Особенности дистанционного обучения математике в 5-6-х классах
Ванкеевой В.А.
МАОУ СОШ №25
Переход на дистанционное обучение стал неожиданностью для всех нас и вызвал множество вопросов. Перед учителями был ши- рокий спектр разных возможностей. Но нашей задачей было по- строить свою работу так, чтобы максимально эффективно объяс- нить материал и постараться создать более или менее привычную атмосферу обучения, чтобы не тратить время на освоение новых технологий. Я хочу представить вам свой опыт в организации дис- танционного обучения учащихся 5–6-х классов.
Дистанционное обучение — это обучение с использованием ин- формационных и телекоммуникационных технологий, которые вы- полняют функцию связующего звена между учениками и учителем, находящимися на расстоянии, в таких ситуациях как сейчас, в усло- виях пандемии.
Дистанционная форма обучения предоставляет обучающимся возможность освоения образовательных программ в удобное для них время и независимо от их местонахождения, в любом месте, где есть компьютер и Интернет.
При такой форме работы учитель активно использует различ- ные типы ЦОР, в том числе комплекты гипертекстовых мультиме- дийных материалов, тестовые системы. В дистанционном обучении также возможно использование различных виртуальных конструк- торов.
И таких материалов в распоряжении учителя сегодня достаточно много. В рамках различных федеральных программ, нацеленных на развитие российского образования, был разработан большой мас- сив цифровых образовательных ресурсов по всем школьным дисци- плинам, в том числе и по математике.
Дистанционное обучение может включать и работу с различны- ми нецифровыми материалами. В этом случае фиксируются толь- ко результаты деятельности обучающегося, например, полученные ответы.
Необходимым условием успешной организации дистанционного обучения является:
описание ожидаемых от ученика действий;
отбор материала по содержанию;
структурная организация учебного материала, включение его в процесс обучения;
выбор типов упражнений (разделы «Теория», «Практика»,
«Контроль»);
применение интерактивных информационных обучающих систем;
комплектование иллюстративного ряда, слайдов, графиче- ских изображений.
Применение интерактивных информационных средств обучения повышает эффективность уроков, процесса их выполнения, а также самоконтроля, самооценки и оценки успешности обучения.
Учитель, планирующий дистанционный урок, сам должен пони- мать:
какие цели он ставит перед собой при разработке урока;
чему он хочет научить ученика;
какие цели может поставить перед собой учащийся;
как сформулировать их для учащегося.
Используя дистанционные технологии, педагоги применяют разнообразные формы работы с детьми. Одной из самых популяр- ных форм являются web-занятия, где ребята самостоятельно изу- чают образовательный ресурс, выполняют задания, а педагог его проверяет и даёт обязательную рецензию выполненному заданию. Ученики постоянно выступают в активной роли. Формы обучения каждого урока соответствуют особенностям восприятия и мысли- тельной деятельности детей, целям и задачам конкретных занятий. При выполнении задания учащиеся могут получать консультацию своего учителя через Интернет; использовать справочные материа- лы и видеоуроки.
Образовательные технологии дистанционного обучения:
видеоконференции;
видеолекции;
видеоуроки;
электронные учебники;
компьютерные обучающие и тестирующие системы;
имитационные модели и компьютерные тренажеры;
консультации и тесты с использованием телекоммуникацион- ных средств (у учителя есть возможность создавать тематиче- ские тесты, контрольные работы, домашние задания различ- ного уровня сложности, в зависимости от подготовленности каждого обучаемого).
В период дистанционного обучения для объяснения новых тем я использовала программу Discord. При работе в данной программе у учителя есть возможность вести онлайн-урок, комментировать за- дания: можно ответить на вопросы ребят, объяснить новый мате- риал.
На своем уроке для преподавания математики в 5–6-х классах я пробовала использовать множество интернет-ресурсов:
платформа «Учи.ру»;
платформа «ЯКласс»;
сайт «Решу ВПР»;
интерактивные рабочие тетради «Skysmart»;
сайт «Урок цифры»;
платформа «Яндекс учебник»;
цифровая электронная школа;
платформа «Российская электронная школа»;
медиатека «Просвещения».
На каждом интернет-портале есть свои плюсы и свои минусы.
Я остановилась на использовании:
Учи.ру — это отечественная онлайн-платформа, где ученики из всех регионов России изучают школьные предметы в интерактив- ной форме. Данная платформа раскрывает потенциал каждого ре- бёнка, анализирует действия каждого ученика и на основе данных подбирает персональные задания, создавая таким образом индиви- дуальную образовательную траекторию.
Статистика, которую ведут организаторы проекта, показывает, что на сегодняшний день онлайн-платформа пользуется большой
популярность по всей России: ей пользуются более 28 000 школ и 3 600 000 учеников, 220 000 учителей, 2 000 000 родителей.
