3Особенности формирования интернет-культуры в подростковой среде
На современном этапе развития можно говорить о формировании интернет–культуры, обладающей следующими признаками: сленгом, внутренней иерархией, набором идей членов субкультуры, этическими нормами, достаточным количеством формальных и неформальных лидеров, устойчивыми сообществами пользователей [23, с. 59]. Большинство участников социальных сетей составляют люди в возрасте от 14 до 25 лет. Мы сузили возрастные рамки для нашего исследования от 12 до 15лет.
Сеть Интернет, как культура, объединяет большие группы подростков, формирует круг интересов и общения, стимулирует развитие межличностных отношений. А также имеет свои положительные и отрицательные факторы влияния на индивидуальную сферу психической деятельности личности.
Современные подростки в поздней научной литературе, посвященной интернет-пространству, называются «цифровыми гражданами». При этом навыки подростков в области безопасности в сети Интернет отстают от их способности осваивать новые приложения и устройства. За 2016 год количество обращений на горячую линию психологической помощи «Дети онлайн» по сравнению с 2014 годом удвоилось и превысило 13 тысяч звонков и электронных писем.
Существуют определенные информационные угрозы в сети Интернет, представляющие опасность для детей и подростков [58]:
Просмотр сайтов для взрослых;
Кибер-террор;
Кража личных данных техническими средствами;
Кибер-мошенничество;
Распространение в открытом доступе персональных данных несовершеннолетних.
Однако стремление к широкому сетевому общению все больше начинает приобретать массовый характер в подростковом возрасте, несмотря на высокий уровень угроз. Интернет-среда не имеет ограничений и аналогов, которые могли бы привлечь внимание подростка.
Современная молодежь зависима от социальных сетей, которые формируют интернет-культуру подростковой среды. В этой интернет-среде стало возможным искать свою половинку в сервисах знакомств. Но главная заслуга — сеть Интернет позволяет без проблем общаться с людьми, в каком бы месте земного шара они ни находились.
Можно выделить некоторые мотивы, которые заменяют реальное общение виртуальным. Ю. А. Якутова выделяет [58]: 1) анонимность; 2) трудность выражения эмоций. Эти мотивы связаны с тем, что невербальные средства общения в сети Интернет теряют свое значение.
Что касается различий между женским и мужским общением посредством Интернета, то для начала следует выделить понятие «гендер». Гендер — это социокультурно обусловленная совокупность различий между мужчинами и женщинами.
Для юных девушек Интернет — это общение и поддержание социальных связей. Для парней-подростков интернет представляет собой поле для скачивания файлов, программ, фильмов и онлайн-игр. Что касается общения, мальчики–подростки в основном характеризуются короткими, четкими сообщениями, в отличие от сообщений девушек [44, с. 55].
Как считают зарубежные ученые Ш. Текл и Дж. Морахан-Мартин [33, с. 55], инициатором на форумах, группах и при обсуждении новых тем обычно выступает молодой человек. Девушки же в основном остаются без внимания и поддержки к своим заявленным темам.
И. М. Балонов [3, с. 33] дает определение социальной сети как услуги, помогающей подросткам поддерживать связь с друзьями и коллегами. Она является своеобразным онлайн — сервисом, который позволяет объединять людей по определенному принципу, предоставляя им удобные инструменты общения и самовыражения.
Из всех возможных форм передачи информации в интернет-культуре у подростков высока вероятность стать интернет-зависимым.
Интернет-зависимость – это расстройство в психике, сопровождающееся большим количеством поведенческих проблем и в общем заключающееся в неспособности человека вовремя выйти из сети, а также в постоянном присутствии навязчивого желания туда войти [44, с. 45].
К данной группе риска зависимых от Интернета относятся люди, испытывающие проблемы в общении: отсутствие социальных и коммуникативных навыков.
Г. Вайштштейн выделил основные признаки интернет-зависимости [12, с. 6]:
Проверки e-mail и аккаунта в соцсети;
Еда за компьютером;
Посещение Интернета в процессе работы;
Посещение сайтов не с целью поиска нужной информации, а механически и бесцельно;
Утрата чувства времени в онлайн;
Радостное предвкушение очередного выхода в сеть;
Ухудшение настроения и снижение работоспособности при выходе из сети;
Навязчивое желание снова вернуться к компьютеру;
Значительные финансовые затраты на интернет;
Окружающие все чаще возмущаются по поводу долгого зависания в сети.
При обнаружении четырех и более признаков из этого списка можно предположить наличие определенной степени интернет-зависимости.
Основные 6 типов интернет-зависимостей по мнению психолога Дрепы М. И. [16, с. 66] таковы:
Навязчивый веб-серфинг (информационная перегрузка);
Пристрастие к виртуальному общению и виртуальным знакомствам;
Игровая зависимость;
Пристрастие к просмотру фильмов через Интернет;
Киберсексуальная зависимость — навязчивое влечение к посещению порносайтов и занятию виртуальным сексом.
Отметим, что медицина пока не признала интернет-зависимость психическим расстройством официально, и многие эксперты в области психиатрии вообще сомневаются в существовании интернет-зависимости или отрицают вред от этого явления.
Зависимость в медицинском смысле определяется как навязчивая потребность в использовании привычного вещества, сопровождающаяся ростом толерантности и выраженными физиологическими и психологическими симптомами [11, с. 22]. Но в случае с интернет-зависимостью никакого «привычного вещества» в прямом смысле слова не существует. Поэтому характер зависимости иной, чем при употреблении наркотиков или алкоголя, то есть физический компонент полностью отсутствует. А вот психологический проявляется очень ярко.
Таким образом, можно определить интернет-зависимость как нехимическую зависимость — навязчивую потребность в использовании Интернета, сопровождающуюся социальной дезадаптацией и выраженными психологическими симптомами.
Теоретическая база структуры и содержания интернет-культуры позволила нам выявить необходимые педагогические условия, определяющие успешность процесса формирования подростковой интернет-культуры и профилактики интернет-зависимости. В нашем понимании педагогические условия – это система мер, факторов, обстоятельств, специально создаваемых педагогами, психологами, аналитиками интернет-пространства, от которых зависит успешность процесса формирования интернет-культуры подростка.
Обозначим специфику работ по профилактике интернет-зависимости в интернет-культуре [27]:
Применение в образовательном процессе форм, основанных на использовании новых информационных и коммуникационных технологий;
Внедрение в школьную практику спецкурса, направленного на активное включение старшеклассников в интерактивную систему сети Интернет;
Проектирование программы спецкурса, учитывая возрастные особенности;
Соответствие всех видов деятельности в сети Интернет нормам и правилам эффективного социального взаимодействия.
Таким образом, можно выделить следующие особенности интернет-культуры в подростковом возрасте: 1) помощь в освоении новых технологий; 2) использование сети Интернет для общения с удаленными пользователями в рамках профессиональной и коммуникативной деятельности; 3) использование ресурсов сети Интернет в процессе образования и самообразования.