СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации реабилитационно-образовательного процесса в учреждении профессионального образования

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации реабилитационно-образовательного процесса в учреждении профессионального образования»

Особенности организации реабилитационно-образовательного процесса в учреждении профессионального образования Выход на индивидуальные образовательные траектории для лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации ФГОС ВПО

Особенности организации реабилитационно-образовательного процесса в учреждении профессионального образования

Выход на индивидуальные образовательные траектории для лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации ФГОС ВПО

Понятийный аппарат

  • инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
  • обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий ;
  • адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
  • дети-инвалиды - дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем, в отношении которых вынесено решение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности с выдачей соответствующего документа (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»)
  • индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление утраченных функций
  • ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»)

Рекомендации  по созданию условий для получения образования  детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами  в субъекте Российской Федерации  Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

КОМПЛЕКС

МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ

МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ

И НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ НА 2012 - 2015 ГОДЫ

I . Создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов

1. Мониторинг трудоустройства и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов и потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела (ежегодно, начиная с 2013 года до 1 апреля года следующего за отчетным периодом

2. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части установления полномочия Российской Федерации по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций ограничений жизнедеятельности

3. Разработка основных требований по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности

Подготовка методических рекомендаций по перечню  рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности  инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их  жизнедеятельности  Внесение в Правительство РФ проектов постановлений  Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета  бюджетам субъектов РФ на осуществлении мероприятий по содействию  трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные(оснащенные)  рабочие места на 2013 год, а также на 2014 - 2015 годы  Установление критериев  оценки эффективности  трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные  (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из  федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации  Реализация мероприятий по содействию трудоустройству  незанятых инвалидов на оборудованные(оснащенные) рабочие места с  учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных программ  реабилитации инвалидов
  • Подготовка методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности
  • Внесение в Правительство РФ проектов постановлений Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществлении мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные(оснащенные) рабочие места на 2013 год, а также на 2014 - 2015 годы
  • Установление критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
  • Реализация мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные(оснащенные) рабочие места с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных программ реабилитации инвалидов

II . Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов

8. Мониторинг наличия в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

9. Утверждение требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса

10. Утверждение перечня мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья

11. Реализация мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, профессионального, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий

12. Разработка рекомендаций по созданию специальных требований в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования для инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья

Внесение изменений в утвержденные федеральные  образовательные стандарты, а также при необходимости  организация разработки и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья  Разработка и внедрение специальных программ  профессионального образования, адаптированных для обучения  инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья Разработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не занятых трудовой деятельностью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей
  • Внесение изменений в утвержденные федеральные образовательные стандарты, а также при необходимости организация разработки и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
  • Разработка и внедрение специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья
  • Разработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не занятых трудовой деятельностью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей

Цель 4. Обеспечение соответствия качества подготовки и структуры программ профессионального образования потребностям российского общества и экономики Число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых университетов согласно одному из глобальных рейтингов: в 2013 году - 2 университета, в 2018 году - 8 университетов Удельный вес численности обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам высшего образования прикладного бакалавриата: В 2013 году - 0 %, в 2018 году -30%  Цель 5. Доступное образование для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов  Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих доступность обучения и проживания лиц с ограниченными возможностями здоровья, в общем их числе: В 2013 году - 8 %, в 2018 году -20%

Цель 4. Обеспечение соответствия качества подготовки и

структуры программ профессионального образования

потребностям российского общества и экономики

Число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых

университетов согласно одному из глобальных рейтингов:

в 2013 году - 2 университета, в 2018 году - 8 университетов

Удельный вес численности обучающихся по федеральным

государственным образовательным стандартам высшего образования

прикладного бакалавриата:

В 2013 году - 0 %, в 2018 году -30%

Цель 5. Доступное образование для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих

доступность обучения и проживания лиц с ограниченными

возможностями здоровья, в общем их числе:

В 2013 году - 8 %, в 2018 году -20%

О реабилитационно-образовательном процессе   Цель деятедбности учреждения профессионального образования в отношении лиц с ОВЗ – это прежде всего организация реабилитационно-образовательного процесса и непосредственно, качественная подготовка специалистов из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья.     психофизиологические характеристики компетенции Реабилитационно- образовательный процесс гражданин – право на образование; инвалид – право на реабилитационные услуги; студент – право на особые образовательные условия. работодатель

О реабилитационно-образовательном процессе Цель деятедбности учреждения профессионального образования в отношении лиц с ОВЗ – это прежде всего организация реабилитационно-образовательного процесса и непосредственно, качественная подготовка специалистов из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья.

