СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности лирики поэта Лидии Николаевны Тарасовой

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

В исследовательской работе говорится о разноплановости поэзии Л.Н.Тарасовой, затронувшей темы Великой Отечественной войны, материнскую судьбу, тему любви, описание красоты природы родного края., тему поэта и поэзии. Ее рукописи хранятся в Хватовской средней школе Базарно-Карабулакского района Саратовской области.

Просмотр содержимого документа
«Особенности лирики поэта Лидии Николаевны Тарасовой»


Министерство образования Саратовской области






«Ненаглядностью душа полна…»
(Особенности лирики поэта Лидии Николаевны Тарасовой)

Секция «Литература родного края»



Автор:

Чернова Софья,
учащаяся 11 класса
МБОУ «СОШ №2
р. п. Базарный Карабулак
Саратовской области»




Научный руководитель:
Богданова Мария Васильевна,
учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ №2
р. п. Базарный Карабулак
Саратовской области»




Адрес:412600 р. п. Базарный Карабулак

Саратовской области,

Ул. Топольчанская, д.1А

Тел.7-23-90

2018


Содержание




Содержание………………………………………………………………………………………2
Введение………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Тематическая разноплановость поэзии Л. Н. Тарасовой……………………………4
1.1. «Ненаглядностью душа полна…» (Тема родной природы в лирике Тарасовой)…….4
1.2. «Я б всю жизнь слагала песни о родном мне, милом крае» (Тема родного края в творчестве Тарасовой)…………………………………………………………………………...8
1.3. «Материнская» тема в творчестве Лидии Тарасовой………………………………….11
1.4. «Во мне спряталась грусть» (Тема любви в поэзии Тарасовой)………………………………………………………..12
1.5 Тема поэта и поэзии в творчестве поэта-земляка……………………………………...13
1.6. Тема памяти в стихах о Великой Отечественной войне……………………………....15

Глава 2. Особенности поэзии Л. Н. Тарасовой……………………………………………….16
2.1. Исповедальность лирики………………………………………………………………..16
2.2. Особенности языка………………………………………………………………………17
Заключение……………………………………………………………………………………...20
Список литературы……………………………………………………………………………..21
Приложение













Введение

Моя малая родина, Базарный Карабулак, - удивительное место. Красоту его бескрайних лесов, полей, лугов невозможно описать. Каждый уголок родного поселка прекрасен и щедр природными дарами.

Неудивительно, что многие поэты-карабулакцы в своей лирике обращались к природе родного края, восхищались и воодушевлялись ею.

По моему мнению, творчество поэтов-земляков важно знать, ведь они жили здесь, прочувствовали проблемы родного края и своими стихами донесли до нас, читателей, необыкновенную красоту малой родины, которой мы должны и можем гордиться. Хотя поэты Базарно-Карабулакского района и не получили мировой славы, но их стихи не менее прекрасны и интересны, чем стихи известных поэтов.


В своей исследовательской работе я хотела бы рассказать о своей землячке, поэте Лидии Николаевне Тарасовой. Тематика ее поэзии разноплановая: ее волнует не только тема родного края и родной природы, но и тема поэта и поэзии, любовная тема, «материнская» тема. Не могла остаться равнодушной Лидия Николаевна также к теме Великой Отечественной войны.


В Саратове был выпущен сборник стихотворений Л.Н. Тарасовой «Ненаглядностью душа полна», её стихи не раз печатались в местной газете «Вестник района», множество рукописей поэта хранятся в краеведческом музее Хватовской средней школы.

Стихотворения Л. Н. Тарасовой вызвали у меня большой интерес и стали предметом моего исследования.


Цель работы
: определить основные темы поэзии Тарасовой, отметить особенности ее лирики.


Задачи: 1. Собрать информацию о биографии и творчестве Л.Н. Тарасовой;
2. Проанализировать стихотворения и выделить основные темы лирики поэта;
3. Провести анализ изобразительно-выразительных средств поэзии Тарасовой.


