СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности девиантного поведения у подростков.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности девиантного поведения у подростков.»

Особенности девиантного поведения у подростков.

Особенности девиантного поведения у подростков.

Социальные нормы и их виды. Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.  Социальные нормы характеризуются тем, что они являются: 1. Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки; 2. Правилами поведения общего характера 3. Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Социальные нормы и их виды.

Социальные нормы – это правила поведения человека в обществе, которые установились благодаря общественным отношениям и сознательной человеческой деятельности.

Социальные нормы характеризуются тем, что они являются:

1. Правилами поведения людей, указывая на то, какими должны быть их поступки;

2. Правилами поведения общего характера

3. Не только общими, но и обязательными правилами поведения людей в обществе, которые обеспечены для этого принудительными мерами воздействия.

Признаки социальных норм: 1. Регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений); 2. Являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию; 3. Появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность; 4. Рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей; 5. За нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).

Признаки социальных норм:

1. Регулируют типичные общественные ситуации (вид общественных отношений);

2. Являются обязательными для всех, кто «попадает» в такую типичную ситуацию;

3. Появляются не одновременно, а когда в них возникает потребность;

4. Рассчитаны не на конкретного человека, а сразу на всех людей;

5. За нарушение социальных норм могут последовать санкции со стороны людей, общества, государства).

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям: 1. По способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей; 2. По способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные; 3. В зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.

Социальные нормы можно классифицировать по разным основаниям:

1. По способу их образования: социальные нормы могут образовываться стихийно, т.е. сами собой, а могут - только в результате сознательной деятельности людей;

2. По способу их закрепления: социальные нормы могут быть письменные и устные;

3. В зависимости от особенностей их возникновения и реализации (это наиболее важная классификация социальных норм): нормы морали, нормы обычаев, традиций и деловых обыкновений, корпоративные нормы, религиозные нормы, политические нормы и правовые нормы.

Функции социальных норм: 1. Интегрирование индивидов в группы, а группы в общество; 2. Регулирование общего хода социализации; 3. Контролирование девиантного поведения; 4. Формирование моделей, эталонов поведения.

Функции социальных норм:

1. Интегрирование индивидов в группы, а группы в общество;

2. Регулирование общего хода социализации;

3. Контролирование девиантного поведения;

4. Формирование моделей, эталонов поведения.

Виды социальных норм: 1. Нормы морали; 2. Нормы права; 3. Обычаи и традиции; 4. Религиозные нормы; 5. Корпоративные нормы; 6. Политические нормы.

Виды социальных норм:

1. Нормы морали;

2. Нормы права;

3. Обычаи и традиции;

4. Религиозные нормы;

5. Корпоративные нормы;

6. Политические нормы.

Нормы морали. Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.

Нормы морали.

Моральные нормы – это взгляды, представления людей о добре и зле, о хорошем и плохом, о чести, совести, долге, справедливости, и т.п. Это оценка чужого и своего поведения с точки зрения порядочности, справедливости, честности и т.п.

Нормы права. Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством. Виды норм права по различным основаниям: 1. По отраслям права – нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и т.п. права, 2. По функциям, которые выполняют нормы права – это регулятивные и охранительные; 3. По характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие. 4. По кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).

Нормы права.

Нормы права – это общеобязательные правила, установленные для граждан государством.

Виды норм права по различным основаниям:

1. По отраслям права – нормы гражданского, трудового, административного, уголовного и т.п. права,

2. По функциям, которые выполняют нормы права – это регулятивные и охранительные;

3. По характеру правил поведения: обязывающие, запрещающие, управомачивающие.

4. По кругу лиц, на которых распространяются нормы права: общие (на всех лиц, проживающих на территории распространения данных норм) и специальные (определенные категории лиц – пенсионеры, учащиеся, военные и т.д., для которых являются обязательными данные нормы).

Обычаи и традиции.   Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.  Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.  Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.

