СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В докладе указаны причины возникновения СДВГ у детей и подростков и особенности организации их учебной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.»

Особенности организации обучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.


Содержание:

1.Причины синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей и взрослых.

2. Факторы, способствующие возникновению симптомов СДВГ.

3. Описание симптомокомплекса СДВГ.

4. Возрастные аспекты проявления.

5.Основные принципы обучения детей и подростков с СДВГ.

6. Коррекционно – развивающее обучение детей и подростков с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

7. Повышение учебной мотивации детей и подростков с СДВГ.


Понимание причин развития СДВГ с самого начала принесло учёным много проблем. По-прежнему не до конца, можно с уверенностью сказать, в чём причина появления такого рода нарушений.

СДВГ (англ. Attention Deficit Hyperactivity Disorder) остаётся таинственным заболеванием. В ходе исследований, проводимых с больными СДВГ появлялось, множество различных гипотез, касающихся причин возникновения этого заболевания. В течение многих лет доминировало мнение, что в основе развития СДВГ лежат нарушения отношений в семье ребёнка. Причину видели в ошибках воспитания совершённых родителями.

В настоящее время уже известно, что такой подход к проблеме ошибочен. Да, нарушения отношений в семье, сложная семейная ситуация, импульсивность родителей, отсутствие надлежащей системы норм могут усиливать симптомы, но не являются причинами недуга.

Вторая гипотеза касательно развития СДВГ видит главную и непосредственную причину такого состояния в повреждении тканей головного мозга ребёнка. Однако, благодаря прогрессу медицинской диагностики оказалось, что это не самая распространённая причина появления симптомов гиперактивности.

Что же является причиной развития СДВГ?

На основании многочисленных исследований удалось прийти к выводу, что причина синдрома дефицита внимания с гиперактивностью хранится в ДНК человека, т.е. основой этого заболевания являются генетические факторы. Это означает, что СДВГ может передаваться из поколения в поколение.

Обнаружение этого заболевания у одного из родителей ребёнка, увеличивает вероятность возникновения этих же заболеваний у малыша. Наследуемость СДВГ составляет около 50%. Кроме того, если у одного ребёнка будет диагноз СДВГ, существует большая вероятность развития этого заболевания у других детей этих же родителей (примерно в 35% случаев). В связи с этим говорят о родовом возникновении СДВГ.

Уже известно, что причина описанных нарушений кроется в генетике человека. Однако, учёным пока не удалось извлечь ген, отвечающий за это состояние. В связи с этим, можно сказать, что СДВГ – это полигенное наследуемое заболевание. Это означает, что для возникновения этого расстройства необходимо срабатывание не одного, а нескольких различных генов вместе.

Семейные исследования показали, что риск возникновения СДВГ значительно (в семь раз) выше в семьях, где кто – то уже страдает от этого расстройства.


Симптомы СДВГ

Какая связь между конкретными генами и развитием симптомов, характерных для СДВГ? Оказалось, что генетические факторы у людей с этим заболеванием приводят к тому, что развитие нервной системы у них замедляется в сравнении со здоровыми людьми. Говоря более образно, у детей с СДВГ некоторые участки мозга работают менее эффективно, чем у их сверстников. Это касается таких областей, как: префронтальная кора, подкорковые структуры, большие спайки и мозжечок.

В период 50-х и 60-х годов XX века причины СДВГ связывали с микроповреждениями центральной нервной системы (ЦНЦ), возникших вследствие патологических факторов в перинатальном периоде. Однако оказалось, что микротравмы действительно имеют место у небольшой группы детей с СДВГ, но одновременно столь, же распространены и у здоровых детей.

У детей с СДВГ нарушается работа лобных долей. Эта область отвечает за эмоции, планирование, оценку ситуации, прогнозирование последствий, память. Такое состояние может проявляться в виде нарушений эмоций ребёнка, т.е., например, в виде беспричинной агрессии, неослабевающей злости или постоянном забывании о чём-то.

Другая часть мозга, в которой нарушаются функции, несомненно, имеют важное значение в возникновении симптомов СДВГ, это так называемые базальные ядра. Упомянутая часть мозга отвечает за контроль движений, эмоции, обучение, когнитивные процессы (например, речь, память, внимание, мышление).

В таком случае нарушения будут проявляться в неумении сосредоточиться, проблемах с обучением, отсутствии координации движений. Функционирование областей, ответственных за осязание, зрительные и слуховые ощущения также могут быть нарушены.