Методы:
1. Изучение литературы по выбранной теме;
2. Использование Интернет-ресурсов

3. Анализ и обобщение собранного материала.




Глава 1. Тематическая разноплановость поэзии Л. Н. Тарасовой


1.1. «Ненаглядностью душа полна...» (Тема родной природы в лирике Тарасовой)


Лидия Николаевна Тарасова родилась 3 октября 1948 года в Донгузе Балтайского района. В 1952 году родители переехали в рабочий поселок Хватовка. Вскоре Лидия пошла учиться в местную среднюю школу.


Писать девочка начала уже с десятилетного возраста, вдохновленная поэзией Ивана Никитина.

Тарасова с детства любила природу родного края, в особенности лес. После школьных занятий она любила бродить по лесным тропинкам, лугам и опушкам. Душа её навечно прикипела к этим заповедным местам, к сосновым борам и березовым просторам. «Красота здешних лесов навсегда наполнила мою душу восхищением и вдохновением», - сказала однажды Лидия Николаевна о своей малой родине. Большинство стихотворений посвящены именно природе родного края, и все они пронизаны необычайной нежностью и любовью к природе.


В стихотворениях Тарасовой лирическая героиня показана в гармонии с природой. Она тонко чувствует природу, восхищается ее красотой, находит душевный покой. В сосновых борах и березовых рощах душа героини отдыхает от городской суеты и шума, наслаждается тишиной леса:

Бор сосновый, мне с детства знакомый,
Он живет без лесной суеты.
Голос птиц в тишине его тонет
И немеют мои шаги.

Я невольно всегда замираю,
Лишь вступив в эту тишь и покой…

…Здесь не слышно шума мотора,
Не разбудит тишь скрип колеса.
(«Сосновый бор»)

Бродя по тропинкам, до боли знакомым, героиня вспоминает своё счастливое детство и задается вечным вопросом скоротечности юности:

Звонкой радостью здесь моё детство
Нарушало привычный покой,
Моя юность недавняя, где ты?
За какой притаилась сосной?
(«Сосновый бор»)

По мнению Тарасовой, мир природы прекрасен и многолик во все времена года: и весной со «свежими и прозрачными ночами марта»и «озорными апрельскими ручьями», и летом с августовскими «звездными и яблоневыми дождями», и осенью с её «золотистыми, словно волосы, лесами». «Апрель», «Осень», «О чём шумишь, берёзовая роща», «Цветение черемух», «Слепой дождь»- вот далеко не полный список стихов о родной природе поэта.

Лидия Николаевна начинает свой цикл стихотворений о временах года с весны. С восторгом она пишет о весне как о чудесной поре перемен и обновления. Это время, когда природа с лёгкостью просыпается после зимних холодов и начинает готовиться к лету. Всё вокруг радуется весне:

Тихо! Голуби!
Голуби нежно воркуют.
Закружила их нынче
В плавном вальсе хмельная весна.

Воробьишки с азартом

Спозаранку об этом толкуют
И звенит на заборе
Торжествующе песнь петуха.
(«Апрель»)

Особенно завораживает весной картина цветущей черемухи, одного из любимых русскими людьми деревьев. Именно в это время, в пору цветения, начинаешь полно ощущать жизнь, как будто «выпит жизни эликсир»:

Однажды утром

Солнечно-лучистым

Ты в радости взволнованно замрешь

От кипени черемуховых кистей

И полной грудью

Запах их вдохнешь.

Лето – самое яркое и счастливое время года. Это период подлинного расцвета природы в её зрелом и богатом красками образе. В поэзии Тарасовой летняя природа предстает перед нами в роли художника с мольбертом в руках, создающего яркий пейзаж:

На мольберте из сочных мазков
На зелёных полянах от солнечной ласки
Появились веснушки грибов.

И несметность глазастых весёлых ромашек
И лилово цветут бубенцы.
Подмаренник метёлочками жёлтыми машет,
Развевая шлейф пряной пыльцы.