Обычаи и традиции.

Обычаи – это исторически сложившиеся правила поведения людей в результате неоднократно повторяющихся действий и закрепившиеся в определенные нормы.

Традиции – близки к обычаям, это также исторически сложившиеся правила, которые передаются от одного поколения к другому, и поддерживают семейные, национальные, государственные устои.

Деловые обыкновения – это такие правила поведения людей, которые складываются в связи с общением людей в производственной, учебной, научной сфере.

Религиозные нормы. Религиозные нормы - правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями.  Корпоративные нормы. Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах.  Политические нормы. Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений.

Религиозные нормы.

Религиозные нормы - правила, которые устанавливаются различными церковными конфессиями.

Корпоративные нормы.

Корпоративные нормы – это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей, состоящих в различных партиях, профсоюзах, добровольных обществах.

Политические нормы.

Политические нормы – регулируют отношения классов, сословий, наций, иных социальных партий и других общественных объединений.

Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Причины этого – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.

Все серьезные нарушения, сознательные они или нет, подпадающие под категорию противоправного действия, относятся к делинквентному поведению. Причины этого – социальная незрелость и физиологические особенности формирующегося организма.

Особенности девиантного поведения у подростков. Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы.  1. Неполные семьи.  2. Конфликтные, асоциальные семьи  3. Учебно-воспитательные ошибки   Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат: 1. Отягощенная наследственность.  2. Патологии центральной нервной системы.  3. Особенности пубертатного периода.

Особенности девиантного поведения у подростков.

Причины девиаций у подростков могут быть объединены в две большие группы. 1. Неполные семьи. 2. Конфликтные, асоциальные семьи 3. Учебно-воспитательные ошибки Второй группой причин, приводящих к формированию девиантного поведения подростков, являются медико-биологические факторы. Физиологической основой отклонений служат:

1. Отягощенная наследственность. 2. Патологии центральной нервной системы. 3. Особенности пубертатного периода.

Типология девиантного поведения у подростков, основанная на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:   1) Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.   2) Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс).   3) Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии(истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.). Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания.

Типология девиантного поведения у подростков, основанная на способах взаимодействия с реальностью, характером нарушения общественных норм:

1) Делинквентный тип. Включает действия, поступки, трактующиеся как преступные: воровство, разбой, насилие.

2) Аддиктивный тип. Формируется стремление уйти от реальности, поддерживать интенсивные эмоции. Искусственным путем подростки добиваются изменения психического состояния: используют химические вещества (алкоголизм, наркомания, токсикомания), фиксируют внимание на определенных стимулах, действиях (транс).

3) Патохарактерологический тип. Поведение обуславливают патологические черты характера, сформированные в процессе воспитания. Данная группа включает акцентуации характера, психопатии(истероидная, шизоидная, эпилептоидная и др.).

Психопатологический тип. Поведенческие реакции подростка – проявление психопатологических синдромов и симптомов психического заболевания.

 Профилактика девиантного поведения у подростков.   Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения: 1. Правильная организация досуга. 2. Пропаганда здорового образа жизни. 3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей. 4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением.

Профилактика девиантного поведения у подростков.

Активно использующиеся способы профилактики девиантного поведения:

1. Правильная организация досуга.

2. Пропаганда здорового образа жизни.

3. Государство и соответствующие органы обязаны заботиться о материальной обеспеченности несовершеннолетних из малоимущих семей.

4. Проведение тренингов и образовательных программ, в которых бы наглядно показывалась жизнь людей с девиантным поведением.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:   1. Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции.   2. Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления.   3. Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии.

Лечение социальных девиаций требует комплексного подхода, включающего фармакологическую, психокоррекционную, психотерапевтическую помощь. Подростковый психиатр составляет план лечения, включающий:

1. Психотерапию. Сеансы направленны на осознание подростком особенностей характера, обучение поведенческим методам саморегуляции.

