СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности физиологии и психологии детей старшего школьного возраста

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мой доклад на районном семинаре учителей физической культуры.

Просмотр содержимого документа
«Особенности физиологии и психологии детей старшего школьного возраста»

Особенности физиологического и психологического развития подростков в старшем школьном возрасте


Процессы обучения детей двигательным действиям и развитие их физических качеств немыслимы без учёта особенностей их физиологического и психологического развития. Несоблюдение данного условия чревато получением ребёнком физических и моральных травм.

В педагогике существует возрастная периодизация уровня развития ребёнка, позволяющая учитывать особенности выбранного возраста и подбирать соответствующие методы и средства обучения.

Старший школьный возраст соответствует возрасту учащихся 15-17 лет. Это период ранней юности, с его наступлением целесообразно говорить о начале физиологической и психологической зрелости. Как и во всех возрастных периодах развития человека, в старшем школьном возрасте присутствуют свои особенности, шероховатости, усложняющие естественный процесс физического и психического становления человеческого организма [3].

По сравнению с периодом среднего школьного возраста, рассматриваемый нами период развития ребёнка характеризуется достаточно спокойным протеканием процессов развития и роста ребёнка. Это, в первую очередь, обусловлено завершением процессов полового созревания, в данном возрасте мы уже имеем право говорить об организме ребёнка, как об организме, завершающем подготовку его к взрослой жизни как в эмоциональной, так и в физической сферах жизнедеятельности человека. В связи с тем, что половое созревание завершается, организм ребёнка приобретает характерные только для него индивидуальные особенности в строении и функциях всех основных органов и систем, более существенно начинают проявляться половые различия. Процессы увеличения длины тела замедляются, зато увеличивается масса тела и растут размеры ширины тела. Если в среднем школьном возрасте анатомические размеры тела девочек превышали аналогичные размеры мальчиков, то с наступлением старшего школьного возраста юноши не только догоняют, но и значительно перегоняют девушек в этом отношении, при этом различия в размерах и форме тела у юношей и девушек достигаю максимального значения. Антропометрические показатели юношей и девушек в старшем школьном возрасте существенно отличаются в сторону преобладания у юношей: роста- на 10-12 сантиметров, массы тела- на 5-8 килограммов. Масса мышц по отношению к массе всего тела у юношей в среднем на 13% выше, чем у девушек, а масса подкожной жировой ткани, наоборот, процентов на 10 меньше. Длина туловища у девушек старшего школьного возраста несколько больше, зато у юношей длиннее конечности [2].

Кости большей части скелета проходят процесс завершения окостенения, трубчатые кости замедляют свой рост в длину, при этом больше увеличиваясь в ширину. У юношей гораздо интенсивнее, чем у девушек, формируется грудная клетка, при этом сам скелет и у тех, и у других становится гораздо прочнее и выдерживает большие нагрузки. Естественно, что в таких условиях, параллельно с развитием костного аппарата происходит более интенсивный процесс формирования мышц, сухожилий и связок. Процесс развития мышц происходит достаточно быстро и одновременно по отношению ко всем группам мышц, поэтому в старшем школьном возрасте наблюдается хороший прирост абсолютной силы, этот период возрастного развития является как раз сенситивным периодом развития абсолютной силы человека, что обязательно нужно учитывать при планировании процесса развития физических качеств. Также необходимо учитывать такую особенность развития мышц в старшем школьном возрасте, как более быстрый рост мышц правой стороны туловища. Во избежание негармоничного и неравномерного развития мышечных групп необходимо учитывать этот факт и обращать более пристальное внимание на развитие мышц левой стороны туловища.