Причиной перечисленных недостатков является ослабление действия некоторых веществ в мозге, которые отвечают за передачу информации между отдельными его частями. Это так называемые нейромедиаторы: допамин, норадреналин и серотонин.

На основании проведённых исследований установлено, что уровень перечисленных веществ у людей с СДВГ значительно снижен, что приводит к неправильному потоку информации между различными структурами головного мозга.

Прежде, чем было признано, что отправной точкой развития СДВГ является генетика, многие пытались усматривать причины в других факторах. В настоящее время известно, что в этих подходах была своя доля истины.

Было показано, что факторы, которые перестали рассматриваться как главная причина СДВГ, могут в существенной степени способствовать появлению симптомов или их усиливать. Важную роль в этом процессе имеет действие окружения ребёнка.

В первую очередь следует обратить внимание на отношение между членами семьи. Частые недоразумения, ссоры, крики и бурные реакции могут в значительной степени усиливать симптомы недомогания у ребёнка. Очень важно также, в каких условиях ребёнок воспитывается. В случае сложной семейной ситуации, ребёнок развивается в атмосфере отсутствия норм и правил, в результате чего можно ожидать, что симптомы будут более чёткими, а ребёнок более обременителен для окружения.

В развитии и усилении симптомов подчёркивается также роль экологических факторов. Осложнения во время беременности, употребление алкоголя, воздействие токсичных веществ через пищу, курение в период внутриутробной жизни ребёнка могут быть связаны с более высокой восприимчивостью к заболеванию.

Важное значении в процессе развития симптомов СДВГ, безусловно, имеют психосоциальные факторы, такие, как частая смена места жительства и проблемы в школе, которые мешают ребёнку с СДВГ общению в группе сверстников.

Возникает «порочный круг» - ребёнок с СДВГ встречает отказ со стороны окружения, что только усугубляет симптомы, и в результате ведёт к ещё более чёткому отторжению ребёнка средой, в которой он живёт. Важно обратить внимание на ситуацию в школе, так как соответствующая подготовка к близости с другими учениками, может свести к минимуму трудности, связанные с функционированием в обществе.

Кроме того, среди причин обострения симптомов СДВГ называют расстройства, которые могут усилить дисбаланс. Обращают на себя внимание такие факторы, как астма, диета, а также аллергия. Нужно, однако, помнить, что эти факторы не вызывают СДВГ, а только могут усиливать симптомы болезни.

Причины СДВГ не до конца известны. Известно, что в развитии заболевания большую роль играют гены, а также алкоголь, никотин, контакт со свинцом.

Недавние исследования показывают, что пестициды, присутствующие в некоторых фруктах и овощах, также могут увеличить риск развития СДВГ. Пестициды, и, в частности органофосфаты, в больших концентрациях можно найти в ягодах и сельдерее – конечно, только в тех, которые выращивают в промышленных масштабах и с применением средств защиты растений.

По словам учёных, осуществляющих исследования, пестициды могут блокировать фермент под названием ацетилхолинэстераза, работающий в нервной системе, и нарушают работу медиаторов мозга. Однако, чтобы получить уверенность в том, что касается пестицидов и их роли в развитии симптомов, необходимы дальнейшие научные исследования.


Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) – психофизиологическое расстройство, чаще проявляющееся в дошкольном или раннем школьном возрасте. Известно, что таким детям тяжело контролировать своё поведение и концентрировать внимание. Основными проявлениями СДВГ считаются гиперактивность, дефицит внимания и импульсивность.

Особое внимание это проблеме уделил О.И. Романчук в своей книге «Синдром дефицита внимания и гиперактивность у детей». После длительных исследований и работой над данной проблематикой он приводит диагностические критерии гиперактивного расстройства с дефицитом внимания по диагностической системе DSM – IV (Amerikan Psychiatriks Association 2000) через проявление в психике тройного симптомокомплекса (нарушения внимания, гиперактивность и импульсивность).