Данная платформа позволяет проводить онлайн-уроки с неболь- шим количеством учащихся, если же группа большая, то он начина- ет виснуть. Также можно создавать тесты из уже имеющихся зада- ний (карточек) в библиотеке сайта. Но в бесплатной версии портал позволяет решать только 20 бесплатных карточек. Поэтому если вы ещё хотите дать домашнее задание, нужно не забывать про ограни- чения.
После выполнения теста учитель может посмотреть результат по каждому учащемуся: сколько времени он затратил и выставить оценку. Нажав на фамилию ученика, можно посмотреть, какие именно ошибки совершил ученик.
Для ребят, кто плохо прошел тест, можно дать работу над ошиб- ками, которая формируется из подобных заданий.
Домашние задания можно выдавать с ограничением по времени или без.
Портал также позволяет посмотреть, как учащиеся выполняют ваши задания.
Также на портале есть множество ресурсов для самоподготовки учащихся. Учащиеся могут проходить карточки по различным те- мам самостоятельно. У учителя есть возможность отслеживать ак- тивность своих учащихся.
Помимо этого, у учащихся есть возможность поучаствовать в олимпиадах, проводимых на сайте, и получить дипломы.
В этом году часть ребят из параллели 6-х классов участвовали в онлайн-олимпиадах, проводимых на этом сайте. У учителя есть воз- можность отслеживать результаты своих учащихся.
Сайт «Решу ВПР». Данный сайт мы использовали с ребятами при подготовке к ВПР по математике.
Проект «Решу ВПР» разработал Дмитрий Дмитриевич Гущин — педагог-инноватор, многократный победитель различных конкур- сов, автор большого количества книг.
Благодаря данному сайту каждый ученик может:
выполнять достаточное количество вариантов по необходи- мому предмету и подготовиться к ВПР самостоятельно;
ознакомиться с правильными решениями;
найти и прорешать индивидуальный вариант, составленный преподавателем по данному предмету и отправить его на про- верку педагогу;
просматривать архив решённых вариантов, обращая внима- ние на допущенные ошибки.
Благодаря сайту учитель может:
дистанционно подготавливать учеников к сдаче ВПР;
создавать и вести классный журнал, выставлять оценки и от- слеживать прогресс;
создавать индивидуальные варианты как для целого класса, так и для отдельного ученика;
оценивать работы учеников и выставлять отметки.
Интерактивные рабочие тетради «Skysmart». Основными достоинствами данного ресурса является то, что:
не требуется регистрации;
генерирует уникальный вариант для каждого ученика;
нельзя скопировать текст задания и найти ответ в интернете;
можно ограничивать время на задания, чтобы ученики не успевали списать;
ученик не сможет подсмотреть ответы, даже если зарегистри- руется как учитель;
ученики выполняют задания, и система самостоятельно вы- ставляет им за это баллы, на основе этих баллов учитель ста- вит оценку;
учитель может посмотреть выполненное задание, увидеть, сколько времени потрачено на его выполнение, и уложился ли ученик по времени;
ученики смогут решать задания прямо с телефона.
Свой собственный сайт https://multiurok.ru/vva1978/ На данном сайте я выкладываю ребятам пре- зентации, видеоролики, контрольные и самостоятельные работы. Работу можно выложить в определённое время и удалить в нужный момент. Все свои уроки я дублирую на сайте, чтобы все материалы были в одном месте и у детей был постоянный доступ к ранее прой- денному материалу (для повторения).
Также можно создавать на нём тесты. Но этот ресурс я пока не использую.
Платформа Moodle. На сервере нашей гимназии развернут портал Moodle, который выполняет почти ту же функцию, что и мой сайт. Но он позволяет проводить онлайн-уроки, делать тесты и получать ответы на задания. Всё это находится в одном месте, что упрощает работу с родителями и детьми.
Данный портал позволяет составлять свой курс. Каждый урок курса можно настраивать: например, скрывать и открывать только на определённое время. Каждый элемент в уроке можно отображать постоянно или на определённое время, например, презентация к уроку может находиться в постоянном доступе, а тест будет досту- пен для каждого класса в определённое время. Тест можно сделать в одном варианте, но настроить так, что вопросы будут отображаться вперемешку. После окончания теста учащийся сможет увидеть, ка- кие вопросы он выполнил правильно, а в каких допустил ошибки.
Учитель имеет возможность посмотреть как результаты всего класса, так и увидеть ошибки, которые совершил ученик. Также у учителя есть возможность исправить оценку, если учащийся ввёл правильный ответ, но с какими-то дополнительными надписями или не в том формате.
Подводя итоги, хочу сказать, что существует ещё много раз- личных способов дистанционного обучения, я показала только те, которые непосредственно использую в своей работе, причём впол- не успешно. Каждый учитель может для себя выбрать те или иные способы дистанционной работы с учениками, главное то, что делать это необходимо. Ведь таким образом мы получаем возможность во- влечь в образовательный процесс всех учащихся без исключения, что, собственно говоря, и должен сделать учитель в рамках своей деятельности.