Лес – любимое место отдыха поэта. К нему всегда стремится ее душа, где бы она ни была: на занятиях в школе, на учебе в институте, в геологоразведочной экспедиции. В лесу Лидия Николаевна наслаждается тишиной, сосновым воздухом, запахом спелой земляники. Но в этой лесной тишине слышит удивительную музыку, услышать которую дано далеко не каждому.

А в лесу тишина.
Только дождь шелестит
По листве
Да по травам поникшим.
Одинокая птица в ветвях просвистит,
Встрепенет тишину и притихнет.
Постоишь и услышишь,
Как в музыке леса
В траву прыгают капли с листа,
Как под сочные звуки
Дождевого оркестра
Ведет соло свое тишина.
(«Соло тишины»)

Осенний цикл представлен такими стихотворениями, как: «Сентябрь», «Осень» «Рябиновое дыханье», «Октябрь» и другими.
Осень спешит, мчится «златогривой кобылицей», уверенно заявляя о себе:

Златогривой кобылицей
Осень мчится по лесам,
И по убранным полям,
И по скошенным лугам.

Травы жухнут под копытом.
Уж не пыль – туман клубится.
Из ручья испив водицы,
Мчится, мчится кобылица.

(«Осень»)

И хотя осень - пора увядания, в стихах осеннего цикла это совсем не чувствуется:

Осеннего леса пух только мягче.
В нем краски сверкают одна другой ярче.
Особая в нем и радость, и грусть.
И ласков, и нежен солнечный луч.
Жар-птица в березы перо обронила,
От холода к югу летя торопливо.
Лишь сосны чернеют в светлом лесу,
Спокойно взирая на блеск и красу.
(«Октябрь»)

После окончания школы Лидия стала студенткой Саратовского геологоразведочного техникума, который она закончила с отличием. По распределению Тарасова уехала в Узбекистан, где проработала 25 лет до выхода на пенсию. Именно поэтому во многих её стихотворениях часто прослеживаются образы костра, похода, рюкзака, огня:

Мне б сейчас рюкзак на плечи

И уйти бы в маршрут дневной,

Чтобы горная быстрая речка

Светлой билась у ног волной.

Чувствами восхищения, любования, удивления природой Казахстана наполнено стихотворение «Зима в Азии»:

В кружевном деревья инее,
Ослепляет белизна.
Для сторонних эти зимы -
Необычность, новизна.

Снег с особым ароматом,
Пристальнее присмотрись -
Струйки алого заката
По сугробам растеклись.

На геологических практиках Лидия объехала всю нашу страну, - весь тогда еще огромный Советский Союз: сибирский горный пояс Саяны, таёжный Хабаровский край, степной и жаркий Узбекистан и многие другие территории нашего государства. Благодаря своей профессии, Тарасова встретила настоящих друзей, с которыми всегда поддерживала связь и которым посвящала многие свои стихотворения:

Вы помните, сопки, Лиду?
Ты помнишь Лиду, тайга?
О ней не напишут книгу -
Хорошей бы книга была.

Я помню маршруты наши
Туманной дождливой порой.
Как пили чаек крепчайший
В распадке под елью густой…
(«Памяти Л.В. Журибеда»)

Да, удивляла, радовала Тарасову природа нашей необъятной родины, но все-таки только природа «милого» края наполняла душу «ненаглядностью»:

Ненаглядностью душа полна.
Век живи - не наглядишься,
Как рассветная заря
По земле рекой струится.
Конь твой радугой подкован.
Как стрела - успей дивиться.
Каждый день нас полнит новью,
Просветляя наши лица.

(«Ненаглядностью душа полна»)


1.2. «Я б всю жизнь слагала песни о родном мне, милом крае»

(Тема родины в поэзии Л. Н. Тарасовой)

Тема родины - одна из главных в творчестве Л. Н. Тарасовой.