Суть данного метода диагностики заключается в установлении точного диагноза СДВГ по следующим критериям (А+Б+В+Г+Д):

А. У пациента имеются симптомы нарушения внимания и гиперактивности на протяжении шести месяцев, и эти симптомы выражены несоответственно возрасту и приводят к серьёзным нарушениям функционирования:

(А1) Нарушение внимания – должны присутствовать, по меньшей мере, шесть из следующих симптомов:

- часто не в состоянии сосредоточится на деталях или делает ошибки по невнимательности при выполнении школьных заданий или при другой деятельности;

- часто возникают проблемы с удержанием внимания на задании или игре;

- часто возникают проблемы с организацией деятельности и выполнения заданий;

- часто неохотно приступает к деятельности, которая требует продолжительного сосредоточения внимания (например, выполнения заданий на уроке или домашних заданий) или избегает их;

- часто теряет или забывает вещи, необходимые для выполнения заданий или другой деятельности (например, дневник, книги, ручки, игрушки);

- легко отвлекается на посторонние раздражители;

- часто не слушает, когда к нему обращаются;

- часто не придерживается указаний, не выполняет до конца или же в надлежащем объёме поручения, домашние задания или другую работу (но не из протеста, упрямства или неспособности понять указание/задание);

- забывчив в повседневной деятельности.

(А2) Гиперактивность – импульсивность – должны присутствовать, по меньшей мере, шесть из следующих симптомов:

Гиперактивность:

- не может усидеть на месте, постоянно двигается;

- часто покидает своё место в ситуациях, где нужно сидеть (например на уроке т.п.);

- много бегает и «всё переворачивает» там, где этого делать не следует (у подростков и взрослых может быть ощущение внутреннего напряжения и постоянная потребность двигаться);

- не способен тихо, спокойно играть или же отдыхать;

- действует словно «заведённый» - как игрушка с включенным «моторчиком»;

- слишком много говорит.

Импульсивность:

- часто говорит преждевременно, не дослушав вопрос до конца;

- нетерпелив, часто не может дождаться своей очереди;

- часто прерывает других и вмешивается в их деятельность/разговор;

- не приемлет замечаний, показывает своё несогласие, используя при этом разные способы аргументации, в том числе и агрессивные;

Б. Симптомы расстройства (по крайней мере, некоторые) присутствовали в возрасте до 7 лет.

В. Симптомы должны проявляться, по меньшей мере, в двух разных средах (школа, дом, игровая площадка и т.п.)

Г. Расстройство приводит к значительным проблемам в социальной, учебной и профессиональной (для взрослых) сферах.

Д. Эти симптомы не обусловлены другим психиатрическим или соматическим заболеванием.

Хочется отметить, что данная диагностическая система DSM – IV должна быть использована не как набор жёстких правил, а как вспомогательный инструмент. Ведь диагноз – это основа для выбора эффективных методов помощи и существует для того, чтобы служить и помогать ребёнку.


В большинстве случаев клинические проявления симптомов СДВГ возникают в возрасте до 5 – 6 лет, а иногда уже на первом году жизни. Дети 1-го года жизни, у которых впоследствии отмечаются явления гиперактивности, часто страдают нарушениями сна и гипервозбудимостью. Они ещё в младенчестве гиперподвижны, часто выбираются за пределы, отведённые им для безопасных игр, что вызывает риск травматизации. В дальнейшем они становятся крайне непослушными, их поведение с трудом контролируется родителями

Как правило, гиперактивность сочетается с импульсивностью, у дошкольников она проявляется несдержанностью, нетерпеливостью, желанием быть первым во всех играх; такие дети конфликтны, агрессивны, что при погрешностях воспитания может привести к развитию патологических форм поведения. Вместе с чем дети, имеющие в дальнейшем синдром дефицита внимания без гиперактивности, до года могут умеренно оставаться в двигательном (начинают переворачиваться, ползать, ходить на 1-2 месяца позднее) и речевом развитии, они инертны, пассивны, не очень эмоциональны. По мере роста ребёнка становятся очевидными нарушения внимания, которые родители, как правило, сначала игнорируют. Для этих детей характерна двигательная неловкость, неуклюжесть, недоразвитие мелкой моторики.

Несмотря на то, что диагноз синдрома дефицита внимания с гиперактивностью можно поставить в возрасте 5 – 6 лет, риск развития синдрома можно прогнозировать на 1-м году жизни и более точно после 3-4 лет. На данном возрастном промежутке клинические признаки риска развития СДВГ видны очень чётко, это:

- с трудом поддерживает внимание в игре или какой-либо деятельности;

- не слушает обращённую речь;

- во время приёма пищи постоянно отвлекается, встаёт из-за стола;

- не может играть самостоятельно в течение 20-30 минут;

- часто теряет игрушки, вещи;

- слабо развиты навыки самообслуживания;

- не может играть в «тихие игры»;

- всегда находится в движении, причём характерна бесцельная двигательная активность;

- очень много говорит;

- конфликтен в детском коллективе;

В возрасте 5-6 лет к этим изменениям присоединяются трудности в обучении (освоение чтения, письма) и общение со сверстниками. Слабо развита мелкая моторика. В возрасте 7 лет и старше можно пользоваться диагностическими критериями по DSM-IV, указанными выше.

