СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психического и речевого развития детей с нарушениями слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности психического и речевого развития детей с нарушениями слуха»

Ершов Данила Максимович

тьютор,

ОЧУ «Школа-интернат «Абсолют»,

д. Райсеменовское


Особенности психического и речевого развития детей с нарушениями слуха.

Развитие психики слабослышащего ребенка протекает с отклонениями от обычной нормы. Дело не только в том, что ребенок плохо слышит, т.е. имеет физический (биологический) недостаток, но и в том, что этот недостаток привел к нарушению многих функций и сторон психики, определяющих ход развития личности ребенка, у которого сформировались только зачатки речи, мышление почти не продвинулось в своем развитии от наглядно-образного к словесно-абстрактному. Другие стороны психики в своем становлении у этого ребенка не испытывали того решающего воздействия со стороны речи и отвлеченного мышления, которое имеет место в норме. Это относится прежде всего к сфере восприятия, в том числе к дефектному слуху: он не стал в полной мере речевым слухом. В таком состоянии взаимодействие слухового анализатора с речедвигательным оказалось нарушенным. Это помешало нормальному становлению речевых механизмов, вторично привело к недоразвитию речевой деятельности и продолжает препятствовать дальнейшему формированию речи.

Частичное восприятие речи таким ребенком нередко создает у окружающих неправильное представление о том, что ребенок может полностью понимать речь, а то, что ребенок часто не понимает смысла сказанного, иногда расценивается как интеллектуальная недостаточность.

У ребенка речевое недоразвитие обусловлено неполноценным слухом, что ведет к изменению хода общего развития (нарушение слуха - общее нарушение познавательной деятельности - недоразвитие речи).

Речевое недоразвитие носит характер вторичного проявления, оно возникает и существует как функциональное на фоне аномального развития психики в целом. Это осложняет социальное взаимодействие слабослышащего ребенка.

Именно в сфере речевого общения слабослышащие оказываются в невыгодном по отношению к своим слышащим сверстникам положении. Затрудненность словесного общения является одной из главных причин аномального развития.

Бедность речевого запаса, искаженный характер речи ребенка, формирующейся в условиях нарушенного слухового восприятия, накладывают отпечаток на ход развития познавательной деятельности. Это, в свою очередь, оказывает обратное отрицательное влияние на все компоненты языка в процессе их функционирования в речевой деятельности.

При поступлении в школу слабослышащие дети часто обнаруживают следующие нарушения речи: 1) недостатки произношения; 2) ограниченный запас слов; 3) недостаточное усвоение звукового состава слова, которое выражается не только в неточностях произношения, но и в оши­бочном написании слов; 4) неточное понимание и неправильное употребление слов; 5) недостатки грамматического строя речи: а) неправильное построение предложения; б) неправильное согласование предложения; 6) ограниченное понимание устной речи; 7) ограниченное понимание читаемого текста.

К началу обучения в школе диапазон различий в уровне сформированной речи слабослышащих детей достаточно велик: от наличия зачатков речи (чрезвычайно бедный словарь, зачастую представленный обрывками слов, множественные проявления несформированности произносительной и грамматической сторон речи) до относительно сложившейся речи с отдельными лексико-семантическими, фонетическими и грамматическими недостатками.

Исследования речи слабослышащих позволили сделать вывод о том, что своеобразие их речи следует рассматривать не столько как недостаточность, сколько как процесс замедленного поступательного развития речи, подчиненного особым закономерностям.

Овладение языком в условиях специального обучения предполагает закономерное развитие речевого мышления слабослышащих детей, постепенный переход от свойственного им наглядного, конкретного отражения окружающей действительности к более обобщенному осознанию и воспроизведению на уровне усваиваемых языковых значений.

Заметить своеобразие развития речи на первых месяцах жизни глухого ребенка почти невозможно, и не только потому, что речи как таковой еще не существует, но и потому, что развитие ребенка соответствует норме. Ребенок издает рефлекторные звуки, гулит, живо реагирует на попавшие в поле зрения яркие предметы. Но при внимательном наблюдении можно заметить, что у ребенка часто отсутствует комплекс оживления, не появляется лепет, речевое подражание, ответная реакция на звук. Малыш не реагирует на тихие звуки и разговорную речь, не фиксирует внимания на предмете при произнесении слов, хотя может реагировать на громкие звуки, голоса (визг, гром, свист и т.д.).