Родник детских воспоминаний был для писательницы одним из источников вдохновения. Безусловно, все они связаны с родным посёлком, в котором она выросла. Детские наблюдательность и любопытство помогали девочке заметить те детали, подробности природы, которые взрослые обычно не замечают. Именно эти кусочки из детства навсегда отложились в её памяти. Так, в стихотворении «По ромашковому лугу…» детство выступает в образе мотылька, символизирующего его мимолетность, но вместе с тем отражающего его лёгкость, безмятежность:

По ромашковому лугу прямиком,
Мчится детство озорное босиком,
Голосочком-колокольчиком звеня,
И отпрыгивает мячиком земля.

Да косыночки трепещет лоскуток,
Да кузнечики, как брызги, из-под ног.
И порхает детство ярким мотыльком
Над ромашково-узорчатым лужком.
(«По ромашковому лугу..»)

По окончании геологоразведочного техникума Лидия уезжает из родной деревушки в отдалённые уголки нашей необъятной страны, где она провела многие годы своей жизни. Находясь вдали от дома, она очень тосковала по родной деревне:

Край родной зовёт меня ночами
Явью красочно цветущих снов,
Тёплыми румяными дождями,
Набивными шалями лугов…

…Видно, от тоски не излечусь
И покоя не найду нигде
До тех пор, покамест не вернусь
В отчий дом в берёзовой стране.

(«Край родной зовет меня ночами…»)

Покупка билета до дома - поистине счастливое событие для поэта.
Чувствами волнения, радости от предстоящей встречи с мамой, отцом, собакой Ураном, любимыми березками и сосенками пронизано её стихотворение «Приезд домой»:

Беру я билет до Высотной.
Волнуюсь, предчувствуя встречу.
Янтарные звонкие сосны
Уж вижу. Берёз слышу лепет…

…С минуту стоим, обнявшись,
Не в силах сказать ни слова.
Горячее, жгучее счастье -
Запах плеча дорогого.

Приехав в родные края и повидавшись с матерью, Лидия первым делом спешила в любимый лес, для того чтобы проникнуться детскими воспоминаниями и хотя бы на миг окунуться в счастливое детство:

И я, приехав в отпуск к маме,
К своим берёзам убегаю,
Где солнца утреннего пламя
В стволах, как в жемчуге, играет.
Там на малюсеньком пригорке
Моя берёзка смотрит вдаль,
И позолотой красит зорька
Её зелёную вуаль.
От красоты её неброской
Исходит нежный мягкий свет.
Верни меня на миг, берёзка,
В отраду моих детских лет.

Проблема взросления, мимолетности детства, как и многих других авторов, также волновала Лидию Николаевну:

Детство, детство, далёкое, давнее,
Как подумаешь - было ль оно?
Ведь как будто совсем недавно
Мы стремились уйти из него.

Как хотели скорее стать взрослыми,
Чтоб достичь своей светлой мечты!
Утро жизни с жемчужными росами,
Сколько таинства в нём, чистоты!

Родной край в творчестве Лидии Николаевны Тарасовой манит к себе, завораживает «ароматами медуницы», небывалыми «шалями цветов», «черёмуховой снежностью» и «птичьим разноголосьем».
И от такой дорогой сердцу картины «милого края» просто поёт душа :


Я б всю жизнь слагала песни
О родном мне, милом крае,
Где прозрачные рассветы
Медуницей расцветают;
Где звенят тугие травы
Бубенцами росяницы,
Где в берёзах и дубравах
День-деньской ликуют птицы.

(«Я б всю жизнь слагала песни…»)

Жизнь человека удивительна, разнообразна, наполнена событиями, повседневными заботами, свершениями. Но где бы ни был человек, сколько бы взлётов и падений ни перенёс, его сердце всегда принадлежит тем местам, где он родился и вырос, где прошло его счастливое, беззаботное детство. Об этом пишет Лидия Николаевна в стихотворении «Край родной зовет меня ночами»:

Годы мчатся, только сны не меркнут,
В рощах водят меня вновь и вновь.
Отчего же так тоскливо сердцу
После радостных и светлых снов?
Видно, от тоски не излечусь
И покоя не найду нигде
До тех пор, покамест не вернусь
В отчий дом в берёзовой стране.






