К подростковому возрасту гиперактивность у детей с СДВГ значительно уменьшается или исчезает, однако нарушения внимания и импульсивность у многих в той или иной степени сохраняются вплоть до взрослого возраста. Социальная значимость проблемы определяется тем, что у подростков с СДВГ нередко нарастают нарушения поведения, появляется агрессивность, возникают трудности во взаимоотношениях в семье и школе, ухудшается школьная успеваемость. Для таких детей характерны безответственное поведение, нарушение семейных и общественных правил, значительные трудности в выборе и освоении профессии, нередко возникает тяга к алкоголю и наркотикам. В 30-70% случаев симптомы СДВГ переходят и во взрослый возраст. У людей, страдавших в детстве тяжёлыми формами СДВГ, в подростковом и взрослом возрасте высок риск социальной дезадаптации. СДВГ в сочетании с поведенческими расстройствами может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциальной психопатии.


Принимая во внимание неуклонный рост числа детей и подростков с СДВГ во всём мире и мнение специалистов о том, что учащиеся с данным диагнозом часто страдают от школьной дезадаптации, в настоящее время остро встаёт вопрос о специфике обучения таких детей, о подготовке психологов и педагогов для работы с ними. Уникальные характеристики таких учащихся могут затруднить для них и процесс обучения, и формирование позитивной самооценки, и возможность выражать себя и приобретать определённые учебные навыки. Для этого педагогам желательно либо иметь дополнительное психологическое образование (курсы переподготовки), либо сотрудничать с психологом, который будет направлять работу учителя, поможет выработать приёмы взаимодействия в классе. Несмотря на достаточный для обучения и воспитания уровень развития и готовности к школе, дети с СДВГ зачастую оказываются, по выражению Майкла Гриндера, выброшенными со «школьного конвейера».

Специалисты отмечают у гиперактивных детей высокую степень вероятности отставания в учёбе, второгодничества, расстройства поведения, отказа от обучения в школе, меньшую вероятность благополучного окончания средней школы и поступления в вуз, чем у сверстников без СДВГ. Главной проблемой детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью может стать снижение продуктивности учебной деятельности, низкий уровень академических достижений.

Во время урока таким детям тяжело концентрировать внимание, они быстро отвлекаются, не умеют работать в группе, требуя к себе индивидуального внимания учителя, часто не могут завершить работу, мешая при этом одноклассникам. Ребёнок с СДВГ уже на 7-8 минуте после начала урока проявляет двигательное беспокойство, теряет внимание. Зачастую, стремясь быть замеченным педагогом и одноклассниками, он добивается внимания взрослого и сверстников единственным известным и доступным ему способом – исполняя роль «классного шута».

Поскольку каждый учитель сталкивается с данной проблемой в классе, в настоящее время необходимо вводить спецкурс для студентов – будущих педагогов, раскрывающий специфику обучения детей и подростков с диагнозом СДВГ, и обучать психологов образования техникам, приёмам взаимодействия с такими детьми, их родителями и педагогами.

Среди детей с СДВГ условно выделяют такие группы: дети с развитыми визуальными, но сниженными слуховыми навыками; дети, у которых снижены визуальные, но развиты слуховые навыки; дети со снижением обоих навыков. Работа педагога на начальном этапе опирается на активное использование сильной стороны учащихся, а не на устранение недостатков.

Симптомы СДВГ могут проявляться и усиливаться при увеличении нагрузок на нервную систему, в результате чего происходит разбалансировка психических процессов, что негативно отражается на процессе обучения. Поэтому желательно не перегружать ребёнка занятиями с репетиторами, бесконечным переписыванием неаккуратных работ, длительным выполнением домашних заданий. Находясь в комфортных для него условиях, ребёнок быстрее адаптируется к школьной жизни, и за период обучения в начальной школе (3-4 года) при соответствующем режиме обучения (без переутомления) работа мозга может полностью нормализоваться. В противном случае интеллектуальные и физические перегрузки только усилят симптоматику СДВГ, и ребёнок, даже обладая большим потенциалом, не сможет соответствовать школьным требованиям.


Коррекционно – развивающее обучение детей и подростков с СДВГ оказывается эффективным, если педагоги и психологи следуют некоторым принципам, вытекающим из особенностей учащихся данной категории.

