СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит статью об особенностях работы с детьми с ОВЗ. Приложением является урок по теме "Глагол. Повторение изученного" в 5 классе.

Просмотр содержимого документа
«Особенности коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы»

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ № 15 ст. Лысогорской

Оганисян Гермине Амаяковна



Особенности коррекционно-развивающего обучения

на уроках русского языка и литературы

В современной педагогике все более прочные позиции занимает коррекционно-развивающее обучение. Однако до настоящего момента у педагогов отсутствует четкое представление о его содержании и о контингенте детей, которому оно адресовано. В данной статье мы попытаемся в общих чертах обозначить специфику коррекционно-развивающего обучения на уроках русского языка и литературы.

Изучая причины школьных трудностей, психологи отмечают, что основным фактором возникновения дезадаптации у учащихся является существенное изменение условий жизни ребенка при переходе к школьному обучению, которое предъявляет повышенные требования к функционированию познавательных процессов (восприятия, памяти, речи), а также к эмоционально-волевой стороне личности. В период адаптации у детей из-за общей незрелости организма и центральной нервной системы повышается физическое и нервно-психическое напряжение, что приводит к функциональным нарушениям и невротическим реакциям.

Недостаточность регуляторных механизмов, которые не позволяют ребенку успешно вырабатывать адекватные новым условиям формы поведения и деятельности, влечет за собой различные отклонения в поведении: повышение агрессивности или, наоборот, состояние заторможенной подавленности. Подобные состояния снижают познавательную активность и делают весьма проблематичным эффективное вхождение в школьную жизнь и усвоение учебного материала. Существует мнение, что эта проблема обусловлена еще и значительным усложнением школьных программ и, как следствие, повышением требований к уровню предшкольной интеллектуальной подготовки детей.

Необходимость изучения и осмысления путей и способов гармонизации ребенка и окружающей его среды, логики и содержания педагогической работы с такими детьми привела к возникновению новой отрасли педагогики – коррекционной. Она родилась в недрах общей педагогики, став ее составной частью, и взяла на себя ответственность за решение дезадаптационных проблем развивающегося человека.

В современную педагогическую науку термин "коррекционная педагогика" был введен в 1988 году Г.Ф. Кумариной, которая определила коррекционную педагогику как «область педагогического знания, предметом которой является разработка и реализация в образовательной практике системы условий, предусматривающих своевременную диагностику, профилактику и коррекцию педагогическими средствами нарушений адаптации индивидов, трудностей их в обучении и освоении соответствующих возрастным этапам развития социальных ролей" [4, с. 14]. А свое практическое выражение коррекционная педагогика нашла в системе коррекционно-развивающего образования (КРО), которое представляет собой синтез общеучебных, диагностических, социальных и коррекционно-развивающих стратегий обучения.

В середине XX в. из пограничной категории детей была выделена и описана особая субкатегория – с временной задержкой психического развития (Т.А. Власова, В.И. Лубовский, А.А. Люблиневская, М.С. Певзнер и др.), к которой отнесли детей с церебрастеническими состояниями, психофизическим и психическим инфантилизмом, с функциональной недостаточностью центральной нервной системы, с развитием личности по невротическому типу, детей, перенесших в раннем детстве тяжелые и длительные соматические заболевания, травмы головного мозга, вызвавшие функциональную недостаточность центральной нервной системы, детей с относительно стойкими состояниями незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей степени слабоумия.

Дети с трудностями в обучении, обусловленными ЗПР, характеризуются стойкими затруднениями в усвоении всех образовательных программ. Обучение таких детей допускается как в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития (VII вид классификации специальных образовательных учреждений), так и в специализированных классах КРО в составе общеобразовательной школы.

Однако "определение ребенка в специальный класс (школу) может состояться только после выявления причин его отставания в развитии и неуспеваемости" [6, с. 15]. Другими словами, сначала констатируется факт стойкого отставания развития познавательной и личностной сферы ребенка по сравнению с его сверстниками, причем на констатацию может уйти до двух лет обучения в школе, затем диагностируются причины, и только после этого начинается коррекционно-развивающая работа.

Обучение происходит по специальным образовательным программам и в специальных организационно-педагогических условиях, включающих в себя меньшую наполняемость классов, соотнесение темпов учебной работы с возможностями познавательной деятельности учеников.

В классах КРО устраняются или сглаживаются дефекты развития познавательной деятельности и физического развития ребенка, что обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».