Как уже говорилось выше, рост мышечной массы девушек в старшем школьном возрасте значительно отстаёт от юношеского. Формы тела также значительно разнятся: у юношей больше развивается плечевой пояс, у девушек- область таза, при этом хорошо развиваются мышцы тазового дна. Большая разница у юношей и девушек старшего школьного возраста наблюдается в уровне функциональных возможностей органов кровообращения и дыхания. Объясняется этот факт более интенсивным развитием у юношей грудной клетки, сердца, лёгких и, соответственно, жизненной ёмкости лёгких, силой дыхательных мышц, максимальной лёгочной вентиляции и объёмом потребления кислорода. Подтверждением этому служат данные о том, что у юношей сердце на 10-12 процентов больше по размерам и массе, в результате чего частота сердечных сокращений у юношей меньше на 6-8 раз в минуту, сердце работает более эффективно и экономно, выбрасывая за одно сокращение больший объём крови и обеспечивая более высокое кровяное давление в сосудах. Так же обстоит дело и с лёгкими: жизненная ёмкость лёгких у юношей в среднем на 100 кубических сантиметров больше, чем у девушек, дыхание у юношей реже и глубже [3].

Между тем величина максимального потребления кислорода может даже снижаться, так как снижается относительное количество аэробных волокон в смешанных скелетных мышцах. Повышение функционального уровня объясняется существенным улучшением эффективности механизмов межмышечной и внутримышечной регуляции. Поэтому в старшем школьном возрасте обязательно присутствие упражнений специальной аэробной направленности.

Говоря о старшем школьном возрасте, необходимо помнить, что стандарты физического развития в этом возрасте уже мало чем отличаются от стандартов физического развития взрослого человека. Это подтверждается и уровнем развития физиологических качеств отдельных систем организма. Так, например, частота сердечных сокращений старших школьников колеблется в пределах 60-70 ударов в минуту, что сопоставимо с нормами взрослого человека. Артериальное давление существенно повышается по сравнению с ранним возрастом и также соответствует нормам давления взрослого человека, составляя в среднем 120/70 мм. рт. ст. При этом кровеносные сосуды становятся более прочными и эластичными, могут быстро реагировать на такие внешние факторы, как тепло или холод, быстро расширяясь или сужаясь [4].

Качественно изменяется система органов дыхания, особенно верхних дыхательных путей- свод носоглотки поднимается, и она становится шире. Становятся больше поперечник и длина трахеи и бронхов. Изменяется строение гортани у юношей, в результате чего происходит изменение голоса: начинаю появляться низкие тоны и постепенно исчезают высокие детские. Структура лёгочной ткани в данном возрасте уже хорошо сформирована, воздухоносные пути обладает хорошей шириной и достаточно хорошей разветвлённостью. Всё это приводит к тому, что частота дыхания ребёнка становится меньше, вплотную приближаясь к частоте дыхания взрослого человека и составляя 16-17 дыхательных движений.

Пищеварительная система, система органов мочевыделения, иммунная и эндокринная системы также приближаются к уровню развития, характерному для взрослого человека. Естественно, что изменения, происходящие в организме учащегося старшего школьного возраста, которые вызывают большой прирост массы организма, связаны с повышением энергетических затрат, что в свою очередь ведёт к повышению объёма суточного потребления пищи. В среднем в этом возрасте суточная потребность в пище составляет около 2900 ккал., однако в результате индивидуальных особенностей организма происходит разброс значений от 2000 до 3500 ккал.

Кожные покровы в старшем школьном возрасте постепенно становятся несколько грубее, у юношей в 14-15 лет начинают расти волосы на лице, примерно в это же время на коже появляются так называемые юношеские угри. Подкожно-жировая клетчатка развита умеренно при условии нормального питания и нормального обмена веществ. Повышенное скопление жировых клеток можно отметить у юношей в области лобка, у девушек- в областях груди, лобка, бёдер [2].

