СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности физического воспитания детей с депривацией зрения

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассмотрена система физического воспитания и методы решения проблем коррекционной направленности слепых и слабовидящих детей в школе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности физического воспитания детей с депривацией зрения»

ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

ДЕТЕЙ С ДЕПРИВАЦИЕЙ ЗРЕНИЯ


Шустова Е. А.

Учитель физической культуры ГБОУ «СКОШИ № 62 III-IV вида»

Первой квалификационной категории


Рассмотрена система физического воспитания и методы решения проблем коррекционной направленности слепых и слабовидящих детей в школе.

Ключевые слова: дети, физическое развитие, физическое воспитание, депривация зрения, упражнения, восстановление, факторы.


Сегодня в мире свыше 500 миллионов человек являются инвалидами в результате умственных, физических или сенсорных расстройств. Причем за последние 50 лет увеличивается число детей - инвалидов по зрению. Детям свойственна фрагментарность, многоступенчатость восприятия, у них нарушена целостность представлений об окружающем мире и т. д. Телесный опыт способствует полноценному развитию у ребенка всех психических процессов: восприятия, внимания, памяти, воображения, мышления. Постепенно внешние ориентировочные действия, связанные с телесными ощущениями интериоризируются, переходят во внутренний план. Деятельность видящего опирается на подражание действиям окружающих, в свою очередь, слепой ребенок, без специально организованного обучения не способен овладеть самостоятельно направленной деятельностью, ввиду отсутствия или неполного, а иногда и искаженного представления о предметах окружающей действительности и возможных манипуляциях с ними.

Для детей с ОВЗ по зрению школьного возраста разработана система занятий физической культурой и спортом.

Физическое воспитание имеет свою специфику в связи с особенностями психофизического развития детей с депривацией зрения. Оно направлено на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.

Система физического воспитания детей с депривацией зрения в школе включает: физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня (игры на свежем воздухе, утренняя гимнастика, прогулки), занятия адаптивной физической культурой на уроках, занятия в группах и кружках общей физической подготовки, спортивных секциях, участия в мероприятиях, посвященных дню здоровья и спорта, участие в спортивных соревнованиях, хореографических конкурсах и походах, специальные коррекционные занятия (ритмика, лечебная физкультура) и др.

Для всех детей с депривацией зрения, независимо от их возраста и состояния здоровья, рекомендовано выполнять общеразвивающие упражнения: с использованием и без использования специального оборудования, связанные с построениями, перестроениями, по исправлению и правильному формированию осанки, на развитие координации и точности движения, на ориентировку без зрительного контроля.

Для побуждения детей с депривацией зрения заниматься физической культурой, спортом и хореографией существуют специальные коррекционные занятия — хореография, ритмика и лечебная физкультура (АФК, ЛФК).

Занятия в специально созданных условиях, являются эффективным средством социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению. И таким средством наиболее доступным и адаптированным к детям данной категории являются хореография, ритмика и адаптивная физическая культура. Предметы помогают не только укреплению физического здоровья, но и способствует социализации и адаптации детей-инвалидов с депривацией зрения.

Актуальность программ по хореографии, ритмике и физической культуре состоит в том, что они позволяют обучать основам физической культуры и танцевальному спорту детей - инвалидов по зрению и могут одновременно проводить на основе дифференцированного подхода коррекцию вторичных отклонений. Обучающиеся получают социальный опыт творческой деятельности, приобщаются к общечеловеческим и культурным ценностям.

Специфика работы по предметам адаптивная физическая культура, хореография и ритмика с детьми с ограниченными возможностями зрения заключается в том, что учебные планы и программы модифицированы. В них увеличен срок обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения, в связи со снижением общей и зрительной работоспособности; замедленное формирование предметно-практических действий, успешность которых во многом определяется состоянием зрительных функций; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией, зрительно-пространственным анализом и синтезом и др. Восприятие учебного материала слепыми и слабовидящими детьми по скорости, полноте и точности уступает восприятию его нормально видящими детьми, поэтому им требуется большее время на выполнение всех действий

Чтобы помочь детям с нарушением зрения повысить их уровень здоровья и психофизического состояния, а также добиться успехов в усвоении знаний, необходимо подойти к их обучению и воспитанию дифференцированно. Это предполагает, в первую очередь, всестороннее изучение здоровья контингента учащихся специальных школ, а также их психологического настроя к занятиям физической культурой и спортом.

Проводя воспитательную работу с детьми с депривацией зрения, необходимо учитывать их отношение к занятиям физической культурой и спортом с целью грамотной разработки методики проведения занятий, используя индивидуальный подход. Компенсация и коррекция в ходе занятий для слепых и слабовидящих детей осуществляются посредством целой системы форм, способов и методов педагогического и психологического воздействия. От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно-восстановительной работе. При этом необходимо учитывать офтальмологическую характеристику, особенности вторичного дефекта, возраст и уровень физической подготовленности детей с депривацией зрения.

Особое внимание уделяется физическим упражнениям, направленным на формирование навыков основных движений. Используются общеукрепляющие упражнения, упражнения на развитие пространственной ориентации, равновесия и координации движений. Одно из важных мест на занятиях занимают дыхательные упражнения и упражнения, способствующие тренировке зрительного анализатора, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей.

При своевременной коррекционной работе слепые и слабовидящие приобретают необходимый запас представлений, обеспечивающий нормальную ориентацию в окружающей среде.


Список литературы


1. Азарян Р.Н. Педагогическое исследование влияния многолетних занятий физической культурой и спортом на развитие и воспитание слепых и слабовидящих школьников. М.: УПП ВОС, 1989. 104 с.

2. Артамонова Л.Л. Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура. М.: Владос, 2018. 398 с.

3. Варфоломеева 3.С. Обучение двигательным действиям в адаптивной физической культуре: учеб. пособие. М.: Флинта, 2015. 47 с.

4. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура в практике работы. М.: Советский спорт, 2014. 990 с.

5. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура. Психолого-пелагогическая характеристика детей с нарушениями в развитии. М.: СпортАкадемПресс, 2015. 140 с.

6. Ростомашвили Л.Н. Физические упражнения для детей с нарушением зрения: метод. рекомендации для учителей, воспитателей, родителей. 2-е изд. испр. и доп. М.: Сарма, 2002. 102 с.

7. Саматова А.В. Социализация как этап успешного развития детей с глубокими нарушениями зрения: мифы и реальность. М.: РГБС, 2015.

8. Фомина Л.А. Некоторые важные аспекты развития незрячего ребенка и становление его личности. М.: РГБС, 2015. 54 с.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!