СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности обучающихся с задержкой психического развития

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности обучающихся с задержкой психического развития

Просмотр содержимого документа
«Особенности обучающихся с задержкой психического развития»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

ШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ


Задержка психического развития (ЗПР) – синдром временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций, замедление темпа реализации потенциальных возможностей организма. Задержка психического развития выражается в недостаточности общего запаса знаний, ограниченности представлений, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности. У большинства детей с ЗПР наблюдаются незрелость сложных форм социального поведения и целенаправленной деятельности на фоне быстрой истощаемости, нарушения работоспособности и произвольного внимания. В психологической литературе распространено представление о том, что ЗПР - это эмоциональная и волевая незрелость в сочетании с отставанием в развитии познавательной сферы.

Среди причин задержек психического развития выделяют биологические и социальные факторы.

Основной биологической причиной, по мнению большинства исследователей (Т. А. Власова, И. Ф. Марковская, М. Н. Фишман и др.), являются слабовыраженные (минимальные) органические поражения головного мозга, которые могут быть врожденными и возникать в пренатальном (особенно при токсикозах в первой половине беременности), перинатальном (родовые травмы, асфиксия плода), а также постнатальном периоде жизни ребенка. В некоторых случаях может наблюдаться и генетически обусловленная недостаточность центральной нервной системы. Интоксикации, инфекции, обменно-трофические расстройства, травмы и т. п. ведут к негрубым нарушениям темпа развития мозговых механизмов или вызывают легкие церебральные органические повреждения. Вследствие этих нарушений у детей в продолжение довольно длительного периода наблюдается функциональная незрелость центральной нервной системы, что, в свою очередь, проявляется в слабости процессов торможения и возбуждения, затруднениях в образовании сложных условных связей. Для детей этой группы характерна значительная неоднородность нарушенных и сохранных звеньев психической деятельности, а также ярко выраженная неравномерность формирования разных сторон психической деятельности.

К. С. Лебединская (1982), исходя из этиологического принципа, различает четыре основных варианта задержки психического развития:

1) задержку психического развития конституционального происхождения - гармонический психофизический инфантилизм (причинами могут служить физическая ослабленность женщины во время беременности, незначительная внутриутробная патология, негрубые обменно-трофические расстройства, невыраженная патология первых лет жизни);

2) задержку психического развития соматогенного происхождения - соматогенный инфантилизм (основными причинами возникновения является длительная соматическая недостаточность различного генеза: хронические инфекции, аллергические состояния, порок сердца);

3) задержку психического развития психогенного происхождения (обусловлена неблагоприятными условиями воспитания и обучения, которые препятствуют правильному формированию личности ребёнка);

4) задержку психического развития церебрального генеза (выявляется негрубая органическая недостаточность ЦНС как следствие патологии беременности - токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, а также как следствие асфиксии и родовой травмы, постнатальных нейроинфекций, токсико-дистрофирующих заболеваний первых лет жизни).

У детей с задержкой психического развития замедлен процесс приема и переработки информации, недостаточно сформированы пространственные представления. Внимание характеризуется сниженной концентрацией, неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью и истощаемостью, недостатками переключения и распределения, ограниченностью объема. Отмечаются нарушения работоспособности и целенаправленной деятельности.

Заметно снижена продуктивность произвольной памяти. Дети не умеют применять рациональные способы запоминания информации, преобладает механическое заучивание.

Характерен недостаточный уровень сформированности основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, абстрагирования. Более заметная продуктивность отмечается при выполнении заданий на предметном и наглядно-образном уровне, по сравнению с вербальным.

Дети с задержкой психического развития испытывают трудности при построении развернутого речевого высказывания, не всегда правильно понимают речевую инструкцию учителя без дополнительного показа, объяснения.

Для учащихся характерна сниженная познавательная активность, несфомированность учебной мотивации, ограниченность знаний и представлений об окружающей действительности.

Задержка психического развития проявляется в замедленном созревании эмоциональной и волевой сфер. Характерна повышенная внушаемость. Нарушена произвольная регуляция поведения, что выражается либо в чрезмерной возбудимости, либо в заторможенности. Им трудно систематически соблюдать школьные нормы и правила поведения.

В зависимости от формы задержки психического развития учащимся с ЗПР могут быть присущи различные особенности личности.