Мышечная система развита хорошо и, поскольку ребёнок старшего школьного возраста ведёт активную жизнь, постоянно совершенствуется: сокращения мышц становятся сильнее, совершенствуется межмышечная и внутримышечная регуляция, мышцы становятся более выносливыми. Ребёнок в состоянии выполнить сложно-координационную работу, недоступную ему в более раннем возрасте. Вообще, старший школьный возраст характеризуется резким увеличением резервных возможностей организма и систем вегетативного обеспечения, поскольку увеличение функциональных возможностей мышц одновременно влияет на повышение качества регулирования, происходит экономизация реакций вегетативных систем, что, в свою очередь, влечёт за собой меньшую энергозатратность. Данное явление очень хорошо демонстрируется тем фактом, что ребёнок старшего школьного возраста может выполнить объём работы, в 20-30 раз превышающий объём работы ребёнка 9-11 лет при условии примерно равной интенсивности.

Развитие костной системы у юношей и девушек также проходят по разным сценариям. Формы тела девушек в старшем школьном возрасте максимально приближаются к формам тела состоявшейся женщины, окостенение тазовой кости завершается, рост скелета постепенно прекращается. У юношей же рост скелета может продолжаться до 21-23 лет. В возрасте 16-18 лет заканчивается процесс окостенения плечевой кости.

Нервная система, как и другие системы организма человека непрестанно совершенствуется, но ещё значительно отстаёт по своим характеристикам от нервной системы взрослого человека. Ребёнок старшего школьного возраста легче переносит интенсивную нервно-психическую нагрузку, но при этом не может сравниваться в этом со взрослым человеком, и, в первую очередь, это заметно в активности нервно-психической деятельности- ребёнок старшего школьного возраста намного быстрее утомляется и устаёт. Вместе с тем, у него заметно развивается аналитическое мышление, ребёнок старшего школьного возраста начинает мыслить абстрактно. Заметно повышается словарный запас, особенно у тех, кто с детства приучен к чтению вдумчивому, без перескакивания с одного на другое. Старший школьный возраст является возрастом активного формирования личности.

Как уже говорилось выше, на развитие ребёнка активное влияние оказывают процессы полового созревания. Если данные процессы происходят достаточно бурно, то у ребёнка наблюдается достаточно сильное увеличение длины туловища по сравнению с изменением туловища в поперечнике. В медицине существует термин «показатель Эрисмана»- разница между окружностью грудной клетки и половиной роста. Если этот показатель отрицательный, то это свидетельствует о периоде «физиологического слабогрудия». Данный период является явлением временным и заканчивается с ростом поперечника туловища и увеличением скелетных мышц.

В работе педагога нельзя забывать такое типичное для современного общества явление, как акселерацию, то есть ускорение физического развития. Учёными доказано, что дети и подростки развиваются на 1-2 года раньше, чем в прошлые десятилетия. Явление акселерации присутствует во всех периодах возрастного становления ребёнка, но наиболее ярко оно выражается как раз в старшем школьном возрасте [4].

Занятия физической культурой и спортом приводят к стойким прогрессивным изменениям внутренних органов. Наиболее ярко это демонстрируется на примере увеличения размеров и функциональных возможностей сердца. Значительно изменяется под влиянием физических нагрузок состав крови. Увеличение числа эритроцитов происходит в связи с выходом части крови из кровяного депо. При чрезмерных нагрузках может наблюдаться распад эритроцитов (эритроцитолиз). Увеличение числа лейкоцитов (лейкоцитоз) в крови обычно наблюдается при спортивных упражнениях. В случае чрезмерных нагрузок возникает также лейкоцитолиз, т. е. растворение части лейкоцитов и уменьшение их числа. Занятия детей физической культурой и спортом требуют значительного повышения уровня функций вегетативных систем. Уровень этот напрямую зависит от расхода энергии, который вызывают занятия физическими упражнениями.

