СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Особенности организации учебного процесса по физическому воспитанию с обучающимися, имеющих отклонения в состоянии здоровья

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ: Организация учебного процесса с учащимися, имеющих отклонения в состоянии здоровья.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:Особенности организации учебного процесса по физическому воспитанию с обучающимися, имеющих отклонения в состоянии здоровья»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ГАПОУ МО «ЕГОРЬЕВСКИЙ ТЕХНИКУМ»















МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Особенности организации учебного процесса по физическому воспитанию с обучающимися, имеющих отклонения в состоянии здоровья













Преподаватель физкультуры: Хаснаш П.П.













Егорьевск 2018









Содержание.

I Введение .

II.Формы организации учебных занятий.

III. Самостоятельные занятия обучающихся.

IV. Средства и методы физической культуры.

V .Заключение.









































I Введение

Одним из ведущих механизмов, формирующих характерные особенности организма при отклонениях в состоянии здоровья, является сниженная двигательная активность. Она может быть с одной стороны, - следствие отклонений в состояние здоровья, с другой – фактор, поддерживающий болезненное состояние. Малая двигательная активность ослабляет все функции организма, что является причиной для развития большинства заболеваний, особенно при растущем организме. Это приводит к отставанию в физическом развитии всех органов и систем организма. Состояние организма , препятствующее широкой двигательной активности, оказывает отрицательный психологический эффект. Подросток с ослабленной физической подготовкой ограничивается в одной из главных форм общения между людьми и сфер воспитания – физической культуре.

Физическое воспитание ослабленных и больных обучающихся (на основе совместных наблюдений врача и педагога) позволяет наметить определенную тактику в постановке конкретных задач, решение которых обеспечивает достижение целей, стоящих перед специальной и подготовительной группами:

- выработать активное отношение обучающихся к определению к своей физической ослабленности, вызвать интерес к физическому движению в своем коллективе;

- сформулировать устойчивую систему привычек к систематическим занятиям оздоровительной и развивающей физической культурой, привить прочные гигиенические навыки, выработать отрицательное отношение к имеющимся вредным привычкам и обеспечить их преодоление;

- обеспечить знаниями о причинах заболеваний и отставание в развитии, о путях преодоления отставания, об оздоровительных средствах, компенсирующие недостатки организма;

- использовать в работе наиболее рациональные, отвечающие состоянию здоровья уровня физического развития, средства и методы физического воспитания, постоянно наблюдать и давать оценку изменений функционального состояния организма;

- обеспечить необходимый уровень двигательной активности как по продолжительности, так и по интенсивности, использую последовательную систему общеоздоровительных и специально-развивающих физических упражнений. ;

- оберегать организм от перегрузок, проводить профилактику перенапряжений и травм, соблюдать медицинские предписания, соблюдать рациональную организацию труда и отдыха и восстановлению организма.

Ведущим оздоровительных и стимулирующим средством является физические упражнения, которые способствуют повышению функционального состояния организма, создают специальный направленных эффект самого различного содержания.





В работе с ослабленными и больными обучающимися целесообразно использовать следующие типы упражнений:

- общеоздоровительные. Оказывают общий неспецифический эффект и применяются при любом заболевании.

- специально-оздоровительные (лечебные). Оказывают действие на конкретное звено болезненного процесса.

- общеразвивающие. Оказывают развивающий эффект на все функции организма, стимулируют физическое развитие, создают базу для развития основных физических качеств.

- специально-развивающие. Развивают отдельные физические качества (сила, выносливость, гибкость, скорость, и др.), вызывая в организме специфические изменения. Они являются основным элементом содержания урока физкультуры.



II Формы организации учебных занятий.

Физическое воспитание обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, проводятся на протяжении всего периода обучения и осуществляется в следующих формах:

- учебные занятия по учебному расписанию;

- самостоятельные занятия обучающихся;

- физические упражнения в режиме учебного дня;

- массовые оздоровительные, физкультурные мероприятия, проводимые в свободное от учебных занятий время, в летние и зимние каникулы, в оздоровительно-спортивных лагерях, в походах, и др.

Основной формой организации учебного процесса по физическому воспитанию является урок, процессе которого решаются оздоровительные , образовательные и воспитательные задачи. Он должен быть методически грамотно построен, быть продолжением предыдущего, предусматривать задачи и содержание следующего занятия.

