«Особенности обучения и воспитания учащихся, имеющих множественные нарушения развития»
В моем классе 7 учащихся с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР) Возрастной уровень детей от 14 до 17 лет.
Психофизическое развитие детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые нарушения, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций.
Когда я начала работать с классом, я поняла, что традиционные виды и формы работ на уроках не приемлемы и труднодоступны детям. Для них нужны эмоциональные, яркие, звучные, интересные уроки. Каждому ученику нужен индивидуальный подход.
Сегодня, мне хотелось бы рассказать вам о методах и приемах, которые я применяю на своих уроках.
Очень важно перед началом уроков создать благоприятный психологический настрой. Встречая своих учеников я всегда интересуюсь их настроением. Спрашиваю, что интересного они увидели по дороге в школу, как поживает их домашний питомец и т.д.
Чтобы привлечь интерес детей к предстоящей работе чем-то необычным, загадочным, побуждая всех учащихся вовлечься в работу с первых минут урока, загадываю загадки или вывешиваю картинку на доску по теме урока. Это универсальный приём, направленный на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока.
Всегда использую на уроках раздаточный (дидактический) материал для каждого ученика. Во время работы в рабочих тетрадях стараюсь подобрать такие упражнения, которые не сводятся к механическим списываниям, а содержат интересные, заставляющие думать задания.
С целью коррекции низкого уровня развития восприятия и ориентировки в пространстве использую приём "Восстанови картину". Из отдельных деталей учащиеся должны собрать картинку. Работа эта может быть индивидуальной или парной.
Применяю дидактические и ролевые игры. Обучение через игру – наиболее эффективная форма занятия для школьников с ТМНР. Такие игры развивают воображение, мышление и вовлекают учащихся в творческую деятельность и общение.
Хороший результат для познавательной активности учащихся показывает проведение нетрадиционных уроков, таких как: урок - путешествие, урок – викторина. Смена привычной обстановки создаёт атмосферу праздника, снижает психологический барьер.
Читательские интересы у детей часто остаются не сформированными. Они не вникают в содержание прочитанного текста, не могут самостоятельно устанавливать простейшие конкретные связи, пропуская или изменяя наиболее важные части, несущие смысловую нагрузку, в результате теряется целостность текста. Поэтому, чтобы удержать внимание детей, пробудить интерес, добиться осмысления материала и сохранения его в памяти, я использую демонстрацию фрагментов из мультфильмов, совпадающих с темой урока.( пример ПРОЧИТАЛИ,ПОСМОТРЕЛИ, СРАВНИЛИ) Чтобы развить выразительность чтения, включаю для прослушивания аудиозапись стихотворения.
На уроках трудового обучения учащиеся сталкиваются с трудностями при выполнении заданий, так как у многих из них плохо развита мелкая моторика рук. Опираясь на способности учащихся, подбираю задания так, чтобы мог справиться каждый и в полной мере раскрыть и развить способности и творческий потенциал. А так же стараюсь разнообразить уроки, используя различные техники и материалы, ведь обучение какому - то новому виду творчества заметно повышает интерес учащихся к урокам.
Замечая признаки утомления учащихся, предпринимаю попытки их ликвидировать. Включаю музыкальные физ.минутки, релаксационные минутки.
Таким образом, применение нетрадиционных методов и приёмов обучения, помогают мне повысить познавательную активность учащихся, развивать их творческие способности.
Своё выступление я хочу закончить строками стихотворения Гульнур Зариповой
Благословляю всех детей на свете!
Они для нас, как яркие цветы!
Но есть еще «Особенные» дети…
Они как ангелы, «Целители души»!
Они в наш мир не зря приходят.
Всевышний посылает ангелов-детей
«Особенных» детей, как испытанье вроде
А в самом деле, чтоб лечить людей.
Лечить нас от всего, что их и нас самих калечит.
От злобы черной, от бездушья темноты
Он выбирает только сильных плечи
Им можешь оказаться ты!
У ангелов - детей, нет крылышек конечно
Но загляните им в глаза!
Там столько доброты беспечной!
И чистая, как ангела душа!
«Особенные» дети, как с другой планеты
К нам присылает их господь не зря!
Они нам раскрывают душ секреты,
И помогают нам понять себя…
Предлагаю вам посмотреть видеоролик с фрагментами уроков в моём классе.