СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 16.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности индивидуального стиля А. П. Чехова в творчестве 1890—1900-х годов. Жанр рассказа в творческой практике писателя. Анализ рассказа «Ионыч»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Осветить основные события жизни А. П. Чехова в период 1890—1900-х годов, обозначить круг тем, интересующих писателя в это время, рассмотреть особенности индивидуального стиля на примере рассказа «Ионыч», выяснить своеобразие жанра чеховского рассказа и особенности сюжетно-композиционного рисунка.

Просмотр содержимого документа
«Особенности индивидуального стиля А. П. Чехова в творчестве 1890—1900-х годов. Жанр рассказа в творческой практике писателя. Анализ рассказа «Ионыч»»

Тема.Особенности индивидуального стиля А. П. Чехова в творчестве 1890—1900-х годов. Жанр рассказа в творческой практике писателя. Анализ рассказа «Ионыч» (1898).

Задачи урока: осветить основные события жизни А. П. Чехова в период 1890—1900-х годов, обозначить круг тем, интересующих писателя в это время, рассмотреть особенности индивидуального стиля на примере рассказа «Ионыч», выяснить своеобразие жанра чеховского рассказа и особенности сюжетно-композиционного рисунка.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Вопросы для проверки домашнего задания

1. Охарактеризуйте расстановку литературных сил в 80—90-е годы ХIХ века. В чем заключается своеобразие чеховского пути в литературе? 
2. Вспомните основные вехи творческой биографии писателя. 3.Какие жизненные обстоятельства оказали влияние на формирование художественных принципов А. П. Чехова?

II. Слово учителя
Материалы для учителя 
Тематический диапазон произведений, написанных А. П. Чеховым в 1890—1900-е годы, разнообразен. Писателя интересует жизнь множества людей в различных ее проявлениях: служба, семья, болезнь, любовь…

По-прежнему его привлекает проблема всеобщего разъединения («футлярности» существования) и поиск «общей идеи» («Скучная история»). Суть «общей идеи» Чехова содержится в размышлениях героя повести «Скучная история» Николая Степановича: «...сколько бы я ни думал и куда бы ни разбрасывались мои мысли, для меня ясно, что в моих желаниях нет чего-то главного, чего-то очень важного... Во всех мыслях, чувствах и понятиях, какие я составляю обо всем, нет чего-то общего, что связывало бы все это в одно целое. Каждое чувство и каждая мысль живут во мне особняком, и во всех моих суждениях... даже самый искусный аналитик не найдет того, что называется общей идеей или богом живого человека... Когда в человеке нет того, что выше и сильнее всех внешних влияний, то, право, достаточно для него хорошего насморка, чтобы потерять равновесие и начать видеть в каждой птице сову, в каждом звуке слышать собачий вой». 
Уже современники Чехова почувствовали необычность его манеры письма. Чеховский рассказ воспринимался как явление, свидетельствующее об отступлении от литературной нормы классической прозы. 
Из всех молодых писателей только в Чехове Л. Н. Толстой увидел серьезного соперника, писателя, который прокладывал «новые пути». «Чехов несравненный художник, — признавал Л. Н. Толстой. — Да, да: именно несравненный... Художник жизни... Чехов создал новые, совершенно новые, по-моему, для всего мира формы письма, подобных которым я не встречал нигде... И Чехова, как художника, нельзя уже сравнивать с прежними русскими писателями — с Тургеневым, с Достоевским или со мной.