Организация занятий физической культурой и спортом в старшем школьном возрасте по своей методике близка к занятиям со взрослой частью населения, динамика нагрузок достаточно велика и отвечает требованиям спортивной тренировки. Вместе с тем необходимо помнить о том, что это ещё дети и соблюдать определённые гигиенические требования, присущие оптимальной организации занятий с учащимися старшего школьного возраста. Так, например, при занятиях с девушками следует избегать упражнений, воздействующих на мышцы и органы малого таза, по возможности не допускать упражнений, вызывающих повышение внутрибрюшного давления. К таким упражнениям относятся упражнения с натуживанием, задержкой дыхания, поднимание тяжестей, прыжки с отягощением. В старших классах для девушек целесообразнее применение различных видов аэробики, художественной гимнастики. Для старшего школьного возраста характерно существенное расхождение в планировании, организации и проведении занятий, выборе средств в зависимости от пола занимающегося ученика. Одни и те же упражнения могут использоваться и для юношей, и для девушек, однако дозировка этих упражнений может быть совершенно разной. Различается в этом плане и подход самих детей к выполнению различных упражнений: юноши склонны переоценивать свои силы, например, выбрать слишком высокий темп в беге на длинную дистанцию; для девушек, наоборот, характерно недооценивание своих возможностей, боязнь выполнить какое-то упражнение, неуверенность в своих силах. Этим объясняется тот факт, что в старших классах уроки физической культуры у юношей и девушек проводятся раздельно, по двум разным программам.

В старшем школьном возрасте также необходимо развивать умение анализировать течение и результаты занятий физической культурой и спортом на основе знаний полученных в ходе изучения других школьных дисциплин: биологии, физики, химии и др. вообще, в старших классах очень значительно расширяется весь арсенал технических средств физического воспитания, в большом объёме применяются технические приёмы спортивных игр, для юношей- занятия единоборствами, на тренажёрах, на полосе препятствий, атлетическая гимнастика и другое [3].

Занятия у тех же юношей должны быть построены с учётом сенситивных периодов развития определённых физических качеств. В этом возрасте происходит хороший прирост абсолютной силы, большой эффект наблюдается при развитии скоростно-силовых способностей. Связано это с бурным ростом белых (анаэробных) мышечных волокон. Особенно важно это учитывать в спортивных тренировках по видам спорта, где активно используются вышеперечисленные физические качества. необходимо на занятиях создавать условия для развития общей и скоростной выносливости, при этом при длительных упражнениях интенсивность не должна превышать 80-85 % от максимально допустимой.

Согласно проведённым исследованиям, в старшем школьном возрасте наблюдаются следующие темпы прироста физических качеств:1) скоростные качества: юноши- 3,1%, девушки- 0,5%; 2) силовые качества: юноши- 28%, девушки- 18%; 3) общая выносливость: юноши- 6,4%, девушки- 2,1%; 4) скоростная выносливость: юноши- 6,3%, девушки- минус 1,8%; 5) силовая выносливость: юноши- 26,7%, девушки- минус 0,6%. При этом темпы снижения активной и пассивной гибкости составляют и у юношей, и у девушек от 2% до 7%. Данные исследования дают картину среднего развития всех детей старшего школьного возраста, независимо от регулярности и систематичности их занятий физической культурой и спортом. Целенаправленное же воздействие на развитие физических качеств в упомянутом возрасте увеличивает данные, приведённые выше, в 2-3 раза, что свидетельствует о необходимости планомерного и целенаправленного воздействия на развитие физических качеств в любом возрасте, не уповая на естественные физиологические сдвиги [2].

Подводя небольшой итог изучению особенностей физиологии и физического развития детей старшего школьного возраста, можно сформулировать основные задачи физического воспитания в данном возрастном периоде:

-укреплять здоровье, содействовать всестороннему физическому развитию, достижению и поддержанию высокой работоспособности в процессе обучения;

- обеспечивать всестороннее развитие всех двигательных качеств;

- углублять знания основ спортивной тренировки и самоконтроля;

-формировать устойчивую привычку к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, вырабатывать умение составлять индивидуальную программу занятий физическими упражнениями и систематически использовать ее в процессе самосовершенствования.