На занятиях в специальных медицинских группах общая схема построения занятий (три части урока: подготовительная, основная, заключительная). Задачей подготовительной части урока является подготовка организма к выполнению основной работы, ее длительность и интенсивность не должны переходить границы функциональных возможностей. В подготовительной части урока помимо организационных вопросов решаются задачи активизации всех систем и органов для получения согласованной деятельности вегетативных функций и двигательного аппарата. На подготовительную часть урока может приходится от 30% до 50% времени урока. Обычно подготовительная часть является самой насыщенной по плотности. Для сохранения мышечной нагрузки и не допустить утомления используется принцип «рассеянной» нагрузки, т.е. применяются упражнения, чередующие нагрузку на различные группы мышц. И чем слабее подготовлены учащиеся, тем разнообразнее должны быть упражнения и приемы их проведения. Большое значение имеет применение методических приемов для активизации ослабленных обучающихся. Для этого важно не подчеркивать отставание их в физической подготовленности. Не следует организовывать единоборства, предоставить возможность выполнение упражнений в облегченных условиях.

Основная часть урока предусматривает изучение нового , повторение и закрепление пройденного материала. Она решает главную задачу: воспитание у учащихся основных физических качеств, развитие и совершенствование двигательных умений и навыков в соответствии с их физическим состоянием. Новые упражнения и упражнения, требующие точности выполнения, легче усваиваются в начале, упражнения с напряжением должны чередоваться с упражнениями на расслабление и дыхание. Игры и упражнения соревновательного характера, повышающие эмоциональную нагрузку, лучше проводить в конце основной части урока.

Задача заключительной части – привести организм в относительно спокойное состояние, снять нервное возбуждение, восстановить дыхание, ЧСС. По окончании занятия учащиеся не должны чувствовать себя уставшими, должно быть желание продолжить заниматься. В конце урока проанализировав успехи и неудачи каждого обучающегося обязательно задать на дом упражнения, которые помогут слабым учащимся в выполнении заданий следующего занятия.

На дополнительных уроках ставится ряд задач, которые позволят эффективно организовать весь процесс физической подготовки.

а) организация коллектива. Необходима кропотливая работа для создания благоприятного психологического климата и объединения учащихся общей целью, т.к. выделенные по признаку отставания в физическом развитии группа бывает разнородной по отношению к занятиям физической культурой, интересами, привычками и т.д.

б) составление индивидуальных планов. В плане определяются на основе индивидуальной оценки состояния здоровья и физического развития в первую очередь примерные сроки восстановления здоровья и достижения полного уровня физической подготовленности намечаются главные средства, необходимые для оздоровления и стимулирования физического развития, определяются контрольные этапы развития и нормативы.

в) стимулирование развития отстающих физических качеств. На дополнительных уроках учащиеся часто повторяют упражнения, которые использовались на общем уроке, в том числе на профессионально - прикладных. Но если сохраняются признаки утомления, целесообразно использовать средства, снимающие неблагоприятные последствия утомления. При повторении важно обратить внимание на правильность выполнения, чтобы обеспечить необходимый развивающий эффект. Следует также включить упражнения, стимулирующие развитие отстающих физических качеств.



г) поддержание оздоровительного эффекта занятий. К упражнениям общеоздоровительного характера относятся динамические циклические упражнения с малой и умеренной физиологической реакцией, упражнения на формирования правильной осанки и рационального дыхания.

д) формирование гигиенических навыков. Необходимо проводить специальные занятия по привитию гигиенических навыков, оценку одежды для занятий физкультурой, организацию водных процедур и форм закаливания организма, необходимость поддержания гигиенических норм и условий в помещении, где проходят занятия.



III Самостоятельные занятия обучающихся.

Для обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья, привитие навыков самостоятельных занятий имеет первостепенное значение. С помощью этих занятий можно восполнить дефицит двигательной активности, помочь юношам и девушкам в более короткие сроки овладеть необходимыми практическими навыками.

Содержание самостоятельных занятий, их объем и интенсивность должны планироваться и контролироваться. При этом следует учитывать не только уровень подготовленности и возможности организма, но и условия и время проведения занятий, напряженности учебного дня. Привитие к самостоятельным занятиям рекомендуется начинать с утренней гигиенической гимнастики. Занятия ею не требуют специальных приготовлений. При устойчивом интересе к этим занятиям обучающимся можно рекомендовать самостоятельно составить комплекс упражнений, объяснив, каких правил необходимо придерживаться. Объяснить последовательность выполнения от простого к сложному и показать на примере воздействие тех или иных упражнений на определенную группу мышц.

Для развития отдельных мышечных групп, увеличения подвижности в суставах и позвоночнике в комплексе включаются упражнения направленного действия. Начинать и заканчивать комплекс надо упражнениями на дыхание, объяснив необходимость постепенного вхождения в работу и постепенного снижения нагрузки. Дополнительного внимания преподавателя требуют те учащиеся, которые самостоятельно, в домашних условиях занимаются силовыми физическими упражнениями, используя штангу, гири, гантели.