Коррекционно-воспитательная работа представляет систему комплексных мер педагогического воздействия на различные особенности аномального развития личности в целом, поскольку всякий дефект отрицательно влияет не на отдельную функцию, а снижает социальную полноценность ребенка во всех ее проявлениях. Она не сводится к механическим упражнениям элементарных функций или к набору специальных упражнений, развивающих познавательные процессы и отдельные виды деятельности аномальных детей, а охватывает весь учебно-воспитательный процесс.

Обучение аномального ребенка требует деликатного, тактичного отношения окружающих к его психическим или физическим недостаткам, исключающего фиксацию внимания на дефекте, подчеркивающую его неполноценность. И об этом нельзя забывать и на уроках русского языка и литературы. Важно воспитать у ребенка оптимизм и уверенность, сформировать способность преодолевать трудности, стимулировать его компенсаторные возможности, ориентировать на положительные качества и вместе с тем развить способность к критической оценке своих действий и поступков.

На уроках русского языка и литературы так же, как и на других уроках, учебный процесс предполагает диалектическое единство содержания, методов и организационных форм обучения. Здесь используются методы и приемы обучения, принятые для обычной общеобразовательной школы, а также некоторые методы и приемы из других областей коррекционной педагогики.

Для организации эффективного коррекционно-развивающего обучения и воспитания рекомендуется использование следующих технологий.

1. Технологии дифференциации и индивидуализации обучения – это создание условий для обучения детей, имеющих различные способности и проблемы, путем организации учащихся в однородные группы (внутри класса).

Это имеет следующие преимущества:

•  исключается уравниловка и усреднение детей;

•  в группе, где собраны дети с равными способностями, ребенку легче усвоить материал;

•  создаются щадящие условия для слабых;

•  у учителя появляется возможность помогать слабому;

•  появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися, плохо адаптирующимися к общественным нормам;

•  повышается уровень Я-концепции ученика: слабые получают возможность испытать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности.

Индивидуальный подход – это принцип педагогики, согласно которому в процессе учебно-воспитательной работы с группой учитель взаимодействует с отдельными учащимися по индивидуальной модели, учитывая их личностные особенности.

2. Технологии компенсирующего обучения – если не оказывать ученику дополнительной психолого-педагогической помощи, это приведет к хроническому отставанию в учебной деятельности и ещё большей социально-педагогической дезадаптации. К компенсирующим элементам (средствам) относят в первую очередь: любовь к ребенку ( забота, гуманное отношение, душевное тепло и ласка); понимание детских трудностей и проблем; принятие ребенка таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками, сострадание, участие, необходимую помощь, обучение элементам саморегуляции (учись учиться, учись владеть собой).

Не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний:

•  обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);

•  урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;

•  адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;

•  одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;

•  использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);

•  формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;

•  взаимообучение, диалогические методики;

•  дополнительные упражнения;

•  оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.



Использование коррекционных методов свидетельствует о том, что целесообразно обучать этих детей в составе сложившегося коллектива, применяя следующие специальные приемы:

•  упражнения на развитие памяти;

•  опора на наглядно-образную педагогику, восхождение от конкретного к абстрактному;

Из методик внутрипредметной дифференциации здесь находят применение различные виды дифференцированной и индивидуализированной помощи:

•  опоры различного типа (от плаката-примера на конкретное правило до опорного конспекта и обобщающей таблицы);

•  алгоритмы  выполнения задания (от аналогичного примера до логической схемы);

•  указание типа, закона, правила;

•  подсказка (намек, ассоциация) идеи, направления мысли;

•  предупреждение о возможных ошибках;

•  разделение сложного задания на составляющие.

Периодически, по прохождении тем и разделов, ученику предлагаются диагностические работы (можно проводить их в тестовой форме), чтобы определить уровень усвоения им материала и на этой основе наметить дальнейший путь развития. Ученик может на одном предмете задержаться, другой изучить в опережающем режиме.

Недостатки развития познавательной деятельности умственно отсталых учащихся, особенно мышления и речи, не позволяют использовать на уроке литературы такие методы, как школьная лекция и учебные дискуссии, диспуты.

В то же время коррекционная направленность обучения требует активного использования не только репродуктивных, но и продуктивных методов, способствующих развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, переходу их от наглядно-практических к наглядно-образным и словесно-логическим формам мышления.

Поэтому в процессе обучения на уроках русского языка и литературы используются некоторые продуктивные виды самостоятельных работ, элементы проблемного обучения (создание простейших проблемных ситуаций, эвристические беседы), но применение их ограничено.

Умственно отсталые дети, как правило, приходят в школу плохо подготовленными к учебной деятельности. У них отсутствует интерес к учению, снижено внимание, они легко отвлекаются, быстро устают. Это требует более широкого (чем в обычных классах) включения в процесс обучения методов, вызывающих интерес к учению: использование познавательных игр, создание занимательных ситуаций и т. д. Игровые методы чаще можно использовать для закрепления пройденного материала.