  1. При задержке психического развития конституционального происхождения страдают, в основном, эмоциональная и волевая сферы. Для детей характерны повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций, их поверхностность, нестойкость, легкая внушаемость.

  2. При задержке психического развития соматического генеза проявляется неуверенность в себе, боязливость, капризность.

  3. При задержке психического развития психогенного происхождения возможно формирование следующих черт личности:

    -при воспитании в условиях безнадзорности: отсутствие чувства долга, ответственности, адекватных форм социального поведения, неустойчивость настроения, импульсивность, повышенная внушаемость;

    -при изнеживающем воспитании: несамостоятельность, пассивность, безответственность, эгоцентризм, нежелание систематически трудиться, установка на получение помощи;

    -при грубом обращении в семье: робость, боязливость, тревожность, нерешительность, недостаточная самостоятельность, безынициативность, лживость, изворотливость, нечувствительность к чужому горю и как следствие проблемы социализации.

    4. При задержке психического развития церебрально-органического генеза имеют место стойкие нарушения эмоциональной и волевой сфер (по возбудимому или тормозимому типу), нарушения познавательной деятельности.


Таким образом, понятие «задержка психического развития» объединяет разные категории детей, у которых общими оказываются трудности в овладении школьной программой.

В отличие от школьников с умственной отсталостью, школьники с задержкой психического развития могут принимать и использовать помощь, усваивать принцип решения заданной интеллектуальной операции и переносить его на аналогичные задания.

Дети с ЗПР могут обучаться в общеобразовательных школах, поэтому учитель должен хорошо знать их особенности, чтобы осуществлять индивидуальный подход к этим детям.

Прогноз развития и обучения школьников с задержкой психического развития зависит не только от правильного психолого-педагогического подхода, но и от следующих факторов:

  1. степени выраженности интеллектуального нарушения;

  2. особенностей сочетания нарушения интеллектуального развития с расстройством эмоциональной и волевой сферы;

  3. различных энцефалопатических и неврологических расстройств;

  4. условий семейного воспитания.



ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ

С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Обучение школьников с задержкой психического развития должно носить коррекционно-развивающий характер и строиться с учетом их особенностей.

  • Учет зоны ближайшего развития

Должна быть оптимальная степень сложности материала: он не должен быть слишком легким и слишком сложным. Материал должен быть сложен в такой степени, чтобы учащийся мог бы справиться с ним при наличии усилий и некоторой помощи взрослого. Только в этом случае будет достигаться развивающий эффект.

  • Недостаточная способность к самоорганизации

Нужны четкие и ясные указания относительно последовательности выполнения действий: прочитать, ответить на вопросы, выполнить задания или упражнения, заполнить таблицу, рассмотреть иллюстрацию и пр. Так как объем памяти снижен, инструкция должна быть короткой.

  • Потребность в помощи

Нужно предусмотреть различные виды помощи: стимулирующую, направляющую, обучающую.

  • Небольшой объем восприятия и памяти

Материал должен быть ограничен по объему. Необходимо многократное закрепление пройденного материала на предметно-практическом уровне. Должны применяться разнообразные формы закрепления.

  • Недостаточно развитая способность к выделению главного, обобщению

Необходима четкая структурированность информации, выделение главных мыслей.

  • Недостаточный уровень развития абстрактно-логического мышления

Для улучшения восприятия детей с ЗПР целесообразно использование наглядных изображений. Использование конкретных примеров способствует конкретизации теоретического материала. Особенно выразительными являются примеры, апеллирующие к личному опыту обучающегося, его наблюдениям.

  • Недостаточная учебная мотивация

Возможно использование игровых приемов. Создание благоприятного психологического климата во время занятий. Актуализация мотива действия.

  • Слабая способность к переключению и распределению внимания, недостаточный темп деятельности

Рекомендуется более медленный темп обучения. Возможно уменьшение объема заданий.

  • Истощаемость внимания, повышенная утомляемость.


Необходима организация внимания учащихся. Важна смена видов деятельности, организация динамических пауз. Увлеченность и положительный настрой способствуют сохранению работоспособности, отодвигают утомление.

При обучении детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательной школы, необходимым условием становится индивидуальный и дифференцированный подход:

-следует давать время подумать над ответом;

    -можно предлагать менее сложные задания (разноуровневые задания с разным оцениванием);

    -возможно сокращение объема заданий;

    -дополнительные занятия по предмету.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!