СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности личной эффективности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности личной эффективности школьников»

Особенности личной эффективности школьников

В школе на детей ложится большая нагрузка. Одной из распространенных проблем у детей является проблема, связанная с неумением планировать и управлять своим временем, организацией рабочего места и распределением необходимых дел. Часто родители сталкиваются с тем, что ребенок не приступает к выполнению домашнего задания без напоминания, откладывает на неопределенный отрезок времени выполнение уроков, предпочитая проводить время за просмотром интернета или телевизора. Многие дети совсем не знают, чем можно занять себя в свободное время. Отсутствие режима дня и планирования влекут за собой целый ряд трудностей, которые сопровождают ребенка при выполнении домашней работы или обязанностей по дому.

Умение управлять своим временем и делами является важным и необходимым умением, как для обучения в школе, так и для взрослой жизни. Навыки личной эффективности позволяют результативно управлять школьнику не только учебной деятельностью, но и жизненными ситуациями и проблемами в целом. Чем младше ребенок, тем проще его обучить навыкам личной эффективности и помочь стать ему самостоятельным. Известный психолог Л.С. Выготский ввел такое понятие, как «зона ближайшего развития» — это уровень развития ребенка, который достигается в процессе совместной деятельности со значимым взрослым, но не проявляется в индивидуальной деятельности. В тоже время такой опыт позволяет ученику научиться и расширить круг дел, умений и навыков, которые он может выполнять самостоятельно [4]. Таким образом, чтобы сформировать у ребенка навыки и умения планирования и эффективного управления собственной деятельностью, необходимо его обучить этому.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКА

В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Насколько важен внешний вид рабочего стола школьника? Имеет ли он хоть какое-то отношение к личной эффективности?

Считается, что рабочий стол — это личное дело каждого. Если человеку не мешает беспорядок, если он способен найти нужную ему вещь даже в полнейшем хаосе, то какое значение имеет для учебной деятельности рабочее место? Многие одноклассники в процессе анкетирования говорили, что парта в классе или стол дома, заваленные различными вещами, даже помогают выполнять задания быстрей: «Всё всегда под рукой, даже в ящик заглядывать не нужно!». Но нам приходится учится в кабинете с другими школьниками и неряшливый вид рабочего места сразу бросается в глаза, вызывает неприятные эмоции и даже влияет на отношение к этому однокласснику. Мы учимся в коллективе, а значит обязаны относиться к коллегам уважительно. Никому не доставляет удовольствия наблюдать бардак на соседней парте.

Домашний стол или парту всегда необходимо содержать в порядке. Если на рабочем месте все лежит на своих местах, и мы точно знаем, где лежит тот или иной учебник или тетрадь, то и сам человек настраивается на определенный порядок действий. В процессе выполнения заданий нам намного легче сосредоточиться и все получается легко и быстрее. В противном случае, когда на столе царит хаос и кипы разложенных вещей и предметов мешают записать что-то важное, мы начинаем нервничать и наше настроение отражается на учебе. Такое положение вещей снижает как работоспособность, так и трудолюбие, и вряд ли в ближайшем будущем мы можем получить отличную оценку.

Психологи Л. Палладино, Т. Феррис, Д. Аллен подтверждают: чистота на рабочем месте обладает целительными свойствами. Когда мы наводим порядок снаружи, это помогает навести его и внутри — прежде всего, выделить главное: наши ценности, потребности, желания. И кроме того, выйти из пассивного состояния и взять на себя ответственность не только за учебу, но и за жизнь, обретая власть над вещами, отношениями и даже временем [1,17,23].

Алгоритм выполнения заданий от простого к сложному поможет привести к определенному порядку работу мышления. Начиная с простых дел и постепенно усложняя их школьнику будет легко не только работать с понятиями и определениями, но также быстрее устанавливать взаимосвязи между явлениями.

Самокритика представляет собой неотъемлемую часть внутреннего мира развитой личности. Это качество не имеет ничего общего с переживанием деструктивного чувства вины и самоедством. Оно является адекватным и объективным взглядом на себя со стороны. Самокритичность позволяет увидеть, как свои достоинства, так и промахи.