В процессе обучения широко используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Специфика их применения диктуется особенностями познавательной деятельности умственно отсталых детей. Ученики, например, не могут одновременно усвоить большой объем материала, значит, необходимо членение его на небольшие части. Кроме того, материал, сообщаемый только в словесной форме, не подкрепленный наглядностью или практическими действиями, плохо понимается школьниками, не запоминается, следовательно, важно сочетать эти методы.

Для запоминания изучаемого правила на уроке русского языка можно использовать прием неоднократного повтора нового правила всеми учащимися и записи его в тетради. Большое значение имеет сочетание разных методов. В зависимости от характера учебного материала и особенностей его усвоения школьниками учитель выбирает те или иные методы для конкретного урока.

     В содержание учебного курса     «Русский язык» и «Литература» можно ввести разделы, ориентированные на подготов­ку детей к восприятию последующего учебного материала. Изу­чение наиболее трудных разделов программ также  предваряется различного рода практическими упражнениями, которые спо­собствуют накоплению у учащихся непосредственных наблюде­ний.

А занятия  по курсу «Культура речи» направлены на развитие познавательных процессов, развитие связной устной и письменной речи.

Система коррекционно-развивающего обучения предусматривает также индивидуальные и групповые коррекционные занятия по русскому языку и литературе. Цель занятий: повышение уровня общего, сенсорного, интеллектуального развития, памяти, подготовка к восприятию трудных тем учебной программы, восполнение пробелов предшествующего обучения и др.

Коррекционные занятия проводятся с учащимися по мере выявления педагогом индивидуальных пробелов в их обучении.

Занятия включены в Типовой базисный учебный план общеобразовательного учреждения с классами коррекционно-развивающего обучения, для которых предусмотрено от 2 до 4 часов в неделю за счет школьного компонента. Это время предусмотрено в расписании уроков. Не следует использовать эти часы для занятий со всем классом. Продолжительность занятий с одним учеником или с группой не должна превышать 20-30 мин. В группы можно объединять по 3 – 4 ученика, у которых обнаружены одинаковые пробелы в усвоении школьной программы или похожие затруднения.

При организации коррекционных занятий по русскому языку и литературе следует исходить из возможностей ребенка – задание должно лежать в зоне умеренной трудности, но быть доступным, так как на первых этапах коррекционной работы необходимо обеспечить ученику субъективное переживание успеха на фоне определенной затраты усилий. В дальнейшем трудность задания следует увеличивать пропорционально возрастающим возможностям ребенка.

В период, когда ребенок еще не может получить хорошую оценку на уроке, важно создавать ситуацию достижения успеха на индивидуально-групповых занятиях. С этой целью можно использовать систему условной качественно-количественной оценки достижений ребенка. При подготовке и проведении коррекционных занятий необходимо помнить и об особенностях восприятия детьми учебного материала и специфике мотивации их деятельности. Эффективно использование различного рода игровых ситуаций, дидактических игр, игровых упражнений, заданий, способных сделать учебную деятельность более актуальной и значимой для ребенка.



Современные исследования показывают, что нет необучаемых детей, даже самых тяжелых можно чему-то научить, используя специальные методы, средства и формы обучения и воспитания. Для того, чтобы достичь эффективной работоспособности учащихся, учитель при разработке конспекта должен думать не о том, что он будет делать, а, прежде всего, о том, что будут делать ученики в ходе урока.

Выбор методов и приемов обучения осуществляется в соответствии с особенностями познавательной деятельности детей, в связи с чем важное место должен занимать метод «маленьких шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов и использованием предметно-практической деятельности. Отобрав методы для работы на уроке, учитель должен скомбинировать их таким образом, чтобы осуществлялась смена видов деятельности учащихся, и тем самым реализовался охранительный режим обучения.















































Приложение

Урок русского языка в 5-м классе КРО для детей с ЗПР

по теме «Глагол. Повторение изученного»



Цели: обобщение знаний обучающихся об имени существительном; развитие и коррекция психических процессов детей (памяти, внимания, мышления и речи); активизация умственной деятельности и познавательного интереса детей; привития навыков самостоятельной работы; воспитание аккуратности при выполнении работ.

Оборудование: сигнальные карточки красного и зеленого цвета, конверты со словами из пословиц, значки «!», «?», «–».



Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель читает стихотворение:

Тучки нахмурились,
Дождик пошел…
Солнышко взошло,
Вот как хорошо!

– Какое настроение вызывают у нас последние строки стихотворения?