1.3. «Материнская» тема в творчестве Лидии Тарасовой

Мама…Самый близкий, самый родной человек для всех нас. И для поэта Тарасовой отношение к матери было также очень трепетным. Нежностью, заботой, а вместе с тем и чувством вины за равнодушие детей к самому близкому и родному человеку проникнуто стихотворение «Матери»:

Не могу я спокойно в лица их смотреть,
Начинающие сохнуть и стареть.
Потому что нежный цвет лица
Отдали они нам до конца.
Отдали нам силу и здоровье,
Дали в жизни главные нам роли…

Как заклинание, звучат в этом стихотворении слова: «Берегись обидеть свою мать!» - напоминая всем живущим, что «так нежно, верно, яростно любить» и «стеречь нам путь от западни» может только мама. Именно на материнской любви и держится мир.

Чувством преклонения перед матерями, восхищением их душевной силой проникнуто стихотворение «Глаза матерей провожающих…», в котором поэт по праву сравнивает матерей с мадоннами. Да, они заслужили это - умением любить, умением терпеть, умением ждать!

Глаза матерей провожающих
Печально светлы, как икона.
Мы снова уходим из дома,
А наши земные мадонны
Шепчут нам в спину со стоном:
«Господи, благослови!»

Сколько счастья и радости испытывает героиня стихотворения «Приезд домой» при встрече с мамой!

Родные огни перрона.
Певучий звучит говорок.
И мама бежит вдоль вагонов-
Мелькнул лишь знакомый платок.
С минуту стоим, обнявшись,
Не в силах сказать ни слова.
Горячее, жгучее счастье –
Запах плеча дорогого.






1.4. «Во мне спряталась грусть» (Тема любви в поэзии Тарасовой)


Самое светлое чувство, окрыляющее человека, - это любовь. Она делает человека сильнее, мудрее, красивее душой. Эту тему не могла не затронуть в своем творчестве Тарасова.
Трудно жить, когда любимый человек далеко. Тоску, потерянность, бессмысленность ощущает лирическая героиня стихотворений Лидии Тарасовой без любимого:

Чем изгонишь тоску,
Если нет тебя рядом? -
Когда кажется: солнце
В тумане и мгле.
Когда бродишь в ночи
С потерянным взглядом,
Когда все, что ни делаю,
Все не по мне.
(«Во мне спряталась грусть…»)

Единственный мостик, соединяющий любящих людей, – это письма. Они дают возможность жить, они окрыляют человека, наполняют жизнь, похожую на ночь, смыслом:

Только письма твои
От тоски меня лечат.
Вот так и живу -
От письма до письма.
Как же мне дотянуть
До мерцающей встречи
Если день без начала,
Или ночь без конца?
(«Во мне спряталась грусть»)

Тяжело ощущать, когда это светлое чувство уходит. «Кого винить? Где искать причины?» - такими вопросами задается лирическая героиня поэзии Лидии Николаевны. Как и героиня стихотворений Анны Ахматовой, любящая героиня стихов Тарасовой – сильная, гордая женщина, которая не будет вымаливать любовь, а способна найти в себе силы разорвать отношения, ставшие ненужными, пустыми:

Так лучше я уйду.
Зачем тонуть в печали?
Ты всё равно лишь памятью живёшь.
Засохший мост волна реки качает,
Ему ведь тоже зелень не вернёшь.
(«Я, как глухарь, тоскующий весной»)



1.5. Тема поэта и поэзии в творчестве поэта-земляка

Целый цикл стихотворений Лидии Тарасовой посвящён поэтам, под чьим влиянием и сложилась её поэтическая судьба. «Златоглавым парнем России», - так нежно она называла Сергея Есенина. Горечь за его «разудалую» жизнь, боль за непонимание поэта, несправедливое к нему отношение звучат в одном из стихотворений:

«Скандалист, непутёвый повеса» -
Сколько сказано горьких слов!
Но кипело в глазах поэта
Море чистых и искренних слёз
(«Златоглавый парень России»)


Но такого чуткого, искреннего, «расточительного в доброте», любящего всё живое вокруг человека, по мнению Тарасовой, Россия ещё не знала:

Заблуждался, искал, буянил,
Ненавидел яростно ложь
И не только собой, стихами
Беспредельно он был хорош.