У А. П. Чехова своя особенная форма, как у импрессионистов». 
В чем же проявлялось это своеобразие индивидуального стиля Чехова, на которое указывал великий Толстой? 
Важнейшим жанром в творческой практике А. П. Чехова стал рассказ. Он формировался на периферии большой литературы — в журнальных опытах «Стрекозы», «Осколков», «Нового времени». Малая пресса была принципиально разностильна и не связана каноном. Эта свобода позволила писателю экспериментировать, обращаться к новым повествовательным маскам, реформировать старое. Чехов позднее шутил: «перепробовал» все, кроме романа, стихов и доносов. 
Авторитет великих и инерция жанрового мышления требовали от писателя романа. Рамки жанра — мучительная проблема для А. П. Чехова. «Большая-пребольшая вещь» так и не была им написана, он вошел в историю литературы как автор рассказов, отличных от существовавшей традиции. 
Одна из важнейших координат чеховского письма — верность жизненной правде. «Художественная литература, — утверждал он, — потому и называется художественной, что рисует жизнь такою, какова она есть на самом деле. Ее назначение правда безусловная и честная». 
Рассмотрим жанровую природу и художественные особенности чеховской прозы на примере рассказа «Ионыч». 
«Умение коротко говорить о длинных вещах» — редкий дар, и им обладал Чехов. Его рассказ полемичен традиции. В основе сюжета традиционного рассказа, как правило, лежит событие или поступок героя, которые подвергаются всестороннему рассмотрению писателя и содержат авторскую оценку. Центр тяжести в чеховском произведении перенесен с развития событий на бессобытийное течение жизни в ее обыденной повседневности, В нем нет интриги, организующей действие, на место события поставлен быт. Однако он не самодостаточен, Пространственно-временная организация рассказа такова, что персонаж оказывается погруженным в поток уходящего времени. 
Сюжет рассказа «Ионыч» — несостоявшаяся женитьба Дмитрия Ионыча Старцева. На нескольких страницах Чехов поведал историю целой жизни. Подобный художественный эффект достигается ритмическими повторами, фиксирующими течение времени. Эпическое начало («Когда в губернском городе С...») сопрягается с размеренными хронологически выверенными указаниями: «Прошло больше года... в трудах и одиночестве» (II гл.), «Прошло четыре года» (IV гл.), «Прошло еще несколько лет» (V гл.). Эти приемы, удлиняющие повествование, каждый раз выводят его в иную смысловую перспективу: несостоявшееся событие — неслучившаяся жизнь — утраченное собственное имя. 
Сократив повествовательное пространство, Чехов нашел иные ресурсы художественности в лейтмотивном повествовании. Ритм образных и лексических повторов создает ассоциативный сюжет и придает объемность рассказу. Например, автор фиксирует внимание читателя на подробностях внешнего облика Старцева и способах его передвижения («шел пешком, не спеша (своих лошадей у него еще не было)» (I гл.), «у него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке» (II гл.) и разрабатывает лейтмотивный сюжет старения и опошления личности. 
Важное место в структуре чеховского рассказа занимает художественная деталь. Мысль, чувство, переживание объяснены писателем опосредованно — через предметный мир. В этом художественном принципе отражены этические проблемы, волнующие Чехова, его концепция личности. Вещный мир поглощает человеческую личность, обезличивает (утрата имени — «Ионыч») и овеществляет ее («Человек в футляре»), материализует ощущение абсолютной зависимости от материальной оболочки: быт исключает бытие. Это знак пошлости и всеобщего разъединения. В этом ряду можно, например, рассмотреть виртуозную работу Чехова с именем персонажа в рассказе «Ионыч». 
Распространенная сюжетная ситуация в рассказах Чехова — испытание героя бытом («Учитель словесности», «Ионыч»). С помощью художественной детали он создает лаконичную и емкую характеристику персонажа. Важно отметить, что характер персонажа проявляется, как правило, не в действии, но в его отсутствии. 
Чехов никогда не объясняет своих героев, но представление об их характере возникает у читателя при сравнении самооценок персонажа с высказываниями о нем окружающих. Так, характер Ионыча строится на смене повествовательных ракурсов: «интеллигентный человек» (1 гл.) — «необыкновенный, удивительный доктор» (II гл.) — «поляк надутый» (IV гл.) — «не человек, а языческий бог») (V гл.). 
Изображая внутреннее состояние персонажа, Чехов не показывает цепь переходов чувства. Он акцентирует наше внимание на одной детали, которая исчерпывающе объясняет образ. Так, Старцев в пору своей влюбленности в Котика испытывал следующие чувства: «Она восхищала его своею свежестью, наивным выражением глаз и щек». Ироническая тональность авторского комментария становится очевидна в контексте предыдущей реплики героя: «Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас так долго. Я страстно хочу, я жажду вашего голоса. Говорите». 
Осваивая различные приемы создания характера, А. П. Чехов использует традиционный для русской литературы внутренний монолог. Однако он расчленен на отдельные реплики, что придает повествованию динамичный характер. В качестве примера такого «драматургического» внутреннего монолога можно рассмотреть начало третьей главы рассказа «Ионыч». Сокращая развернутые описания, Чехов часто предпочитает внутреннему монологу формы несобственно-прямой речи, добиваясь художественного эффекта сопереживания читателя персонажу. 
Многое в чеховских персонажах остается непроясненным, и это одна из особенностей его манеры письма. Авторская позиция в рассказах Чехова внешне не акцентирована, Создается иллюзия «объективности», видимого «нейтралитета» автора. 
Рассказы Чехова иногда называют новеллами. В классической новелле всегда есть новость — открытие. В чеховской новелле нет никаких внешних сюжетных поворотов, не будет и никаких открытий. В его рассказах — внутренняя ирония над жанром: важно то, что не случилось и, очевидно, никогда не произойдет. Интерес с события перенесен на психологию персонажа, на его настроение событием становятся «подробности чувства».