Популярностью у юношей пользуется атлетическая гимнастика. Она привлекает их внимание гармоничностью развития мышц, формированием правильной осанки и др. Данной группе учащихся следует объяснить, что только после предварительной физической подготовки основных систем организма можно постепенно включать силовые упражнения и занятия. Особое место в самостоятельных занятиях среди молодежи занимает бег, привлекающий своей естественностью движения и доступностью, особенно лицам, имеющим значительные отклонения в состоянии здоровья. Беговые упражнения обычно планируются с учетом реакции сердечно – сосудистой и дыхательной систем на одномоментную пробу-нагрузку (например тест Купера). Обязательное правило при определении объема и интенсивности беговой нагрузки – постепенность их увеличения. Дозированный бег можно рекомендовать всем обучающимся. Приобщая к самостоятельным занятиям следует учитывать интересы молодых людей и направлять умело на решение основных задач – развитие физических качеств, укрепление и оздоровление организма. Самостоятельные занятия также должны быть направлены на устранение отклонений в состоянии здоровья, компенсацию утраченных в результате того или иного заболевания функций.

Например учащимся с нарушением осанки, плоскостопием можно рекомендовать комплекс коррегирующей гимнастики. При плохой подвижности суставов включаются упражнения, восстанавливающие нормальную амплитуду движений в суставах. Предупреждению простудных заболеваний, профилактике осложнений при вирусных и инфекционных заболеваниях способствует систематическое закаливание организма природными факторами в сочетании с физическими упражнениями. При этом необходимо придерживаться определенных правил. Это постепенное удлинение времени процедуры и такое же постепенное снижение или повышение температуры. Самым распространенным является закаливание водой, которое возможно в любое время года. Начинать закаливание нужно теплой водой, каждые два дня, снижая ее температуру. Самой низкой температурой может быть 8-10˚C . Закаливание начинают с обтираний, затем переходят последовательно к частичному обливанию, душу, купанию. Чем прохладнее вода, тем интенсивнее должно быть растирание тела и выполнение физических упражнений. Самой приятной формой закаливания водой являются морские и речные купания. Хорошим закаливающим средством являются обмывания ног холодной водой перед сном, сон с открытой круглый год форточкой и др.

Особую осторожность надо соблюдать при закаливании солнечными лучами, т.к. злоупотребление этим видом закаливания приводит к головной боли, головокружению, сердцебиению, ухудшается работоспособность, аппетит, сон. Начинать такое закаливание следует с пребывание на солнце 5 – 10 мин., постепенно прибавляя время пребывания и чередуя обязательно с отдыхом в тени. Солнечные ванны противопоказаны при болезнях сердца, почек, гипертонической болезни и , конечно, закаливание солнечными ваннами следует проводить после консультации с врачом.

Помимо самостоятельных занятий в домашних условиях учащиеся, имеющиеся ограничение возможности здоровья могут принимать участие в оздоровительных массовых мероприятиях, исключая упражнения и виды спорта, которые им противопоказаны.













IV Средства и методы физической культуры.

При работе с обучающимися, имеющих различные ограничения в состоянии здоровья, используются различные средства и методы общего и избирательного воздействия на организм, обеспечивающих разностороннее развитие всех физических качеств.

Базовым физическим качеством, обеспечивающее развитие всех остальных, является общая выносливость. Основное условие – выполнение длительной работы, объем и интенсивность которой должны способствовать устойчивому повышению уровня аэробных возможностей организма. Мышечные нагрузки при такой работе соответствуют ЧСС от 130 до 160 уд/мин. и являются самыми эффективными для повышения резервных возможностей сердечно – сосудистой и дыхательной систем.

Наиболее распространенными средствами развивающие выносливость являются бег, плавание, ходьба на лыжах, езда на велосипеде. В начале занятий, как правило, используются различные чередования бега с ходьбой. Объем и интенсивность нагрузки устанавливается индивидуально, учитывая возможные реакции организма. По мере тренированности включается переменный бег в сочетании со специальными упражнениями. После достижения заданной ЧСС нагрузку следует снизить за счет перехода с бега на ходьбу пока ЧСС не снизится до 90 уд/мин.

Использую на занятиях плавание, можно обеспечить дальнейшее повышение уровня общей выносливости. Плавание требует четкого дифференцированного подхода в определении объема нагрузки. С этой целью применяется пробная нагрузка, которая оценивается по реакции сердечно – сосудистой системы организма. Длина дистанции 25-50 м. Учащиеся не умеющие плавать оцениваются по общепринятой методике, исключая для некоторых упражнения с задержкой дыхания в воде. Объем плавательной нагрузки определяется индивидуально, учитывая характер отклонений в состоянии здоровья. С ростом тренированности увеличивается время непрерывного плавания.

