СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности лирики Осипа Мандельштама

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности лирики Осипа Мандельштама»

 Осип Эмильевич  Мандельштам  1891 - 1938  «Он явился, как  чудо!»  А.Ахматова

Осип Эмильевич Мандельштам 1891 - 1938

«Он явился, как

чудо!»

А.Ахматова

 Осип Мандельштам  и его поэзия Говорили, что в обличье У поэта нечто птичье И египетское есть; Было нищее величье  И задерганная честь  Арсений Тарковский

Осип Мандельштам и его поэзия

Говорили, что в обличье

У поэта нечто птичье

И египетское есть;

Было нищее величье

И задерганная честь

Арсений Тарковский

 Три периода творчества   О. Мандельштама 1. Ранний – 1908г - 1916г  (дореволюционное творчество) Второй период – 1917г – 1928г  (поэзия вопросов, предчувствий) Третий период – 1930г - 1937г  (зрелое творчество)

Три периода творчества О. Мандельштама

1. Ранний – 1908г - 1916г

(дореволюционное творчество)

  • Второй период – 1917г – 1928г

(поэзия вопросов, предчувствий)

  • Третий период – 1930г - 1937г

(зрелое творчество)

 Раннее творчество  О. Мандельштама Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале

Раннее творчество О. Мандельштама

  • Литературный дебют Мандельштама состоялся в 1910, когда в журнале "Аполлон" были напечатаны его пять стихотворений. В эти годы он увлекается идеями и творчеством

поэтов-символистов.

Мандельштам – поэт  акмеист  В организованную Н.Гумилевым группу входили А.Ахматова, Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.

Мандельштам – поэт акмеист

В организованную Н.Гумилевым группу входили А.Ахматова,

Мандельштам выступает в печати не только со стихами, но и со статьями на литературные темы.

«Камень» (1913 г.)- первый сборник Почему «камень» ?  1.строительный материал архитектуры, как слово – материал поэзии  2. символ вечности, древности (не горит в огне, не разрушается в воде)  3. имя Петр- «камень» на котором И.Христос возвел храм христианства

«Камень» (1913 г.)- первый сборник

  • Почему «камень» ?

1.строительный материал архитектуры, как слово – материал поэзии

2. символ вечности, древности (не горит в огне, не разрушается в воде)

3. имя Петр- «камень» на котором И.Христос возвел храм христианства

Стихотворения из сборника «Камень» «Звук осторожный и глухой...» » «Сусальным золотом горят...» » «Только детские книги читать...» » «Нежнее нежного...» » «На бледно-голубой эмали...» » «Есть целомудренные чары...» » «Дано мне тело — что мне делать с ним...» »«Невыразимая печаль...» »«Ни о чем не нужно говорить...» »«Когда удар с ударами встречается...» »«Медлительнее снежный улей...» »Silentium («Она еще не родилась...»)

Стихотворения из сборника «Камень»

«Звук осторожный и глухой...»

» «Сусальным золотом горят...»

» «Только детские книги читать...»

» «Нежнее нежного...»

» «На бледно-голубой эмали...»

» «Есть целомудренные чары...»

» «Дано мне тело — что мне делать с ним...»

»«Невыразимая печаль...»

»«Ни о чем не нужно говорить...»

»«Когда удар с ударами встречается...»

»«Медлительнее снежный улей...»

»Silentium («Она еще не родилась...»)

Дано мне тело — что мне делать с ним,  Таким единым и таким моим?  За радость тихую дышать и жить  Кого, скажите, мне благодарить?  Я и садовник, я же и цветок,  В темнице мира я не одинок.  На стекла вечности уже легло  Мое дыхание, мое тепло.  Запечатлеется на нем узор,  Неузнаваемый с недавних пор.  Пускай мгновения стекает муть  Узора милого не зачеркнуть.  1909

Дано мне тело — что мне делать с ним, Таким единым и таким моим? За радость тихую дышать и жить Кого, скажите, мне благодарить? Я и садовник, я же и цветок, В темнице мира я не одинок. На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло. Запечатлеется на нем узор, Неузнаваемый с недавних пор. Пускай мгновения стекает муть Узора милого не зачеркнуть. 1909

Особенности сборника «Камень» 1.Насыщенность лирики культурными ассоциациями 2. Античность (любимая эпоха) и современность 3. Конкретность, вещественность  образов 4. Художник –мастер,  ремесленник, а не жрец

Особенности сборника «Камень»

1.Насыщенность лирики культурными ассоциациями

2. Античность (любимая эпоха) и современность

3. Конкретность, вещественность

образов

4. Художник –мастер,

ремесленник, а не жрец

Второй период творчества.  Сборник « Tristia » («Скорбь») 1922 г. Усиливается трагедийность лирики  (темы смерти, любви, веры и безверия переплетаются) Причудливые ассоциации  (стихотворение «Век») Слово для поэта не камень (послушный материал) а душа, живой организм В стихах 2 плана: мифологический и психологический

Второй период творчества. Сборник « Tristia » («Скорбь») 1922 г.