 Выполнение представленных задач в рамках учебного заведения должно сопровождаться достижением следующих результатов учащихся старшего школьного возраста:

1. Владеть теоретическими знаниями основ занятий физической культурой и спортом и уметь применять их на практике, как при индивидуальных, так и при групповых формах занятий.

2. Владеть знаниями медико-биологического характера применительно к занятиям физической культурой и спортом, уметь применять эти знания для организации занятий и контроля за самочувствием.

3. Знать основы биомеханики движений человека и на основе этих знаний уметь анализировать и понимать структуру физических упражнений, в том числе спортивной направленности.

4. Обладать убеждённостью в личной и общественной необходимости занятий физической активностью.

5. Обладать фондом двигательных умений и навыков согласно нормативам своей возрастной категории.

6. На базе этого достичь уровня физической подготовленности, соответствующей требованиям нормативов своей возрастной категории.

7. Знать и уметь выполнять физические упражнения, в том числе: не менее 300 упражнений общеразвивающей направленности; не менее 200 упражнений, направленных на развитие силовых способностей; не менее 200 упражнений, предназначенных для развития гибкости и направленных на профилактику заболеваний позвоночника и нарушение осанки; не менее 50 упражнений, направленных на развитие общей выносливости. Владеть умениями и навыками технико-тактических действий не менее, чем в пяти спортивных играх и не менее, чем в десяти других видах спорта, в том числе, в видах лёгкой атлетики.

8. Уметь безопасно и полноценно пользоваться тренажёрами о организовывать занятия с их использованием.

9. Регулярно и систематически заниматься развитием физических качеств посредством спортивной тренировки (не менее трёх раз в неделю) и других видов физической активности.

10. Иметь установку на отказ от табака и алкоголя, наркотических и психотропных веществ.

Говоря о физиологическом и физическом развитии детей старшего школьного возраста, необходимо упомянуть и о факторах, серьёзно препятствующих полноценному развитию ребёнка. Основными причинами здесь являются экономические трудности, снижение внимания к социальным проблемам, санитарной культуре, ослабление государственной политики в области профилактической медицины, свертывание научных исследований по проблемам роста, развития здорового ребенка и управления здоровьем. Серьезной причиной нарушения здоровья детей служат все возрастающие учебные нагрузки в образовательных учреждениях. В настоящее время крайне редко стали встречаться дети с первой группой здоровья, причём к одиннадцати годам начинает увеличиваться количество детей с третьей группой здоровья. Проблему усугубляет отсутствие в большинстве школ условий для занятий ЛФК.

Большое влияние на общественное здоровье населения оказывает наличие вредных привычек. В 21 городе нашей страны было проведено исследование, которое показало, что в старшем школьном возрасте доля курящих детей старшего школьного возраста составляет 27,4% юношей и 14% девушек. Растёт и употребление алкогольных напитков детьми и подростками.

Необходимо помнить, что регулярные занятия физическими упражнениями не только исправляют и улучшают физическое здоровье, но и стимулируют развитие интеллектуальных возможностей. Существенно влияние сенсорной деятельности на развитие важнейших психических процессов, лежащих в основе становления мышления. Под воздействием занятий физическими упражнениями развиваются двигательная, слуховая, зрительная память, наблюдательность и внимание. Содержание учебно-двигательной деятельности позволяет учителю при обучении двигательным действиям широко использовать и развивать такие важнейшие интеллектуальные операции, как сравнение и анализ. При творческом использовании принципов и методов обучения физическим упражнениям можно содействовать воспитанию культуры умственного труда. Особенно актуальным это является для учащихся старшего школьного возраста.

Однако не только особенности физического развития и физиологии детей могут влиять на эффективность учебного процесса при занятиях физической культурой и спортом. Важное значение имеет учёт психологических особенностей ребёнка.