Объективная критика себя самого имеет практическую пользу в самых разных областях. В учебной деятельности самокритичность дает возможность найти более эффективные пути для достижения результата по заданиям. Это качество может пригодиться для того, чтобы школьники прикладывали больше усилий для получения необходимых знаний. Даже в отношениях с людьми, стоит отметить, что люди, которые могут правильно (адекватно) оценить себя, уважительно относятся к мнению окружающих и способны почерпнуть что-то новое от тех, кто разбирается в конкретном вопросе лучше. Те, кто может оценить свои поступки объективно, способны построить крепкие межличностные отношения, что также очень важно для развития личной эффективности.

Для многих людей может показаться странным: как можно сохранять позитивное настроение и стараться что-то делать, если все плохо? Наша природная реакция на плохое событие — спорить, отрицать и сопротивляться. Проактивное мышление помогает принимать событие как факт, а значит можно контролировать себя, свои поступки и эмоции. При этом необходимо концентрироваться на том, что изменить можно, а не на том, чего нельзя. Контролировать обстоятельства практически невозможно, можно лишь управлять самим собой. Вместо того, чтобы винить окружающих и внешние обстоятельства, проактивное мышление дает возможность взять ответственность за свою жизнь, свою реакцию на плохие события и свои действия. В этом одни преимущества: настроение остается хорошим, мысли настроены на то, чтобы решить проблему, а не забыть про нее. Это работает во всех сферах детской жизни — от взаимоотношений в семье до общения в школе.

Для многих интересно будет узнать, как развить в себе проактивное мышление, какие конкретные шаги необходимы и их последовательность. По мнению Уильяма Б. Ирвина существует несколько правил проактивности:

1. В любых обстоятельствах акцентировать внимание на поиски возможности исправить ситуацию.

2. Прилагать активные усилия, вместо того чтобы утешать себя и искать вину в неблагоприятных факторах внешней среды.

3. В сложной ситуации искать любые доступные возможности повлиять на ее положительное разрешение [9].

Позиция, когда человек считает виновными в своих неудачах окружающих и неблагоприятные условия, не предполагает активных действий по изменению происходящего. Это простой путь, но он не приведет к успеху. Это выбор слабых людей, которым проще «плакаться в жилетку» и упрекать всех вокруг, чем предпринимать необходимые шаги по изменению своей жизни.

Если бы мы могли запрятать в дальний угол шкафа наши страх, гнев и грусть, все пришло бы в порядок? «Сама по себе эмоция — не проблема — объясняет психотерапевт Б. Рот. — Ведь по сути она — механизм выживания: когда мозг получает от органов чувств информацию, которая, как он считает, указывает на опасность, он включает страх (чтобы убежать от угрозы), гнев (чтобы бороться с ней) или грусть (чтобы уйти в себя, ожидая, что угроза пройдет стороной)» [18].

Избавиться от эмоции невозможно, но мы можем найти ей правильное место, научившись ее распознавать и понимать. Если мы теряем душевное равновесие, на это всегда есть причина. При этом необходимо, чтобы мозг взял управление на себя и начал пытаться погасить эмоцию, сдержать или объяснить ее, даже, если произошло что-то, что стало сигналом тревоги для тела.

Нельзя не отметить еще один важный фактор - отслеживание эффективности каждого дня. Первое время необходимо фиксировать выполнение или не выполнение какого-либо дела, сделанных заданий и результаты дня в целом. Это может быть: система «плюс – минус»; отметка цветом «красный» – не выполнено, «зеленый» – выполнено; можно использовать наклейки или придумать собственную систему, которая будет способствовать стимулированию личной эффективности. Такой контроль необходим для того, чтобы наглядно видеть результаты проделанной работы и обучаться навыкам самоконтроля.

Личная эффективность зависит от того, как мы будем управлять этими пятью составляющими. Они тесно взаимосвязаны, но не могут переходить друг в друга, поэтому нужно развивать все составляющие одновременно. Если рабочее место готово для использования, но при этом мы не представляем себе, что и как делать, не можем сосредоточиться и постоянно отвлекаемся – результат не будет впечатлять. Никакое проактивное мышление не поможет справиться с проблемой, если негативные эмоции переполняют человека.

Основная задача при обучении личной эффективности – превратить последовательность в привычку. Регулярная, последовательная практика постепенно переходит в привычный режим, и тогда уже школьникам не придется мотивировать и убеждать себя каждый раз.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!