- Особенности изобразительного искусства Шумера, Аккада, Вавилонского царства, Ассирии
- Искусство Шумера 5 тыс. – 2400 г. до н.э
- Шумерские города: Ур, Урук, Лагаш, Киш и др.
Медный рельеф с изображением птицы Имдугуд из храма в Эль-Убейде. Шумер
Керамика
Крестообразную форму образуют 4 обнаженные женские фигуры с развевающимися волосами – свастика (существует с 6 тыс. до н.э.). Символизирует: солнце, звезды, бесконечность, образуя мальтийский крест. Шахматные поля – горы.
Ранняя шумерская керамика
- Поздняя шумерская керамика
глиняный расписной сосуд с человеческими фигурами. Джемдет-Наср. Рубеж IV–III тыс. до н. э.
сосуд с рельефным изображением львов и быков. Урук, период Джемдет-Наср. Нач. III тыс. до н. э
Белый храм в Уруке
Сер. 4 тыс. до н.э. (время Гильгамеша) Был побелен известью – отсюда название.
Белый храм в г. Уруке (XIX в. до н. э.)
Реконструкция белого храма
Полуколонны здания в Уруке
На рубеже 4 – 3 тыс. до н.э. жречество выделяется в отдельную касту, право быть жрецом передается по наследству. В 3 тыс. до н.э. усиливается расслоение классов.
Эбих-иль из г. Мари
адорант — статуя молящегося человека со сложенными на груди руками, сидящего или стоящего
Дворец в Мари
Аб-У божество из
г. Эшнунна Известняк, глаза из апсидиана. Бог-отец, всевидящий глаз. Роскошная растительность –
признак плодородия (способность
производить все живое)
Богиня Инана, его жена. Статуи ставили в храмах на приступок вдоль стен
Мастерство исполнения декоративно-прикладных вещей
Арфа из царской гробницы в Уре. Ок.2600 г.до н.э.
Резонатор арфы из царской гробницы в Уре. Золото и лазурит. Могучая голова быка великолепна.
Арфа. Панель с перламутровой инкрустацией
- Штандарт войны и мира — пара инкрустированных декоративных панелей, обнаруженная экспедицией Л . Вулли при раскопках шумерского города Ур . На каждой из пластин на лазуритовом фоне в три ряда выложены перламутровыми пластинками сцены из жизни шумеров. Артефакт датируется серединой 3-го тысячелетия до н. э. Размеры 21,59 на 49,53 см.
Война
Мир
- Город Лагаш (шумерские земли) Гудеа
- Шумеро-Аккадское искусство 2400 – 1997 гг. до н.э.
Правление становится самодержавным, храмовые земли превращаются в царские
Голова Саргона Древнего (Аккадского). 23 в. до н.э. Суровая властная личность .
Аккадское царство в период наибольшего расцвета при Нарам-Суэне
Победная стела Нарам-Сина (преемника Саргона Древнего )
голова Саргона Древнего из Ниневии. Медь. 23 в. до н. э. Багдад. Иракский музей.
Табличка Римуша ( Лувр )
Водопой. Цилиндрическая печать из Аккада. Середина 23 в. до н. э. Собр. де Клерк (Франция)
Договор Нарам-Суэна с Эламом
Сцена битвы на стеле Римуша
Раскопанный Маллоуэном дворец Нарам-Суэна , нижняя южная часть
Победная стела одного из Аккадских царей. Лувр
Обелиск Маништушу с клинописным текстом на аккадском языке
Табличка старовавилонского периода, сообщающая о рождении Саргона и приходе его к власти
- Искусство Древнего Вавилона (Старовавилонский период) Нач. 2 тыс. – до нач. 1 тыс. до н.э.
Руины Вавилона.
Фото 1975 г .
Вид на Вавилон со стороны бывшего летнего дворца Саддама Хусейна . Фото ВМС США . 2003 год.
Вавилон. План основной части города по данным топографических источников и археологических раскопок
План раскопок центральной части Восточного города
Вавилон около 600 г. до н. э. : схематический рисунок центральной части. Вид со стороны Западного города.
Стены Вавилона после реконструкции
Вавилонская улица
Руины Вавилона в 1932 году
Стелла Хаммурапи
Высокий рельеф украшал столб, на котором записаны законы. Монументальность и живописность. Бог солнца Шамаш вручает царю символы власти (жезл и магическое кольцо).
Стела Хаммурапи со сводом
его законов
Статуэтка Ибн-ила из Мари. Алебастр. Около 2500 г. До н. э.
- Искусство Нового Вавилона
Кон. 7 в. - 6 в. до н.э. В 539 г. до н.э .
Вавилонская башня (макет )
« Вавилонская башня »
Вавилонская башня.
Художник 18 в.
Нидерландский художник эпохи Возрождения 16 в. Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня . 1563
Сады царицы Семирамиды
Висячие сады Семирамиды
Ворота Иштар. Реконструкция
Построены в 575 г. до н. э. по приказу царя Навуходоносора в северной части города.
Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом
Украшены символическими изображениями бога Мардука – драконами.
Ворота Иштар. Стена с рельефным фризом. Изображено было шествие львов, быков и драконов.
Восстановленные ворота Иштар в берлинском музее Пергамон
Орнамент стен дороги Мардука
Орнамент стен дороги Мардука
Лев с Дороги Процессий, ведшей к воротам Иштар
искусство Нового Вавилона не создало нового и оригинального, но повторяло с большей пышностью, порой даже чрезмерной, образцы, созданные древней Вавилонией и Ассирией.
- Искусство Ассирии ( нач. 1 тыс. – кон. 7 в. до н.э. .)
Дворец Саргона II в Дур-Шаррукине. Реконструкция
Крылатый бык Шеду из дворца Саргона II .
2 пол. 8 в. до н.э. Алебастр.
Ниневия Для ассирийской державы характерна не культовая, а светская грандиозная дворцовая архитектура и светские сюжеты в интерьерных росписях и рельефах.
Сцены большой царской охоты. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Сер. 7 в. до н.э.
Фрагмент. Царь на охоте
Царь
на
охоте
Фрагмент. Убитый лев .
Фрагмент. Раненый лев.
Фрагмент. Умирающая львица .
Битва на верблюдах. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7 в. до н. э. Лондон. Британский музей.
Охота Ашшурбанипала. Рельеф из дворца Ашшурбанипала в Ниневии. Алебастр. Середина 7 в. до н. э. Лондон. Британский музей
Ассирийский царь в бою. Гравюра XIXв. с ассирийского рельефа