2. Психокоррекцию. Цель занятий – стабилизировать эмоциональное состояние, развить функции внимания, мышления.

3. Фармакотерапию. Применение медикаментозных средств является дополнительным методом лечения, показано пациентам с биологической предрасположенностью к девиациям: имеющим психотические расстройства, неврологические патологии.

1. Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы? 1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий) 2. побеги из дома 3. грубость, сквернословие 4. употребление алкоголя 5. курение 6. раннее начало половой жизни 7. хулиганство 8. унижение, других 9. воровство 10. невыполнение просьб взрослых 11. ношение «вызывающей» одежды 12. отрицательное отношение к учебе 13. драки, нанесение телесных повреждений

1. Какие формы поведения Вы назвали бы отклоняющимися от нормы?

1. нарушение правил поведения в школе (срывы уроков, прогулы, отказ от выполнения заданий)

2. побеги из дома

3. грубость, сквернословие

4. употребление алкоголя

5. курение

6. раннее начало половой жизни

7. хулиганство

8. унижение, других

9. воровство

10. невыполнение просьб взрослых

11. ношение «вызывающей» одежды

12. отрицательное отношение к учебе

13. драки, нанесение телесных повреждений

2 . Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося поведения подростков.( не более 3) стремление получить сильные впечатления; состояние здоровья (заболевания) ребенка; повышенная возбудимость, неумение контролировать себя; неблагополучная ситуация в семье; стремление к самостоятельности и независимости; недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными педагогическими ситуациями; отставание в учебе; пренебрежение со стороны сверстников; непонимание со стороны взрослых; недостаточная уверенность в себе; стрессовые жизненные ситуации; низкий материальный уровень семьи; примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации; чрезмерная занятость родителей;

2 . Что, с Вашей точки зрения, является основными причинами отклоняющегося поведения подростков.( не более 3)

  • стремление получить сильные впечатления;
  • состояние здоровья (заболевания) ребенка;
  • повышенная возбудимость, неумение контролировать себя;
  • неблагополучная ситуация в семье;
  • стремление к самостоятельности и независимости;
  • недостаток знаний родителей о том, как справляться с трудными
  • педагогическими ситуациями;
  • отставание в учебе;
  • пренебрежение со стороны сверстников;
  • непонимание со стороны взрослых;
  • недостаточная уверенность в себе;
  • стрессовые жизненные ситуации;
  • низкий материальный уровень семьи;
  • примеры насилия, жестокости, безнаказанности, получаемые через средства массовой информации;
  • чрезмерная занятость родителей;
3. Какие методы профилактики девиантного поведения, на ваш взгляд, имеют наибольший успех.  1. психологические тренинги;  2. воспитательные беседы, лекции;  3. образовательные программы.  4. организация досуга  5. развитие личностных ресурсов  6. создание поддерживающей среды в семье  7. пропаганда здорового образа жизни  8. профилактика психологических зависимостей.  9. профилактика сексуальных отклонений.  10. занятия спортом

3. Какие методы профилактики девиантного поведения, на ваш взгляд, имеют наибольший успех.

1. психологические тренинги;

2. воспитательные беседы, лекции;

3. образовательные программы.

4. организация досуга

5. развитие личностных ресурсов

6. создание поддерживающей среды в семье

7. пропаганда здорового образа жизни

8. профилактика психологических зависимостей.

9. профилактика сексуальных отклонений.

10. занятия спортом

Вывод. Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов не просто так! Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности.

Вывод.

Девиантное поведение, понимаемое как нарушение социальных норм, приобрело в последние годы массовый характер и поставило эту проблему в центр внимания социологов, психологов, медицинских работников, работников правоохранительных органов не просто так!

Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической и экологической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменений в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствие контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов. Все это подрывает ребенка в себе, его способность к саморегуляции, самоутверждению в жизненно важных ситуациях появляется чувство одиночества и незащищенности.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!