Как уже неоднократно указывалось выше, на развитие подростка старшего школьного возраста большое влияние оказывает завершение периода полового созревания. Однако это не единственный источник особенностей психического развития детей данного возраста, хотя будет неправильно отрицать его влияние на изменение личности ребёнка.

При половом созревании происходят эндокринные изменения в организме человека. При этом на ведущие роли выходят гипофиз и щитовидная железа, которые выделяют гормоны для стимуляции работы других желез эндокринной системы. Активное и сложное взаимодействие гормонов роста и половых гормонов приводит к интенсивным психофизиологическим изменениям в организме. В этот период для подростков характерны перепады сосудистого и мышечного тонусов, а это приводит к частым сменам настроения ребёнка. Эмоциональный фон ребёнка в подростковом возрасте и без того нестабильный, а тут к нему добавляются и проблемы, возникающие в результате процессов полового созревания [1].

Многие психические процессы в подростковом возрасте достигают высокого уровня развития. Например, это относится к непосредственной, механической памяти, которая даёт предпосылки для возникновения и развития памяти логической, смысловой. Развитой и образной становится речь, мышление уже представлено во всех его формах. В этом возрасте подростка уже можно научить самым разным видам познавательной практической и интеллектуальной деятельности с использованием самого широкого круга применяемых для этого средств и методов. При этом жизнь подростка в рассматриваемый период полна конфликтов и противоречий. С одной стороны, взрослые могут вести с ним серьёзные разговоры, обсуждая достаточно серьёзные и животрепещущие вопросы, к чему активно стремится и сам подросток. С другой стороны, в этих обсуждениях наглядно проявляется инфантилизм подростка, его невысокий жизненный опыт, недостаточный для решения сложных жизненных вопросов.

В старшем школьном возрасте складываются психологические новообразования. К ним относятся: становление самосознания, профессиональное самоопределение, формирование мировоззрения. Перед нами предстаёт уже практически полноценная личность, требующая к себе повышенного внимания в плане использования педагогических средств и методов, всего обширного арсенала, которым владеет педагог. В противном случае между учеником и учителем может возникнуть недопонимание или даже конфликтная ситуация.

В подростковом возрасте речь идёт уже не только о подражании, но и о реализации собственной позиции. Общение ребёнка с родителями и учителями в качестве образца для действий постепенно переходит на общение со сверстниками и ребятами на 2-3 года старше. Опять же возникает конфликт и внутреннее разногласие из-за неумения подростка соотносить свои интересы с интересами других людей, желание любыми путями добиться исполнения своих желаний и потребностей [1].

Обычно о подростковом возрасте говорят как о периоде повышенной эмоциональности. Это проявляется в возбудимости, частой смене настроения, неуравновешенности. Характер многих подростков становится акцентуированным - крайний вариант нормы. В связи с этим большие требования предъявляются к личности педагога, его профессиональным и моральным качествам. Сложным, но очень важным является изучение внутренних побудительных факторов поведения и развития школьников - их потребностей, мотивов и установок, их внутренней позиции по отношению к учению, происходящим в обществе событиям и изменениям, труду, а также к учителям и коллективу товарищей. Изучение учащихся должно охватывать также ознакомление с условиями домашней жизни и воспитания, их внешкольные увлечения и контакты, которые оказывают значительное влияние на их воспитание и развитие.

Старший школьный возраст – начальная стадия физической зрелости и одновременно стадия завершения полового развития. Все это определяет готовность старшего школьника к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Осознание своей привлекательности – высокая самооценка, уверенность в себе; осознание своей физической слабости – наоборот низкая самооценка.


Использованная литература:

1. Волков Б. С. Психология подростка. – М., 2002.

2. Ермолаев Ю. А. Возрастная физиология. Учебное пособие для студентов педагогических вузов. М. Высшая школа, 1985.

3. Коц Я. М. Спортивная физиология. М.: Физкультура и спорт, 2001.

4. Сапин М. Р., Брыксина З. Г. Анатомия и физиология детей и подростков, М., Академия, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!