Заметные отклонения в развитии речи начинают проявляться после года. У глухого ребенка почти не развиваются активная и пассивная речь (здесь имеет место степень тяжести дефекта). Однако потребность выражать свои мысли и желания не пропадает, и ребенок прибегает сначала к естественным мимическим жестам и знакам, а потом изображает и искусственные. Иногда, такие дети произносят аморфные звуки, отдельные слова или их эквиваленты. Они могут озвучивать производимые бытовые или игровые действия, имеющие громкий звук (гудит самолет, электронные приборы). В самом произношении глухих встречаются всевозможные дефекты; отсутствие замена, искажение, озвончение и оглушение, нарушение просодики. Глухой ребенок не умеет пользоваться резервным воздухом и членить произношение. Далеко отстают от нормы, как импрессивная так и экспрессивная речь.

В общении глухой ребенок может использовать 1-2 лепетных слова в соотношении мимикой жестами, но могут говорить и простыми словами, из одного двух слогов. Часто не понимают предлогов, не строят неологизмов. В речи присутствуют, как анропофонические так и фонологические дефекты, тяжесть которых зависит от степени дефекта.

Обычно к трем годам специально обучающийся ребенок все же научается говорить, хотя фразовая речь еще не сформирована и словарный запас имеет очень низкий уровень по отношению к норме. Его речь отличается значительными фонетическими недостатками. Глухой ребенок не различает на слух и смешивает в своей речи парные согласные звуки и звуки близкие по звучанию и акустически признакам. Затруднено так же восприятие безударных частей слова, что приводит к усеченной неотчетливой, недостаточной речи. А поскольку, имена прилагательные в большинстве безударны, они почти не усваиваются глухим ребенком. Так же особую сложность вызывает усвоение слов с отвлеченным значением и служебных слов, поэтому они опускаются детьми.

Часто глухой ребенок поступает в школу вообще не имея речи как таковой или незначительный запас простых слов и навыков речи.

Основной особенностью устной речи глухого ребенка является неправомерно широкое значение слова. Так, например, слово «дом» используется для названия беседки, крыльца, ворот, любого здания. Происходит смысловая замена одних слов другими.Часто дети неверно употребляют слова схожие по звуковому составу и акустическими признаками (молоко - молоток, крыша –крыса). Своеобразие развития речи глухого ребенка характеризуется также следующими особенностями: неправильным согласованием слов, неверным употреблением предлогов.Помимо этого, в грамматическом строе преобладают следующие ошибки: неправильное согласование слов («вечером я смотрелась кино»), неверное построение предложений.

На почве нарушений устной речи обычно возникают и нарушения письменной речи и ее грамматического строя. Это проявляется в форме различныхдисграфий и аграмматизма. При дисграфии буквенный состав слова искажается. Отдельные буквы пропускаются, заменяются, переставляются. Эти недостатки связаны не только с плохим слухом и фонематическим анализом, но и с нарушениями зрительных или двигательных ощущений и восприятия. Аграмматизмы же проявляются в нарушении грамматических связей слов в предложении – согласования, управления, примыкания. Отмечаются также трудности и в понимании письменной речи глухими детьми, на что указывает Н.Г. Морозова, Пончильская А.Ф. и другие авторы.

При этом, чем тяжелее структура дефекта, тем более ярче выражены все недостатки речи. С возрастом нарушения исправляются. В старших классах речь заметно улучшается.

Нарушение слухового восприятия компенсируется обострением зрительного. Зрительный анализатор глухого ребенка развиваясь становится ведущим, главным в познании окружающего мира.

Преобладающим видом памяти глухих детей является непроизвольная память, произвольная же требует больших усилий и времени в сравнении со слышащими сверстниками. При запоминании глухие школьники редко пользуются приемом мыслительного сравнения, стараясь запечатлить образ в целом, не уясняя своеобразные и индивидуальные черты каждого объекта.

И наконец, дефект слуха помимо своеобразия развития речи и психических процессов в целом, влечет за собой определенную специфику аномального развития личности, наблюдаемого в неблагоприятных условиях воспитания и неадекватности педагогической коррекции.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, делаем вывод, что дефект слуха нарушает развитие речи, вызывает своеобразные особенности развития психических процессов и изменяет личность ребенка в целом.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!