Результаты исследований подтвердили, что помощь должна носить комплексный характер. Как правило, в команду заинтересованных участников входят врач – невролог, психолог, педагог и обязательно родители. Зачастую именно педагог (воспитатель, учитель) направляет ребёнка к психологу, заметив первые симптомы СДВГ, которые пока ещё трудно выявить, общаясь с ним в ситуациях, требующих меньшего напряжения, чем учебная деятельность. И именно педагог может дать врачу и психологу обратную связь, касающуюся эффективности выбранного врачом метода лечения или используемых психологом приёмов работы.

Следующий принцип обучения ребёнка с синдромом заключается в том, что меры педагогического воздействия на него принесут свои плоды только в случае систематического их применения. Как правило, единичные мероприятия, даже если в них участвуют медицинские специалисты, педагоги, родители и психологи, не приведут к ожидаемому результату.

Принцип поэтапности в работе с гиперактивными учениками предполагает, что, учитывая их индивидуальные физиологические особенности, желательно сначала выделить время на установление контакта, затем осуществлять индивидуальную работу по развитию произвольности действий (умение слушать инструкцию, подчиняться правилам); отработку(поочерёдную) дефицитарных функций, развитие умения рефлексии и лишь после этого переходить к групповой работе в классе. Данный принцип является одним из основополагающих в работе школьного психолога, осуществляющего коррекцию.

Индивидуализация обучения - важнейший фактор, влияющий на формирование учебных навыков (Занков Л. В., Зверев М. В., 1973; Кирсанов А. А., 1963; Монина Г. Б., 2004), и предполагает сознательные усилия педагога, направленные на отбор и адаптацию методик обучения, на структурирование учебного процесса в соответствии с потребностями каждого ребёнка. Это не только принятие и понимание ребёнка, это система мероприятий, сознательно используемых учителем в ходе педагогического процесса.


Наиболее значимым условием эффективности обучения является включение обучающихся в собственную деятельность, определяющую их стиль, мотивационная обусловленность обучения. В структуре занятия могут быть использованы различные методы и приёмы, активизирующие деятельность учащихся, повышающие интерес к обучению и способствующие эффективному взаимодействию педагога и школьника.

Смена разных видов деятельности на уроках, проведение творческих работ (особенно с креативными детьми), подбор дидактического материала с учётом особенностей ребёнка ( дети с СДВГ часто любят что-либо делать своими руками, а не только слушать и смотреть на пособия), введение элементов игры – всё это способствует максимальному учёту индивидуальных и возрастных особенностей учащихся даже в условиях классно – урочной системы и, безусловно, будет помогать повышению учебной мотивации. Творческая деятельность всегда индивидуальна, и введение творческих заданий на уроках направлено на то, чтобы каждый ученик открыл для себя свои скрытые возможности.

В настоящее время повышается эффективность использования компьютера как дидактического средства. Особенность компьютерного обучения – пошаговость, оперативная обратная связь, что способствует поэтапному формированию учебных умений и навыков. Работа с компьютером включает ребёнка в новую сферу действий, где он является и исполнителем, и корректором, а иногда и автором программы. Это ставит его в новую позицию по отношению к себе, к обучению, заставляя мобилизовать свои возможности. Однако перед педагогом встаёт несколько вопросов: как использовать компьютерное обучение при работе с детьми с СДВГ, нужно ли это увлекающимся и легко отвлекающимся ученикам? Прежде всего, компьютерные технологии позволяют осуществлять полимодальный подход к обучению (развитие зрительных, слуховых, кинестетических анализаторов и др.), что очень важно в работе с данной категорией детей.

Иногда трудности в обучении школьников с СДВГ связаны с такой проблемой, не решённой в начальной школе, как недостаточное формирование единства акустического, артикуляционного, оптического и кинетического образа слова. В этом случае учитель включает в урок такие задания, которые направлены на развитие зрительного, слухового, кинестетического восприятия (например, составление детьми загадок, когда обязательным условием является использование нескольких каналов восприятия информации, одновременное проговаривание вслух и написание словарных слов, предложений и т.д.)

Описанные правила и рекомендации не являются сложными. Однако они ведут к совершенствованию работы ребёнка с СДВГ и повышают его шансы на успех образования.


Ресурсы: Электронная библиотека iknigi.net, © 2013-2019 Олег Романчук «Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей»;

Copyright SekretiZdorovya © 2019 sekretizdorovya.ru;

Студенческая библиотека онлайн (Studbooks. net);

Научно–популярный психологический портал.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!