Разудалый, нежный и чуткий,
Расточительный в доброте,
Он в поэзии – истинно русский,
Лишь бездарности не терпел.
(«С. Есенину»)

Совестью 20-го века считала Тарасова поэта Владимира Высоцкого, ведь в его стихах-песнях нет места «кривде» и лжи:

Он был всегда на острие
Страстей людских негодованья.
Не жил – кипел, словно в огне,
Но без огня и руды – камни.

Он жил на страшных скоростях,
Не оставляя сил в резерве,
От кривды, лжи не открестясь,
И оттого звенели нервы.
(«В. Высоцкому»)

Тема поэта и поэзии глубоко волнует Лидию Николаевну. Труд поэта, по её мнению,- это великий дар, «божья милость». От этой «милости» теряешь покой, власть над собой. И только трудолюбие поможет не растерять этот дар, чтобы суметь донести до читателя заветное слово:

Стихи пишутся сами.
Приходят без зова.


Просто вдруг ошарашит
Ударной волной.
Затрепещется в сердце
Горячее слово,
И теряешь ты власть над собой,
И покой.

А когда все рассыпешь
Слова на бумагу,
Облегчённо, свободно
Всей грудью вздохнёшь.
То исчезнувший мир людей,
Свежесть сада -
Как бы заново это
Ты всё обретешь.
(«Стихи пишутся сами»)

Созвучные мысли о назначении поэта в искусстве – в стихотворении Л.Н. Тарасовой «Поэтам», в котором поэтесса воплощает свой душевный трепет:


Шагая в ногу со страной и веком,
Чтоб в трудный час сердца людей зажечь -
Так на земле рождаются поэты,
Чтоб в памяти народной прозвенеть.



















1.6. Тема памяти в стихах о Великой Отечественной войне

Многие из нас не знают, что такое война. Но когда мы слышим грозный набат «Священной войны», когда возлагаем цветы к могиле Неизвестного солдата, когда смотрим на обелённые сединами головы ветеранов, наши сердца наполняются болью и гордостью, мы чувствуем нерасторжимую связь с теми, кто воевал, защищал нашу Родину, кто остался навечно на полях сражений. Об этом и пишет Лидия Николаевна в стихотворении «Не жгли нас каленым железом»:

Путь жизненный ясен и прост.
Вдруг кинет на гребень волны -
Бледнея, встаём во весь рост
Под звуки «Священной войны»
И сердце решимости полно,
И узятся жёстко глаза.
От нас стороной прошли войны,
Но что это с нами тогда?


Великая Отечественная война - это одна из самых страшных войн, через которые пришлось пройти нашему народу. Мы, молодое поколение, всегда будем помнить тех, кто воевал за свободу нашего государства, кто боролся за мирное небо над головой, кто заслуженно носит звание «Герои». К сожалению, миллионы советских солдат не дожили до дня Победы. Но память о них, об их подвигах, навсегда сохранится в произведениях писателей, поэтов, простых людей, которых волновала тема войны. «Память жива» - одно из волнующих стихотворений на эту тему:


Горят и сердца ветеранов,
И память их сон гонит прочь.
Кровавые эти экраны
Тревожат их в светлую ночь!
Торжественный хор и молитвы
Друзей их уже не вернут,
Конца не видавших той битвы
Не слышавших: «Гитлер капут!»
(«Память жива»)







Глава 2. Особенности поэзии Л. Н. Тарасовой
2.1. Исповедальность лирики
Поэзия Л. Н. Тарасовой откровенная, по-есенински исповедальная. Поэт не боится излить душу читателю, рассказать о сокровенном, поделиться сомнениями, поговорить один на один с читателем-другом:

