочинение.
Содержание
На протяжении всего обучения, в процессе индивидуальных (практических) занятий, помимо работы над исполнением хоровых партитур, также ребенок получает теоретические знания, касающиеся предмета обучения.
Теоретическая часть дисциплины
Хоровая партитура
Общие сведения о хоровой партитуре. Возникновение хоровой партитуры. Строение хоровой партитуры. Ключевые обозначения хоровых партий. Запись литературного текста в хоровой партитуре. Различные виды записи хоровых партитур. Особые партитурные обозначения.
Работа над партитурой
Различные виды ознакомления с хоровой партитурой. Специфика исполнения на фортепиано хоровых партитур. «Legato» как основной способ звуковедения в хоре. Роль правильной аппликатуры при исполнении хоровых партитур на фортепиано. Различные аппликатурные приёмы. Распределение голосов партитуры между правой и левой руками. Способы упрощения партитур при исполнении на фортепиано. Педализация. Вокально-хоровой анализ.
Чтение партитуры с листа
Чтение с листа – важнейший навык в курсе чтения хоровых партитур. Основная задача чтения с листа – ознакомление с неизвестным сочинением. Для успешного овладения этим навыком необходимо уметь видеть нотный текст немного впереди фактического звучания партитуры, одновременно читать её по горизонтали и вертикали. Необходимость систематических занятий по чтению партитур с листа с самого начала изучения курса.
Транспонирование хоровых партитур
Транспонирование как возможность выбора необходимых условий в репетиционном процессе.
Важнейшие приёмы транспонирования:
- путём замены ключевых знаков;
- интервальный способ транспонирования;
-тональный способ транспонирования;
- комбинированный способ транспонирования путём замены ключей.
Чтение партитур с инструментальным сопровождением
Способы исполнения партитуры при объединении хоровой и инструментальной партий:
- при полном или частичном дублировании хоровой партии инструментальным сопровождением;
- в зависимости от того, в какой партии – хоровой или инструментальной – звучит основной тематический материал.
Возможные упрощения фактуры при исполнении хоровой партитуры с сопровождением.