(Радостное)

– Пусть у нас весь урок будет радостное настроение, давайте улыбнемся друг другу и начнём работу.

  1. Сообщение темы урока

– Мы с вами уже немало знаем о глаголе: что обозначает, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении, как изменяется.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня?

(Повторим всё, что мы изучили о глаголе)

– Правильно. А для этого выполним несколько заданий.

  1. Минутка чистописания

На доске написана загадка. Вам нужно её отгадать. Спишите загадку. Напишите отгадку. Найдите глаголы и подчеркните их.

Но сначала давайте вспомним, что обозначает глагол, на какие вопросы отвечает, чем является в предложении и как подчеркивается.

(Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? В предложении глагол является сказуемым и подчеркивается двумя чертами)

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница… (зима)

– А сейчас мы попробуем собрать пословицы из слов на карточках. Возьмите конверты (работа в парах на местах).

Мягко стелет, да жестко спать.

Напишешь пером – не вырубишь топором.

Слово – не воробей: вылетит – не поймаешь.

– Запишите пословицы. Как вы их понимаете?

  1. Словарная работа

– Что пишется у глаголов в неопределенной форме после ч?

Береч…, жеч…, стереч…

– Как пишутся не с глаголами?

(Не)годовать, (не)доумевать, (не)буду, (не)навидеть

  1. Работа над темой урока

– Ещё раз повторим: что означает глагол?

на какие вопросы отвечает?

чем является в предложении?

как изменяется?

Морфологический разбор глагола (работа у доски)

Всё утро шёл косой дождик.

Я чувствую от него холод.

Синтаксический разбор этих предложений (работа на местах)

Предложения написаны на доске.

(Проверка работ учащихся у доски проводится сигнальными карточками:

  • выполнено верно – карточка зеленого цвета,

  • выполнено неверно – карточка красного цвета)

  1. Физминутка

Ветер дует нам в лицо, (машем руками перед лицом)

Закачалось деревцо, (качаемся из стороны в сторону)

Ветер всё тише, тише, тише, (опускаемся, помогая себе руками)

Дерево всё выше, выше, выше. (поднимаемся и поднимаем руки)

Приняли исходное положение. Сложили ладони в замочек. И ладонями по часовой стрелке. Против часовой стрелки.

  1. Самостоятельная работа

Слова, которые записаны на доске, выпишите по вариантам (1 вариант – глаголы 1 спряжения, 2 вариант – глаголы 2 спряжения).

Ходить, обидеть, доверять, полоть, терпеть, задержать, высп…тся, вымокн…м, глад…т (мн. ч.), идёт.

  1. Игра на внимание «Угадай лишнее слово»

Запиши все слова в тетради, подчеркни лишнее и объясни, почему оно не подходит к этому ряду. (Карточки со слова прикреплены к доске)

Сд…раю, переб…рать, выж…гать, выт…р (сдираю, перебирать, выжигать, вытер)

Зап…р, забл…стели, заж…чь, расст…лать (запер, заблестели, зажечь, расстилать)

Бл…стит, пост…лить, прот…реть, приб…рать (блестит, постелить, протереть, прибирать)

Оп…раться, раст…реть, нат…рать, зам…рать (опираться, растереть, натирать, замирать)

  1. Задание по развитию речи

– Составьте предложение по картине, чтобы получился законченный текст.

(Картина «Зимние забавы детей».)

– Какое время года наступило?

– Что выпало на землю?

– Кто вышел гулять на улицу?

– Чем занимались дети?

(Наступила долгожданная зима. Выпал белый пушистый снег. Ребята вышли гулять на улицу. Дети катались на санках, коньках, лыжах, лепили снежную бабу.)

  1. Подведение итога урока

– Довольны ли вы своей работой?

– Оцените, как вы усвоили материал по теме: «Глагол. Повторение изученного». Для этого выберите один из значков.

  • ! – понял и могу объяснить другим

  • ? – в основном понял, но есть неуверенность

  • --- - не понял, нужно повторить еще раз.

  1. Домашнее задание

Подготовиться к контрольному тестированию по теме «Глагол».

  1. Выставление оценок















Библиография



  1. Верменская Е.А. Коррекционная и специальная педагогика. Учебное пособие. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009 г.

  2. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – М., 1967 г.

  3. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников.\ Под ред. Л.П.Носковой. – М., 1989 г.

  4. Коррекционная педагогика в начальном образовании: Учеб. пособие / Под ред. Г.Ф. Кумариной. М., 2001 г.

  5. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии. – М., 1997 г.

  6. Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: организационно-педагогические аспекты. – М., 2001г.
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!