психофизиологические

характеристики

компетенции

Реабилитационно-

образовательный

процесс

гражданин – право на образование;

инвалид – право на реабилитационные услуги;

студент – право на особые образовательные условия.

работодатель

Психофизиологические особенности  Студенты с нарушениями зрения : - проявление вторичных дефектов: Глухие и слабослышащие студенты :  нарушение восприятия  нарушение памяти  особенности мышления Студенты с хроническими общими заболеваниями : - Сниженная мотивация  пониженная способность к приему, переработке, хранению и использованию информации  на создание жизненных перспектив  на формирование уверенности в себе  периодические обострения хронических заболеваний Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата : несформированность  незрелость эмоционально- волевой сферы  быстро нарастающее утомление  сниженное восприятие учебного  словесно – логического мышления материала в целом трудности в понимании устной и  письменной речи низкий информационный и словарный запас заниженная мотивация к обучению, на перспективу Особенности периода адаптации первокурсников с ОВЗ : Сложности адаптации  к новому режиму занятий, к правилам проживания в общежитии, к самостоятельному планированию учебной деятельности и свободного времени

Психофизиологические особенности

Студенты с нарушениями зрения :

- проявление вторичных дефектов:

Глухие и слабослышащие студенты :

  • нарушение восприятия
  • нарушение памяти
  • особенности мышления

Студенты с хроническими общими заболеваниями :

- Сниженная мотивация

  • пониженная способность к приему,

переработке, хранению и использованию

информации

  • на создание жизненных перспектив
  • на формирование уверенности в себе
  • периодические обострения хронических заболеваний

Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата :

  • несформированность
  • незрелость эмоционально- волевой сферы
  • быстро нарастающее утомление
  • сниженное восприятие учебного

словесно – логического мышления

материала в целом

  • трудности в понимании устной и

письменной речи

  • низкий информационный и словарный запас
  • заниженная мотивация к обучению,

на перспективу

Особенности периода адаптации первокурсников с ОВЗ :

Сложности адаптации

  • к новому режиму занятий,
  • к правилам проживания в общежитии,
  • к самостоятельному планированию

учебной деятельности

и свободного времени

Данные индивидуальных программ реабилитации (ИПР)   Потребность студентов в мероприятиях социальной реабилитации ??? ??? ??? Страница 1 ??? ??? Страница 1 ??? Страница 1 ??? Страница 1 Страница 1 ??? ??? Страница 1 ??? Страница 1 Страница 1 Страница 1 Страница 1  Таким образом для успешной реализации образовательных программ, необходимы особые образовательные условия и комплексное сопровождение студентов-инвалидов

Данные индивидуальных программ реабилитации (ИПР)

Потребность студентов в мероприятиях социальной реабилитации

???

???

???

Страница 1

???

???

Страница 1

???

Страница 1

???

Страница 1

Страница 1

???

???

Страница 1

???

Страница 1

Страница 1

Страница 1

Страница 1

Таким образом для успешной реализации образовательных программ, необходимы особые образовательные условия и комплексное сопровождение студентов-инвалидов

Системный подход к реабилитационно-образовательному процессу. Что делать? Как обучать? Региональные условия подготовки учащихся -инвалидов Реабилитационно-образовательная среда. Современные инновационные методики и технологии обучения. Конференции, семинары. Комплексная реабилитационно- образовательная система (КРОС). Модель организации профессионального обучения ЛОВ Подсистема непрерывной реабилитации и обучения. Олимпиады. Организация реабилитационно-образовательного и воспитательного процесса (РОВП) Подсистема внутренней комплексной реабилитации

Системный подход к реабилитационно-образовательному процессу.

Что делать?

Как обучать?

Региональные условия подготовки учащихся

-инвалидов

Реабилитационно-образовательная среда.

Современные инновационные методики и технологии обучения. Конференции, семинары.

Комплексная реабилитационно- образовательная система (КРОС).

Модель организации профессионального обучения ЛОВ

Подсистема непрерывной реабилитации и обучения. Олимпиады.

Организация реабилитационно-образовательного и воспитательного процесса (РОВП)

Подсистема внутренней комплексной реабилитации

Внешние условия Отдельное специализированное учреждение Проф. подготовка внутри типового учреждения профессионального образования Организация и управление профессиональной подготовки

Внешние условия

Отдельное специализированное учреждение

Проф. подготовка внутри типового учреждения профессионального образования

Организация и управление профессиональной подготовки

Внутренние условия Формы организации реабилитационно- образовательным процессом Организация и управление реабилитационно-образовательным процессом   отдельное;  интегрированное /смешанное/;  инклюзивное

Внутренние условия

Формы организации реабилитационно- образовательным процессом

Организация и управление реабилитационно-образовательным процессом

  • отдельное;
  • интегрированное /смешанное/;
  • инклюзивное

Несколько входных тезисов: В полной мере система ПО не приспособлена к возможностям инвалидов с ОВЗ (с нарушением слуха); Нормативно особенности профессионального обучения инвалидов практически не решены; Вводимые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения не адаптированы к особенностям обучающихся из числа инвалидов (по слуху) Необходимо!!! Адаптация (через проектирование) ОП. Требуется научно-методический подход к организации системы ПО для  лиц с особыми образовательными потребностями; Требуется учет психофизиологических особенностей обучающихся ЛОВЗ; Необходима разработка образовательной программы в соответствии с ФГОС в рамках компетентностной модели; Требуется определение способов организации реабилитационно-образовательного процесса. Переход на индивидуальный «маршрут»

Несколько входных тезисов:

  • В полной мере система ПО не приспособлена к возможностям инвалидов с ОВЗ (с нарушением слуха);
  • Нормативно особенности профессионального обучения инвалидов практически не решены;
  • Вводимые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения не адаптированы к особенностям обучающихся из числа инвалидов (по слуху)

Необходимо!!! Адаптация (через проектирование) ОП.

  • Требуется научно-методический подход к организации системы ПО для лиц с особыми образовательными потребностями;
  • Требуется учет психофизиологических особенностей обучающихся ЛОВЗ;
  • Необходима разработка образовательной программы в соответствии с ФГОС в рамках компетентностной модели;
  • Требуется определение способов организации реабилитационно-образовательного процесса. Переход на индивидуальный «маршрут»

Основная задача - предоставление студенту необходимых образовательных условий и услуг, чтобы на выходе иметь конкурентно-способный результат .

Виды реабилитационного сопровождения

1. Психолого-педагогическое сопровождение:

- комплексное психолого-педагогическое обследование первокурсников;

- цикл коррекционных (реабилитационных) дисциплин;

- комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий, по совершенствованию познавательных процессов, психологических тренингов;

- система работы реаколлектива по сопровождению студентов, мониторинг сопровождения на разных этапах реаколлектива;

- тьюторское сопровождение студентов, имеющих трудности в обучении.

2. Оздоровительно-реабилитационное сопровождение:

  • медицинская помощь;
  • восстановительная терапия;
  • профилактические мероприятия;
  • ЛФК;
  • консультирование узких специалистов;
  • реализация мероприятий ИПР.

3. Социально-реабилитационное сопровождение:

  • социально-психологическая реабилитация;
  • социально-бытовая адаптация;
  • социально-трудовая адаптация;
  • правовое консультирование;
  • социальное восприятие;
  • социально-средовая реабилитация.

4. Социокультурная реабилитация:

  • культурно-досуговая деятельность;
  • культурно-эстетическое восприятие;
  • творческая деятельность.

Образовательная система (УЗ)

Пвх

Пвых

ИП

«норма»

КВ

t

Пвх – интеллектуальные, психофизические, умственные, мотивационные, профориентационные характеристики на входе;

Пвых – выходные характеристики, результат подготовки выпускника (компетенции, умение, навыки, знания, социальная коммуникация и т.п.);

ИП – интеллектуальный потенциал;

КВ – корректирующие воздействия.

Способ достижения главных целевых установок заключается в реализации ФГОС ВПО третьего поколения, через формирование общекультурных и профессиональных компетенций с помощью реабилитационных мероприятий (воздействий) Учеба + Сопровождение К О М П Е Т Е Н Ц И И КР.00 Реабилитационные мероприятия в учебное время ПФХ ИПР  Методики и технологии, применяемые при обучении Освоение образовательных программ Реабилитационные мероприятия во вне учебное время  Программа реабилитации ПФХ – психофизические характеристики ИПР - индивидуальная программа реабилитации КР.00 - коррекционно-реабилитационный цикл  17

Способ достижения главных целевых установок заключается в реализации ФГОС ВПО третьего поколения, через формирование общекультурных и профессиональных компетенций с помощью реабилитационных мероприятий (воздействий)

Учеба + Сопровождение

К

О

М

П

Е

Т

Е

Н

Ц

И

И

КР.00

Реабилитационные мероприятия в учебное время

ПФХ

ИПР

Методики и технологии, применяемые при обучении

Освоение образовательных программ

Реабилитационные мероприятия во вне учебное время

Программа реабилитации

ПФХ – психофизические характеристики

ИПР - индивидуальная программа реабилитации

КР.00 - коррекционно-реабилитационный цикл

17

Базовая часть циклов дисциплин ФГОС  Вариативная часть циклов дисциплин ФГОС  Коррекционно-реабилитационный цикл дисциплин  Комплексная реабилитация (включая социокультурную среду вуза)  Компетенции Общая схема достижения компетенций с помощью дополнительного реабилитационного сопровождения 17 18

Базовая часть циклов дисциплин ФГОС

Вариативная часть циклов дисциплин ФГОС

Коррекционно-реабилитационный цикл дисциплин

Комплексная реабилитация (включая социокультурную среду вуза)

Компетенции

Общая схема достижения компетенций с помощью дополнительного реабилитационного сопровождения

17

18

Медико – психолого – педагогическое сопровождение на всех этапах обучения социальное обеспечение; воспитательная деятельность; развитие творческих способностей; медицинское сопровождение; формирование реабилитационного коллектива; групповое и индивидуальное консультирование психолога; реабилитация дефектолога; сурдоперевод, использование шрифта Брайля ; тьюторская помощь; поддержка студенческого самоуправления 18 18

Медико – психолого – педагогическое сопровождение на всех этапах обучения

социальное обеспечение;

воспитательная деятельность;

развитие творческих способностей;

медицинское сопровождение;

формирование реабилитационного коллектива;

групповое и индивидуальное консультирование психолога;

реабилитация дефектолога;

сурдоперевод, использование шрифта Брайля ;

тьюторская помощь;

поддержка студенческого самоуправления

18

18

18

18

Наименование учреждения

Основная направленность методической деятельности в рамках работы площадки

КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I - II вида»

Территория охвата методическим сопровождением

Специфика образования детей с нарушениями слуха

КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV вида»

Специфика образования детей с нарушениями зрения

КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 V вида»

Алтайский край

КГБС(К)ОУ «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»

Специфика образования детей с нарушениями речи

Алтайский край

Специфика образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Алтайский край

КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 VIII вида»

Алтайский край

Специфика образования детей с нарушениями интеллектуального развития

КГБС(К)ОУ «Рубцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»

Специфика образования детей с нарушениями интеллектуального развития

Барнаульский, Заринский, Каменский, Алейский образовательные округа

КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»

Рубцовский, Славгородский образовательные округа

Специфика образования детей с нарушениями интеллектуального развития

Бийский образовательный округ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!