Живем по-вокзальному –
Наспех –
К лучшему слишком спешим.
Про хамство –
Второе счастье,
Вздыхая, но все ж говорим…
(«Мелочи жизни»)

Не может принять героиня стихов Тарасовой наглого поведения, подлости, бесстыдства. Главное для нее – остаться человеком в любой ситуации:

Мы все мечтали:
Вырастем и будем
Новые законы открывать.
Но теорему
С действиями будней -
Быть человеком –
Не так-то просто
Тоже доказать.
(«Мы все мечтали…»)

Неприемлемо для героини тарасовских стихов преклонение перед длинным рублем, неприемлема уверенность большинства в том, что деньги могут все:

Все так живут:
Услуга за услугу.
Ты – мне, а я – тебе,
Все ценится в рублях.
Своя рука чужую моет руку,
А ты еще витаешь в облаках.

Лирическая героиня позии Тарасовой призывает жить «по совести, чести», учит умению любить, прощать, а также радоваться жизни:

Живите!
Чтоб радостней было всему:
Деревьям и птицам,
Цветам и зверью.
Пусть трудно, пусть горько,
Себя не щадите.
По совести, чести,

По долгу живите!
(«Здравствуйте, долгие годы!»)
























































2.2. Особенности языка


Лирическая поэзия Тарасовой очень красочна и эмоциональна, многогранна и богата, полна искренности и нежности. Во всём творчестве прослеживается невероятно крепкая связь поэтессы с природой. По мнению Лидии Николаевны, люди, животные, растения, различные предметы – это дети матери-природы. В её стихотворениях природные явления и стихии предстают перед нами в образах живых существ, наделяются душой. Например, осень в поэзии Тарасовой является нам в образе «златоглавой кобылицы», детство – в образе «яркого мотылька», дождик – в образе «озорного мальчишки, прыгающего по лужам».
В лирике Тарасовой наблюдается большое разнообразие всевозможных эпитетов. «Озорные ручьи», «хмельная весна», «звонкая радость», «янтарные колосья», «прощальная печаль» - эти красочные определения помогают передать восприятие гармонии природы лирическим героем.
Одна из особенностей поэзии Тарасовой – одухотворённость образов. В её лирике природа всегда в движении, оживлении, поэтому стихотворения изобилуют яркими метафорами и олицетворениями. Так, ручей «протирает глаза» после зимнего сна, капель «прыгает с крыши», «скачут по щекам и носу» веснушки, «березы плачут по весне». Стихотворение «Апрель», на мой взгляд, - сплошная развернутая метафора:

Ярок день.
Затрезвонили весело птахи.
Протирают глаза
После сна озорные ручьи.
И весна, всем готовя цветные рубахи,
Осторожно прядет
Золотистые солнца лучи.
Сморща нос,
Недовольно фырчит собачонка,
Это спрыгнула с крыши
Прямо на нос ей звонко капель.
Наклоняясь слегка, тополь
Тихо шепчет березе о чем-то.
А виновник всему
Шаловливый проказник апрель.

Часто используется в поэзии Л. Н. Тарасовой и такой троп, как сравнение. Энергию, живость весеннего преображения передают сравнительные обороты:

«И чувства светлые тебя переполняют, как будто выпит жизни элексир.»

«Мчимся по хрустально-чистым лужицам, словно бесенята, босиком»

Не только тропы, но и синтаксические средства выразительности использует в своих стихотворениях Тарасова. Для того чтобы донести до читателя важную, по ее мнению, мысль, обратить его внимание на деталь, Лидия Николаевна часто прибегает к анафоре:


Я радуюсь, увидев облака, -
Они из края отчего привет.
Я радуюсь, когда горит закат,
Медово-красный разливая цвет.

