СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением зрения

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлена характеристика эмоционально-волевой сферы подростков с нарушенным зрением

Просмотр содержимого документа
«Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с нарушением зрения»



Особенности эмоционально-волевой сферы подростков с нарушениями зрения.

Педагог-психолог

Лысенко Александра Андреевна


Характеристика эмоциональной сферы подростков с нарушениями зрения:

-эмоциональные переживания хуже отражаются в мимике, что затрудняет считывание их другими людьми

-сами подростки обнаруживают часто большую чувствительность к эмоциональным модуляциям речи других людей

-эмоциональные особенности значительно зависят от уровня психического тонуса и активности подростка

-эмоциональные особенности зависят от типа воспитания и отношения к проблемам подростка в семье

-у подростков часто наблюдается повышенный уровень тревожности в социальных ситуациях


С точки зрения специальной педагогики и психологии слабовидение и слепота представляют собой категорию психофизических нарушений, проявляющихся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что определенным образом влияет на весь процесс формирования и развития личности человека. Подростки с нарушениями зрения имеют специфические особенности деятельности, общения и психофизического развития. Как установлено исследованиями советских дефектологов (Л.С. Выготский, Р.М. Боскис, Т.А. Власова, М.И. Земцова, Ю.А. Кулагин и др.), нарушение зрения, возникшее у детей в раннем детстве или имеющееся с рождения, является причиной целого ряда особенностей в психическом развитии ребен­ка.

Чувства, эмоции и воля являются важными составляющими психики человека и становят сложный объект для исследования в силу трудностей их объективного изучения. Как отмечает А.Г. Литвак, нарушения зрения, сужающие сферу чувственного познания, не могут повлиять на наиболее общие качества эмоций и чувств, их «номенклатуру», значение для жизнедеятельности человека. Слепота и слабовидение, как показывают наблюдения, могут повлиять лишь на степень проявления отдельных эмоций, их внешнее выражение и на уровень развития отдельных видов чувств. Хастингс, сравнивая эмоциональное отношение подростков с нарушениями зрения и без нарушений к различным жизненным ситуациям, обнаружил, что слабовидящие и слепые подростки более ранимы, особенно по шкале самооценки. При этом у слабовидящих подростков обнаружилась большая эмоциональность и тревожность по сравнению с тотально слепыми участниками исследования. Необходимо отметить, что подростки, обучающиеся в школах-интернатах показали большую неуверенность при самооценке, чем дети, растущие в семьях. Это может свидетельствовать о том, что в рзвитии эмоций и чувств у детей с нарушением зрения большую роль играет социальное окружение и адекватные условия. Дети и подростки с нарушениями зрения более зависимы от общества и организации коррекционно-педагогических условий их жизни. Для тотально слепых подростков свойственен также страх перед неизвестным, неизведанным пространством, наполненным потенциально опасными для них предметами. Однако надо отметить, что этот страх появляется у детей лишь при неумелом руководстве родителей, допустивших множество неудачно окончившихся попыток в удовлетворении ребенком своей потребности в движении и освоении пространства.

Эмоции и чувства человека являются отражением его реальных отношений к значимым для него объектам и субъектам. Под влиянием нарушений зрения изменяются потребности и интересы подростков. Нарушение зрения затрудняет или делает невозможным удовлетворение ряда насущных потребностей. В результате возникает эмоциональное напряжение, называемое в психологии фрустрацией - следствие блокирования цели более или менее непреодолимым препятствием. Если возникает невозможность реализации сиюминутной потребности из-за какого-либо препятствия, этот факт практически дезорентирует деятельность, создает неблагоприятный эмоциональный фон. Как результат, подростки с нарушениями зрения могут проявлять агрессию, отказываться от деятельности, переносить ее в воображаемый план. Если фрустрации возникают часто и длятся длительное время, это может привести к негативным характерологическим чертам личности, таким как неуверенность в себе, когнитивная, аффективная и мотивационная ригидность. Уровень фрустрации и связанного с ней эмоционального дистресса зависят от глубины и времени появления нарушений зрения. Например, подросток, рожденный слепым или рано потерявший зрение, не испытывает фрустрации, так как не ощущает потребности в зрительной перцепции. Если же у подростка имеется остаточное зрение, уровень сенсорной депривации снижается, но при этом увеличивается частота фрустрирующих ситуаций, когда использование зрения оказывается невозможным или дает неудовлетворительные результаты. Эмоции, чувства и эмоциональные состояния имеют внешнее проявление в так называемых выразительных движениях: мимике, пантомимике и вокальной мимике (интонация и тембр голоса). При глубоких нарушениях зрения выразительные движения подростков ослаблены, причем степень редуцированности мимики и пантомимики зависит от времени появления и степени нарушений.

Нарушения зрения у подростков имеют негативное воздействие на их волевые качества, которые необходимы для преодоления жизненных трудностей. Однако, среди слепых и слабовидящих подростков можно встретить людей, обладающих великолепными волевыми качествами, и вместе с этим наблюдать такие дефекты воли как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм. Особо сложные и с трудом поддающиеся коррекции дефекты волевой сферы наблюдаются у людей, потерявших зрение в результате перенесенных черепно-мозговых заболеваний и травм. В этих случаях дефекты воли часто имеют патологический характер. Резкие индивидуальные различия в волевой сфере подростков связаны в первую очередь с условиями семейного и школьного воспитания.

Как утверждает А.Г Литвак, включение ребенка в игровую, а затем учебную и трудовую деятельность, упражнения в волевых поступках, формирование нравственности как основы морально воспитанной воли и другие общие для слепых и зрячих условия формирования волевых свойств личности позволяют преодолеть возникающие при слепоте и препятствующие развитию воли условия. Воспитание воли в специальной школе является необходимым и одним из важнейших компонентов учебно-воспитательной работы, так как только при наличии высокоразвитых волевых свойств (самостоятельность, целеустремленность, настойчивость и т. п.) слепой может преодолеть болезненные реакции на слепоту и возникающие перед ним многочисленные трудности в процессе познавательной, трудовой деятельности, в быту и стать полноценным членом общества. В процессе компенсации дефектов психического развития, изменений в эмоционально-волевой сфере слабовидящие и слепые подростки сознательно овладевают и управляют своим настроением и поведением. Для достижения этой цели необходимо грамотно выстроенное комплексное психолого-педагогическое сопровождение подростков с нарушениями зрения на всех этапах становления личности.





Использованные источники:

  • Плаксина Л.И. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения: Учебное пособие. –– М.: РАОИКП, 1999

  • Литвак А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак ; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. - СПб. : Изд-во РГПУ, 1998.

  • Кузнецова Л.В., Переслени Л.И., Солнцева Л.И. и др.; Под ред. Л. В. Кузнецовой. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2003.

  • Солнцева Л.И. Тифлопсихология детства. - М.: "Полиграф сервис", 2000.


  • Статья Предмет и задачи тифлопедагогики. http://www.profile-edu.ru/predmet-i-zadachi-tiflopedagogiki-page-1.html




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!