  • Усиливается трагедийность лирики

(темы смерти, любви, веры и безверия переплетаются)

  • Причудливые ассоциации

(стихотворение «Век»)

  • Слово для поэта не камень (послушный материал) а душа, живой организм
  • В стихах 2 плана: мифологический и психологический
Характеристика третьего периода творчества Это обнаженно -трагический период Кроме поэзии рождается лирическая проза: «Шум времени» «Разговор с Данте» Отчетливо звучит лирическое «Я» поэта Идея преемственности культур Темы времени, века, истории и судьбы человека Проблема гуманизма и современности

Характеристика третьего периода творчества

  • Это обнаженно -трагический период
  • Кроме поэзии рождается лирическая проза: «Шум времени» «Разговор с Данте»
  • Отчетливо звучит лирическое «Я» поэта
  • Идея преемственности культур
  • Темы времени, века, истории и судьбы человека
  • Проблема гуманизма и современности
Основные темы : Тема античности . В античности он ищет опоры , чего-то очень простого и в то же время важного в отношениях между людьми, вселяющего надежду на будущее. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины …

Основные темы :

Тема античности .

  • В античности он ищет опоры , чего-то очень простого и в то же время важного в отношениях между людьми, вселяющего надежду на будущее.

«Бессонница. Гомер. Тугие паруса.

Я список кораблей прочел до середины

Основные темы : Тема Петербурга . Петербург – город, в котором прошли детство и молодость поэта. А потому он легко оперирует всеми реалиями петербургского зодчества («Адмиралтейство», «Дворцовая площадь»). Важно! Перекличка образов Петербурга с образами античности.

Основные темы :

Тема Петербурга .

Петербург – город, в котором прошли детство и молодость поэта. А потому он легко оперирует всеми реалиями петербургского зодчества («Адмиралтейство», «Дворцовая площадь»). Важно! Перекличка образов Петербурга с образами античности.

Основные темы : Тема любви . Доминирующей была и тема любви: к жизни, к природе, к женщине.  Любовь к женщине светла и целомудренна , а лирический герой Мандельштама – не любовник, а скорее нежный брат, слегка влюбленный в сестру или в «туманную монашку». Кроме того, Мандельштам был одним из немногих поэтов, посвящавших стихи женам. Даже стихотворение 1937 года, написанное перед гибелью, похоже на послание влюбленного.

Основные темы :

Тема любви . Доминирующей была и тема любви: к жизни, к природе, к женщине.  Любовь к женщине светла и целомудренна , а лирический герой Мандельштама – не любовник, а скорее нежный брат, слегка влюбленный в сестру или в «туманную монашку». Кроме того, Мандельштам был одним из немногих поэтов, посвящавших стихи женам. Даже стихотворение 1937 года, написанное перед гибелью, похоже на послание влюбленного.

 Любовная лирика  О. Мандельштама В стихотворениях  любовь к жизни, природе, женщине:  «Возьми на радость из моих  ладоней» «За то, что я руки твои не сумел удержать» «Я наравне с другими»

Любовная лирика О. Мандельштама

  • В стихотворениях

любовь к жизни, природе,

женщине:

«Возьми на радость из моих

ладоней»

«За то, что я руки твои

не сумел удержать»

«Я наравне с другими»

Основные темы : Тема смерти . С первого сборника стала одной из доминирующих. Уже в самых ранних стихах  смерть – это единственная проверка собственной реальности : Когда б не смерть, так никогда бы Мне не узнать, что я живу .

Основные темы :

Тема смерти . С первого сборника стала одной из доминирующих. Уже в самых ранних стихах  смерть – это единственная проверка собственной реальности :

  • Когда б не смерть, так никогда бы
  • Мне не узнать, что я живу .
Основные темы : Темы времени, века, истории и судьбы человека. Тема творчества. « Мы живем под собою не чуя страны…», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Век»  «Пора вам знать: я тоже современник,  Я человек эпохи Москвошвея,  Смотрите, как на мне топорщится пиджак,  Как я ступать и говорить умею!  Попробуйте меня от века оторвать!  Ручаюсь вам, себе свернете шею!»

Основные темы :

Темы времени, века, истории и судьбы человека. Тема творчества.

« Мы живем под собою не чуя страны…», «За гремучую доблесть грядущих веков», «Век»

«Пора вам знать: я тоже современник, Я человек эпохи Москвошвея, Смотрите, как на мне топорщится пиджак, Как я ступать и говорить умею! Попробуйте меня от века оторвать! Ручаюсь вам, себе свернете шею!»

 Признание поэта «Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за  шумом и прорастанием времени.  Память моя враждебна всему личному»  О Мандельштам

Признание поэта

«Мне хочется говорить не о себе, а следить за веком, за

шумом и прорастанием времени.