Я радуюсь, услышав пенье птиц
В лазоревой под утро тишине.
Я радуюсь благожелательности лиц,
Спешащих по делам навстречу мне.
(«Я радуюсь, увидев облака…»)

Эмоциональность, взволнованность, искренность передают восклицательные предложения. Сердце щемит, когда читаешь строки о матери, наполненные болью и чувством вины:
Берегись обидеть свою мать!
Так никто не может сострадать,
Нежно, верно, яростно любить,
У беды из рук тебя отбить.
(«Матери»)

Сколько негодования и даже ярости за жестокое отношение к природе передано в стихотворении «Подранок»!

Какой же варвар на несчастье
Здесь проходил с пустой душой!
Раскинув слабенькие ветки,
Стоит подранок у сосны.
Перед людским словно увечьем
Стоишь виновной без вины.
(«Подранок»)

Для творчества Тарасовой также характерен её диалог с природой. Использование риторического обращения – еще одна отличительная особенность ее поэтики. Для нее природа – живое существо, которое тоже умеет мыслить, чувствовать, радоваться или страдать:
О чём шумишь, берёзовая роща?
Иль чуешь ветра пасмурного стынь?
(«Август»)

Да будь благословенна ты, Земля,
В слепящем белом и зеленом одеянье.
И люди, красоте твоей внемля,
Украсят лик твой добрыми делами.
(«Да будь благословенна ты, Земля…»)

Очень искренним является разговор поэта с читателем-братом о бережном отношении ко всему живому, нашей Земле:

Будь счастлив, брат,
Земля – родной твой дом!
Будь счастлив, брат,
Увидев небо синим!
Полярная звезда горит костром
Для нас с тобой
Костром неугасимым.













































Заключение

Творчество Лидии Тарасовой неразрывно связано с её жизнью, оно наполнено глубокими чувствами, эмоциями, мыслями поэта. Стихи Лидии Николаевны очень искренние, ведь она писала о том, что её действительно волновало.

Множество тем затрагивает в своём творчестве Тарасова: тему родины, любви, поэзии, памяти. Но все они, как и в поэзии С.А. Есенина, пронизаны единой нитью – нитью любви к природе родного края. В своём творчестве поэт как бы призывает нас любить родину так же, как и она: искренне, глубоко, бесконечно.

Безусловно, творчество Тарасовой является достоянием Базарно-Карабулакского района. Её поэзия наполнена живостью, красочностью, точностью образов, различными словесными оборотами, необычными стилистическими фигурами, что говорит об оригинальности и несомненном таланте автора.

Особенностью лирики Лидии Тарасовой является её искренность, правдивость, исповедальность, готовность откровенно говорить о насущных людских проблемах. Поэзия Лидии Николаевны заставляет задуматься о многих вещах, переосмыслить некоторые моменты жизни, по-новому посмотреть на, казалось бы, привычные нам вещи и явления.

«Человек не уходит бесследно, если память о нём жива…», - словами самой Лидии Николаевны мне хочется закончить анализ её творчества.
























Список литературы

1. Лидия Тарасова. Ненаглядностью душа полна. Стихотворения. Литературно-художественное издание. Саратов. 2001 г.

2. . Я беспредельно земле этой рад. Базарнокарабулакская центральная библиотека.
Сектор информационно-библиографической работы. Аналитический обзор

3. Газета «Вестник района»

4. Информация школьного краеведческого музея п. Хватовка

5. Лидия Тарасова. Ненаглядностью душа полна. Стихотворения и поэмы. Базарнокарабулакская межпоселенческая библиотека. 2008 г.

































Приложение


1.На фотографии – Л.Н. Тарасова




2. На фотографии – Л.Н. Тарасова (посередине) с родителями




3. На фотографии – Тарасова (в белом) с родными и близкими людьми




4. На фотографии – Л. Тарасова в родном посёлке Хватовка



5. Оформленные Л. Н. Тарасовой вручную страницы



6. Сборник стихов Л.Н. Тарасовой






7. На фотографии изображены стихотворения Лидии Николаевны, напечатанные в местной газете «Вестник района».













8. На фотографиях изображены страницы рукописного сборника Л. Н. Тарасовой.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!