СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности математических представлений у старших дошкольников со смешанными специфическими расстройствами психического развития.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, соз­дает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах вы­падают из процесса обучения.

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности математических представлений у старших дошкольников со смешанными специфическими расстройствами психического развития.»

Особенности математических представлений у старших дошкольников с ССРПР.


Подготовила: Гомоль М, А.,

учитель – дефектолог.


Особенности в освоении математических представлений у дошкольников с ССРПР проявляются:

  • большинство пяти - шестилетних детей меха­нически запоминают и воспроизводят последовательность числительных до 10, не умея свободно ориентироваться в числовом ряду. Дети правильно считают от 1 до 10, но если попросить их посчитать от 3 до 7 или назвать число, которое стоит перед тремя, между 2 и 4, эти задания вызовут у детей значительные трудности или даже отказ от выполнения.

  • Им сложно называть числа в обратном порядке. Многие дошкольники еще не владеют операцией результативного счета, т.е. умением соотнести последнее из называемых числительных со всей совокупностью в целом, а не с последним ее элементом, таким образом, дети не могут ответить на вопрос «сколько». Например, ребенок считает грибы, произнося вслух 1, 2,3. Спрашиваем: «Сколько всего?» Ребенок снова пересчитывает— 1, 2, 3. «Сколько всего?» и так до бесконечности. Умение правильно пересчитывать предметы, основано на умении выделять из множества отдельные элементы: практически это находит свое выражение в том, что, перечисляя числительные в правильной последовательности, ребенок при этом либо берет каждый из пересчитываемых предметов в руки, переставляя его в другое место, либо указывая на каждый из пересчитываемых предметов пальцем. Дошкольники с ССРПР обычно легко осуществляют правильный анализ — правильно пересчитывают элементы множества, однако не в состоянии легко произвести синтез (соединить пересчет в одно число, в итог счета).

  • Почти все дошкольники с ССРПР уже в пятилетнем возрасте понимают, что результат счета не зависит от размера предметов. Но что результат счета не зависит от направления пересчета предметов (слева - направо, справа - налево) и от расстояния между ними, понимают лишь некоторые из них.

  • Все дошкольники с ЗПР производят пересчет с развернутыми внеш­ними действиями: они считают, передвигая предметы, называя вслух числительные. Способом «прямого усматривания» они пользуются лишь при определении количества предметов в группе не более чем из двух-трех элементов. При предъявлении большей по количеству пред­метов группы они присчитывают их по одному (начиная с трех), дотраги­ваясь до каждого предмета и проговаривая числительные.

  • Значительные трудности вызывает у детей сравнение двух групп предметов. Определить разность отношения они могут только в тех слу­чаях, когда предметы в этих группах наглядно соотнесены. Например, мы спрашиваем ребенка: «Что больше 2 или 3?» Ребенок не отвечает, но если мы положим перед ним два яблока, а перед собой — три, ребенок ответит, что у него меньше яблок.

  • Один из самых слабых разделов математической готовности дошкольников с ССРПР — это вычислительные навыки. Лишь немногие пятилетние дети способны выполнить самые простейшие арифметические действия, такие как 1 + 1, 2-1, лишь некоторые (уже в шестилетнем возрасте) считают в пределах пяти с использованием наглядного счетного материала (пальцы, палочки, кубики и т.п.), и то с помощью взрослого. Большинство же детей не умеет считать самостоятельно, не знает цифр.

  • Узость, нецеленаправленность и слабая активность восприятия соз­дают определенные трудности в понимании задачи детьми с ССРПР, они воспринимают задачу фрагментарно. Слабость анализа, синтеза и других мыслительных операций не позволяет связать отдельные фрагменты в единое целое, установить между ними связи и зависимости и, уже, исходя из этого, выбрать правильный путь решения. При решении простейших арифметических задач эти дети обычно опираются на внешние, несущественные признаки условия: отдельные слова, словосочетания, расстановку чисел, и как следствие выбор неверного арифметического действия, неправильная формулировка ответа, ошибки в наименованиях и т.д.

  • Вследствие недостаточно развитой предметно-практической деятельности у детей с ССРПР медленно формируются основные математические понятия равенства и неравенства, количества предметов, а также понятия числа, арифметических действий сложения и вычитания.

  • Также наблюдается отставание в практическом усвоении той терминологии, которая встретится им позднее в условиях задач: всего, вместе, стало, осталось, одинаково, поровну и т. п.

Неуспеваемость, возникающая на начальных этапах обучения, соз­дает реальные трудности для нормального развития ребенка, так как, не овладев основными умственными операциями и навыками, учащиеся не справляются с возрастающим объемом знаний в средних классах и вследствие усугубляющихся трудностей на последующих этапах вы­падают из процесса обучения.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!