Память моя враждебна всему личному»

О Мандельштам

 Особенности поэзии  О Мандельштама Метафоричность как органическое свойство его мышления Литературные ассоциации Глубина культурного подтекста (тоска по мировой культуре)

Особенности поэзии О Мандельштама

  • Метафоричность как органическое свойство его мышления
  • Литературные ассоциации
  • Глубина культурного подтекста (тоска по мировой культуре)
« Мы живем, под собою не чуя страны» 1933г Арест в мае 1934 в своей квартире, обыск всю ночь: искали стихи.  Ссылка в Чердынь, на Урал,  затем –Воронеж  1937 г – возвращение из ссылки, и… новый арест

« Мы живем, под собою не чуя страны» 1933г

Арест в мае 1934 в своей квартире, обыск всю ночь: искали стихи.

Ссылка в Чердынь, на Урал,

затем –Воронеж

1937 г – возвращение из ссылки, и… новый арест

«Человек  не смеет  быть униженным»

«Человек

не смеет

быть униженным»

 Время благосклонно  к истинным поэтам Наследие О. Мандельштама Наследие О. Мандельштама  насчитывает около 600 произведений разных жанров

Время благосклонно к истинным поэтам

Наследие О. Мандельштама

  • Наследие О. Мандельштама

насчитывает около 600 произведений разных жанров

Памятник О. Э. Мандельштаму  во Владивостоке
  • Памятник
  • О. Э. Мандельштаму во Владивостоке
 Неизвестна твоя могила  Может быть, это – целый свет.  В первом «Камне» такая сила,  Что последнего камня нет  Инна Лиснянская, 1977г

Неизвестна твоя могила

Может быть, это – целый свет.

В первом «Камне» такая сила,

Что последнего камня нет

Инна Лиснянская, 1977г

  29 ноября 2008 года в московском Китай-городе был торжественно открыт памятник Осипу Мандельштаму скульпторов Дмитрия Шаховского и Елены Мунц, а также архитектора Александра Бродского. Все они – достойные художники с громкими именами.
  •   29 ноября 2008 года в московском Китай-городе был торжественно открыт памятник Осипу Мандельштаму скульпторов Дмитрия Шаховского и Елены Мунц, а также архитектора Александра Бродского. Все они – достойные художники с громкими именами.
 Письмо в никуда « Ося! Родной… нет слов для этого письма, которое ты, может, никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство… каждая мысль о тебе, каждая слеза и каждая улыбка - тебе Я благословляю каждый день и час нашей  горькой жизни, мой друг.  не знаю жив ли ты…  это я – Надя. Где ты?  1938г.

Письмо в никуда

« Ося! Родной… нет слов для

этого письма, которое ты, может,

никогда не прочтешь. Я пишу его в пространство… каждая мысль о тебе, каждая слеза и каждая улыбка - тебе

Я благословляю каждый день и час нашей

горькой жизни, мой друг.

не знаю жив ли ты…

это я – Надя. Где ты?

1938г.

Домашнее задание 2. Составить свой сборник стихов Мандельштама, дать название, оформить, написать к нему аннотацию и объяснить, почему именно эти стихи включены в него, или написать эссе «Мой Мандельштам» 3. Познакомиться с содержанием электронных ресурсов на сайте youtube.com : 1. 70 Осип Мандельштам Биография и творчество. Сайт: http://youtube.com/watch?v=zVwjgxKj5dI 2. Литература 11 Урок 9 Поэтическое мышление Осипа Мандельштама 3. Осип Мандельштам. Поэзия /

Домашнее задание

2. Составить свой сборник стихов Мандельштама, дать название, оформить, написать к нему аннотацию и объяснить, почему именно эти стихи включены в него, или написать эссе «Мой Мандельштам»

3. Познакомиться с содержанием электронных ресурсов на сайте youtube.com :

  • 1. 70 Осип Мандельштам Биография и творчество. Сайт: http://youtube.com/watch?v=zVwjgxKj5dI
  • 2. Литература 11 Урок 9 Поэтическое мышление Осипа Мандельштама
  • 3. Осип Мандельштам. Поэзия / "Игра в бисер" с Игорем Волгиным / Телеканал Культура.
  • 4/ Мандельштам (докфильм)
Домашнее задание Выучить наизусть и выполнить письменный анализ одного из стихотворений из указанного списка. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез»), «За гремучую доблесть грядущих веков», «Квартира тиха, как бумага», «Золотистого меда струя из бутылки текла», «Я вздрагиваю от холода…», «Мы живем под собою не чуя страны», «Рим», «Европа», «Адмиралтейство», «Айа-София», «На площадь выбежав, свободен.», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Природа — тот же Рим».

Домашнее задание

Выучить наизусть и выполнить письменный анализ одного из стихотворений из указанного списка. Стихотворения: «Selentium», «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», «Ленинград» («Я вернулся в мой город, знакомый до слез»), «За гремучую доблесть грядущих веков», «Квартира тиха, как бумага», «Золотистого меда струя из бутылки текла», «Я вздрагиваю от холода…», «Мы живем под собою не чуя страны», «Рим», «Европа», «Адмиралтейство», «Айа-София», «На площадь выбежав, свободен.», «Петербургские строфы», «Концерт на вокзале», «Природа — тот же Рим».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!