III. Беседа с учениками

Вопросы для беседы с учениками

  1. Какое место в творчестве Чехова занимает рассказ? 
    2. В чем проявляется полемичность чеховского рассказа традиционному жанру рассказа? 
    3. В чем жанровая специфика чеховского рассказа? 
    4. Как соотнесены события и быт в рассказе «Ионыч»? 
    5. Как соотнесены быт и «подробности чувства» в рассказе «Ионыч»? 
    б. Какова пространственно-временная организация рассказа «Ионыч»? 
    7. С помощью какого приема Чехову удается создать иллюзию значительного временного отрезка, представленного в рассказе «Ионыч»? 
    8. Какие пространственные координаты обозначены в рассказе «Ионыч»? Какова их содержательная значимость? 9. Какую роль в раскрытии смысла рассказа играет лейтмотивное повествование? 
    10.
     Какие приемы Чехов использует для передачи внутреннего мира героя? 
    11.
     Почему, по вашему мнению, Чехов назвал рассказ «Ионыч»? 
    Выводы 

  2. В центре внимания А. П. Чехова — повседневное течение жизни, будничные явления действительности. Банальные житейские истории демонстрируют агрессивность среды и пассивность героя, подчиняющегося ее материальным законам, зачастую отождествляемым с пошлостью. А. П. Чехов в своих рассказах следует принципу безусловной объективности изображения действительности и героев. Организация сюжета, пространственно-временные координаты, предметная детализация подчинены задаче показа на минимальном пространстве текста истории всей жизни героя. Феномен русской прозы последнего десятилетия Х1Х века не может быть понят без учета жанровой специфики чеховского рассказа. Он узаконил рассказ в «большой литературе» как самостоятельный жанр, особый поэтический микромир которого не уступал по емкости роману. Эта краткость была принципиальна как новый и более совершенный способ эстетического освоения действительности. 
    Домашнее задание 
    1. Назовите основные этапы биографии А. П. Чехова. Какие произведения были написаны в каждый из этих периодов? Составьте хронологическую таблицу основных этапов жизни и творчества писателя. 
    2. Каковы, по вашему мнению, причины поездки А. П. Чехова на Сахалин? Какую роль она сыграла в творческой судьбе писателя? 
    З. Назовите основные темы и мотивы творчества А. П. Чехова 1890-х годов. 
    4. В чем своеобразие жанра рассказа в творчестве А. П. Чехова (на примере рассказа «Ионыч»? 
    5. Диапазон мнений о стиле А. П. Чехова достаточно широк. Какие из приведенных высказываний, на ваш взгляд, более точно характеризуют творчество писателя: а) «Никогда у него нет лишних подробностей, всякая или нужна, или полезна» (Л. Н. Толстой); 
    б) «Рисует всегда только контурами… давая не всего человека, не все положение, а только существенные их очертания… не столько портреты, сколько силуэты» (С. А. Венгеров); 
    в) «Ничто не объяснено, не мотивировано» (А. Волынский); 
    г) «Чехов внес в литературу грубые имена грубых вещей»  (В. В. Маяковский), 
    Письменно обоснуйте свой выбор.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя