Особенности организации реабилитационно-образовательного процесса в учреждении профессионального образования
Выход на индивидуальные образовательные траектории для лиц с ограниченными возможностями здоровья как средство реализации ФГОС ВПО
Понятийный аппарат
- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;
- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья – физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий ;
- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц;
- дети-инвалиды - дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем, в отношении которых вынесено решение федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы об установлении инвалидности с выдачей соответствующего документа (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом»)
- индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный учреждениями медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление утраченных функций
- ИПР инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. (ФЗ от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»)
Рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.
КОМПЛЕКС
МЕР, НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ИНВАЛИДОВ
И НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ НА 2012 - 2015 ГОДЫ
I . Создание условий для расширения возможностей трудоустройства инвалидов
1. Мониторинг трудоустройства и закрепляемости на оборудованных (оснащенных) рабочих местах инвалидов и потребности незанятых инвалидов трудоспособного возраста в трудоустройстве, открытии собственного дела (ежегодно, начиная с 2013 года до 1 апреля года следующего за отчетным периодом
2. Внесение в Правительство Российской Федерации проекта федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в части установления полномочия Российской Федерации по определению основных требований к оборудованию (оснащению) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций ограничений жизнедеятельности
3. Разработка основных требований по оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений жизнедеятельности
- Подготовка методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности
- Внесение в Правительство РФ проектов постановлений Правительства РФ о предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на осуществлении мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные(оснащенные) рабочие места на 2013 год, а также на 2014 - 2015 годы
- Установление критериев оценки эффективности трудоустройства незанятых инвалидов, в том числе на оборудованные (оснащенные) рабочие места за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации
- Реализация мероприятий по содействию трудоустройству незанятых инвалидов на оборудованные(оснащенные) рабочие места с учетом индивидуальных возможностей и индивидуальных программ реабилитации инвалидов
II . Обеспечение доступности профессионального образования для инвалидов
8. Мониторинг наличия в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
9. Утверждение требований к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса
10. Утверждение перечня мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
11. Реализация мероприятий по созданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, профессионального, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий
12. Разработка рекомендаций по созданию специальных требований в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования для инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья
- Внесение изменений в утвержденные федеральные образовательные стандарты, а также при необходимости организация разработки и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального образования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Разработка и внедрение специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц ограниченными возможностями здоровья
- Разработка и внедрение современного научно-методического обеспечения профориентации детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, а также инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, не занятых трудовой деятельностью с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей
Цель 4. Обеспечение соответствия качества подготовки и
структуры программ профессионального образования
потребностям российского общества и экономики
Число российских университетов, входящих в топ-200 ведущих мировых
университетов согласно одному из глобальных рейтингов:
в 2013 году - 2 университета, в 2018 году - 8 университетов
Удельный вес численности обучающихся по федеральным
государственным образовательным стандартам высшего образования
прикладного бакалавриата:
В 2013 году - 0 %, в 2018 году -30%
Цель 5. Доступное образование для детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
Удельный вес числа образовательных организаций среднего профессионального и высшего образования, обеспечивающих
доступность обучения и проживания лиц с ограниченными
возможностями здоровья, в общем их числе:
В 2013 году - 8 %, в 2018 году -20%
О реабилитационно-образовательном процессе Цель деятедбности учреждения профессионального образования в отношении лиц с ОВЗ – это прежде всего организация реабилитационно-образовательного процесса и непосредственно, качественная подготовка специалистов из числа граждан с ограниченными возможностями здоровья.
психофизиологические
характеристики
компетенции
Реабилитационно-
образовательный
процесс
гражданин – право на образование;
инвалид – право на реабилитационные услуги;
студент – право на особые образовательные условия.
работодатель
Психофизиологические особенности
Студенты с нарушениями зрения :
- проявление вторичных дефектов:
Глухие и слабослышащие студенты :
- нарушение восприятия
- нарушение памяти
- особенности мышления
Студенты с хроническими общими заболеваниями :
- Сниженная мотивация
- пониженная способность к приему,
переработке, хранению и использованию
информации
- на создание жизненных перспектив
- на формирование уверенности в себе
- периодические обострения хронических заболеваний
Студенты с нарушениями опорно-двигательного аппарата :
- незрелость эмоционально- волевой сферы
- быстро нарастающее утомление
- сниженное восприятие учебного
словесно – логического мышления
материала в целом
- трудности в понимании устной и
письменной речи
- низкий информационный и словарный запас
- заниженная мотивация к обучению,
на перспективу
Особенности периода адаптации первокурсников с ОВЗ :
Сложности адаптации
- к новому режиму занятий,
- к правилам проживания в общежитии,
- к самостоятельному планированию
учебной деятельности
и свободного времени
Данные индивидуальных программ реабилитации (ИПР)
Потребность студентов в мероприятиях социальной реабилитации
???
???
???
Страница 1
???
???
Страница 1
???
Страница 1
???
Страница 1
Страница 1
???
???
Страница 1
???
Страница 1
Страница 1
Страница 1
Страница 1
Таким образом для успешной реализации образовательных программ, необходимы особые образовательные условия и комплексное сопровождение студентов-инвалидов
Системный подход к реабилитационно-образовательному процессу.
Что делать?
Как обучать?
Региональные условия подготовки учащихся
-инвалидов
Реабилитационно-образовательная среда.
Современные инновационные методики и технологии обучения. Конференции, семинары.
Комплексная реабилитационно- образовательная система (КРОС).
Модель организации профессионального обучения ЛОВ
Подсистема непрерывной реабилитации и обучения. Олимпиады.
Организация реабилитационно-образовательного и воспитательного процесса (РОВП)
Подсистема внутренней комплексной реабилитации
Внешние условия
Отдельное специализированное учреждение
Проф. подготовка внутри типового учреждения профессионального образования
Организация и управление профессиональной подготовки
Внутренние условия
Формы организации реабилитационно- образовательным процессом
Организация и управление реабилитационно-образовательным процессом
- отдельное;
- интегрированное /смешанное/;
- инклюзивное
Несколько входных тезисов:
- В полной мере система ПО не приспособлена к возможностям инвалидов с ОВЗ (с нарушением слуха);
- Нормативно особенности профессионального обучения инвалидов практически не решены;
- Вводимые в действие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) третьего поколения не адаптированы к особенностям обучающихся из числа инвалидов (по слуху)
Необходимо!!! Адаптация (через проектирование) ОП.
- Требуется научно-методический подход к организации системы ПО для лиц с особыми образовательными потребностями;
- Требуется учет психофизиологических особенностей обучающихся ЛОВЗ;
- Необходима разработка образовательной программы в соответствии с ФГОС в рамках компетентностной модели;
- Требуется определение способов организации реабилитационно-образовательного процесса. Переход на индивидуальный «маршрут»
Основная задача - предоставление студенту необходимых образовательных условий и услуг, чтобы на выходе иметь конкурентно-способный результат .
Виды реабилитационного сопровождения
1. Психолого-педагогическое сопровождение:
- комплексное психолого-педагогическое обследование первокурсников;
- цикл коррекционных (реабилитационных) дисциплин;
- комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий, по совершенствованию познавательных процессов, психологических тренингов;
- система работы реаколлектива по сопровождению студентов, мониторинг сопровождения на разных этапах реаколлектива;
- тьюторское сопровождение студентов, имеющих трудности в обучении.
2. Оздоровительно-реабилитационное сопровождение:
- медицинская помощь;
- восстановительная терапия;
- профилактические мероприятия;
- ЛФК;
- консультирование узких специалистов;
- реализация мероприятий ИПР.
3. Социально-реабилитационное сопровождение:
- социально-психологическая реабилитация;
- социально-бытовая адаптация;
- социально-трудовая адаптация;
- правовое консультирование;
- социальное восприятие;
- социально-средовая реабилитация.
4. Социокультурная реабилитация:
- культурно-досуговая деятельность;
- культурно-эстетическое восприятие;
- творческая деятельность.
Образовательная система (УЗ)
Пвх
Пвых
ИП
«норма»
КВ
t
Пвх – интеллектуальные, психофизические, умственные, мотивационные, профориентационные характеристики на входе;
Пвых – выходные характеристики, результат подготовки выпускника (компетенции, умение, навыки, знания, социальная коммуникация и т.п.);
ИП – интеллектуальный потенциал;
КВ – корректирующие воздействия.
Способ достижения главных целевых установок заключается в реализации ФГОС ВПО третьего поколения, через формирование общекультурных и профессиональных компетенций с помощью реабилитационных мероприятий (воздействий)
Учеба + Сопровождение
К
О
М
П
Е
Т
Е
Н
Ц
И
И
КР.00
Реабилитационные мероприятия в учебное время
ПФХ
ИПР
Методики и технологии, применяемые при обучении
Освоение образовательных программ
Реабилитационные мероприятия во вне учебное время
Программа реабилитации
ПФХ – психофизические характеристики
ИПР - индивидуальная программа реабилитации
КР.00 - коррекционно-реабилитационный цикл
17
Базовая часть циклов дисциплин ФГОС
Вариативная часть циклов дисциплин ФГОС
Коррекционно-реабилитационный цикл дисциплин
Комплексная реабилитация (включая социокультурную среду вуза)
Компетенции
Общая схема достижения компетенций с помощью дополнительного реабилитационного сопровождения
17
18
Медико – психолого – педагогическое сопровождение на всех этапах обучения
социальное обеспечение;
воспитательная деятельность;
развитие творческих способностей;
медицинское сопровождение;
формирование реабилитационного коллектива;
групповое и индивидуальное консультирование психолога;
реабилитация дефектолога;
сурдоперевод, использование шрифта Брайля ;
тьюторская помощь;
поддержка студенческого самоуправления
18
18
18
Наименование учреждения
Основная направленность методической деятельности в рамках работы площадки
КГКС(К)ОУ «Алтайская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа I - II вида»
Территория охвата методическим сопровождением
Специфика образования детей с нарушениями слуха
КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат III - IV вида»
Специфика образования детей с нарушениями зрения
КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 V вида»
Алтайский край
КГБС(К)ОУ «Барнаульская краевая специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VI вида»
Специфика образования детей с нарушениями речи
Алтайский край
Специфика образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата
Алтайский край
КГБС(К)ОУ «Барнаульская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5 VIII вида»
Алтайский край
Специфика образования детей с нарушениями интеллектуального развития
КГБС(К)ОУ «Рубцовская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 1 VIII вида»
Специфика образования детей с нарушениями интеллектуального развития
Барнаульский, Заринский, Каменский, Алейский образовательные округа
КГБС(К)ОУ «Бийская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 2 VIII вида»
Рубцовский, Славгородский образовательные округа
Специфика образования детей с нарушениями интеллектуального развития
Бийский образовательный округ