МБОУ Подлесовская ОШ
Особенности Дифференцированного подхода к обучению двигательным действиям
Учитель физической культуры
Шошин А.В.
2020г
ВВЕДЕНИЕ
Разрушается миф об «одинаковости» всех детей. Появляются разнообразные методы и формы обучения и воспитания детей, в том числе одаренных, с аномалиями развития и плохо адаптирующихся к социальным нормам .В связи с этим проблема дифференциации обучения находиться в центре внимания педагогических коллективов. Дифференциация обучения сегодня прочно вошла
в практику работы общеобразовательной школы. Однако часто реализация дифференцированного обучения в школе осуществляется фрагментарно, без системы, затрагивая лишь отдельные аспекты образовательного процесса. Отсюда следует, что обучение всех детей по унифицированным программам не может обеспечивать полноценного физического развития учащихся. В этой ситуации дифференцированный подход обеспечивает индивидуальный темп обучения и определяет меру учебной нагрузки в «зоне ближайшего развития» учащегося.
Дифференцированное обучение - это:
1) форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких-либо значимых для учебного процесса общих качеств (гомогенная группа);
2) часть общей дидактической системы, которая обеспечивает специализацию учебного процесса для различных групп обучаемых
Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
Различают дифференциацию:
· по возрастному составу(школьные классы, возрастные параллели, разно возрастные группы);
· по полу(мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
· по области интересов(гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другие группы, направления, отделения, школы);
· по уровню умственного развития(уровню достижений);
· по личностно-психологическим типам(типу мышления, акцентуации характера, темпераменту и др.);
· по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения, слуха, больничные классы).
Виды дифференциации подгрупп на уроках физической культуры:
1. По половому признаку ( юноши, девушки)
2. С другим учебным предметом (с русским языком)
3. По группе здоровья (основная, подготовительная
4. По уровню физической подготовленности (СМГ, ЛФК)
Основная цель технологии уровневой дифференциации:
· развитие личности обучающихся на уровне его возможностей и способностей;
· освоение различных способов физкультурной деятельности.
Задачи:
· сохранить интерес к предмету на протяжении всей учебы;
· обеспечить индивидуальный уровень овладения знаниями, умениями, навыками;
· создать условия для определенной степени самостоятельности детей в обучении.
Стабильность опыта характеризуется совершенствованием физических навыков школьников, которые в свою очередь, являются катализатором процессов формирования физической подготовленности учащихся .
Для повышения эффективности обучения двигательным действиям предлагается методика, которая была разработана и опробована в ходе естественного педагогического эксперимента. Эта методика включает следующие основные этапы учебной работы с детьми .
1. Формирование учебно-познавательных мотивов :
2. Постановка и решение учебной задачи по овладению двигательными действиями посредством учебных действий и операций:
3. Обучение двигательным действиям
4. Дифференцированное развитие физических качеств
5. Формирование знаний и методических умений школьников по организации самостоятельных форм занятий физическими упражнениями
6. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся
Работа во внеурочное время занимает важное место в системе дифференцированного подхода к учащимся.
Основной акцент на работе во внеурочное время делается на создании трех направлений:
· работа с физически сильными (одаренными) детьми
· работа с физически слабыми детьми
· работа с детьми отнесенными по состоянию здоровья к СМГ .
Заключительный этап: работа по дифференцированному подходу к учащимся заканчивается, как правило, только после того, как ученик покинет стены школы после ее окончания. Но в конце каждого учебного года необходимо подвести итог проделанной работе. Для этого в мае месяце проводится повторное тестирование учащихся по тем же упражнениям, что и в начале года. Это необходимо для выявления изменений, которые произошли в уровне развития физических способностей каждого ученика. На основании полученных данных учащимся формулируется домашнее задание по физической культуре на лето. Учащиеся, наиболее значимо улучшившие свои результаты за учебный год обязательно поощряются.
Значимость опыта.
Государственная политика в соответствии с законом РФ «Об образовании»» основывается прежде всего на принципе общедоступности образования, адаптивности системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся.
Дифференцированный подход к учащимся на уроке физкультуры полностью согласуется с принципами вышеназванного закона.
Дифференцированный подход к учащимся несомненно повышает мотивированность к занятиям физическими упражнениям, что в свою очередь ведет не только к повышению уровня физической подготовленности, но к пониманию необходимости тесной связи повседневной жизни с физической культурой.
Вывод: считаю, что обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств, способствует повышению физической подготовленности учащихся.
Однако, необходима система работы на протяжении, как минимум, 4-5 лет, а не эпизодически. Достижения учащихся в значительной мере зависят от творчества самого педагога, его умения организовать школьников на уроках и внеклассных мероприятиях.