Хороший показатель у юношей 600-700 м, у девушек 300-400 м. Циклический режим двигательной деятельности в ходьбе на лыжах способствует высокой моторной плотности занятий, что позволяет поддерживать достигнутый уровень выносливости и обеспечивать ее дальнейшее повышение. На первых занятиях время ходьбы на лыжах ограничивается до 50% , остальное время отводится для изучения техники передвижения и общеразвивающим упражнениям. В последующем время непрерывного передвижения на лыжах постепенно увеличивается до 80%.

Воспитание силовых качеств у учащихся имеющих отклонения в состоянии здоровья, осуществляется в местной взаимосвязи с развитием других качеств :выносливости, ловкости, быстроты, гибкости. Основным средством силовой подготовки являются упражнения с различного рода отягощениями: с набивными мячами, амортизаторами, тренажерными устройствами. Упражнения с набивными мячами весом от 1 до 3 кг чаще всего выполняются с партнером. Значительное место отводится на занятиях различным прыжковым упражнениям, которые следует выполнять сериями по 2-3 минуты а в паузах упражнения на расслабление и дыхание.

Занятия физическими упражнениями направлены также на воспитание ловкости. Изменение исходных положений, скорости и темпа движений, даже в обычных общеразвивающих упражнениях способствует развитию этого качества, а также совершенствуется в упражнениях на внимание, равновесие, гибкость и координацию, преодолению препятствий. Для воспитания гибкости используется общеразвивающие упражнения: пружинящие наклоны вперед и назад, в стороны, махи ногами и руками, вращение туловища и рук, висы на гимнастической стенке, перекладина, упражнения с гимнастической палкой, с помощью партнера др. Для поддержания достигнутого уровня гибкости необходимо выполнять упражнения развивающие подвижность в суставах.

Воспитание быстроты у учащихся рекомендуется начинать на быстроту двигательной реакции. Применяются упражнения с изменением темпа и характера движения по сигналу, по команде, по взмаху флажка. Например, по сигналу во время бега или ходьбы остановиться, присесть, подпрыгнуть, повернуться кругом; ведение баскетбольного мяч; эффективны подвижные и спортивные игры. Для развития реакции на движущийся предмет выполняются броски и ловля мяча на месте и в движении, упражнения с несколькими мячами и партнером, эстафеты. На последующих занятиях применяются упражнения: бег на месте, с высоким подниманием бедра, прыжки попеременно на левой и правой ноге, многоскоки, прыжки вверх с доставанием предметов, челночный бег, упражнения со скакалкой и др.

Повышение уровня функциональных возможностей организма в значительной степени зависит от осанки. Ее дефекты влияют на положение и функционирования внутренних органов, и в первую очередь сердца и легких. Исправление возможно лишь при соблюдении всех правил рекомендованного режима труда и отдыха и систематических занятиях физическими упражнениями, которые прежде всего должны способствовать созданию такого мышечного корсета, служившим бы надежной защитой от возможных искривлений позвоночника. Для этой цели применяются: ОРУ, укрепляющие мышцы спины, брюшного пресса, плечевого пояса, бег, плавание, ходьба на лыжах. Формирование правильной осанки способствуют упражнения на равновесие, которые развивают мышечное чувство, способствуют хорошей координации движения.

Большое значение для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имеет приобретение навыка полного и правильного дыхания. Обучение надо начинать с объяснения его механизма, показа возможных типов дыхания в статическом положении и после этого переходить к обучению согласованному дыханию с движениями в медленном темпе. В дальнейшем с установлением взаимосвязи дыхания с движением учащихся могут сознательно управлять своим дыханием, акцентировать внимание на определенный тип дыхания в зависимости от характера выполняемого движения. Дыхательные упражнения наряду с упражнениями на расслабление используются на занятиях для оптимизации чередования нагрузки с активным отдыхом. Решение задач по физическому воспитанию с учащимися с ОВЗ возможно лишь в том случае, если наряду с общеразвивающими средствами используются упражнения направленного воздействия, причем на только на занятиях, но и самостоятельно.



V Заключение

Врачебно-педагогический контроль и самоконтроль. Зачетные требования для учащихся с ОВЗ.

На занятиях с обучающимися, имеющих отклонения в состоянии здоровья, большое значение имеет постоянный контроль за состоянием здоровья, динамикой его изменений под влиянием физических упражнений, определение реакции систем организма на физические нагрузки в течении всего периода обучения. Очень важен хороший контакт в работе преподавателя и врача .

Не менее важным является совладение самими учащимися знаниями и навыками самоконтроля. Они должны уметь определять ЧСС по пульсу, корректировать нагрузку по пульсовым данным, анализировать самочувствие после занятия. Все свои наблюдения они обязаны систематически и аккуратно записывать в дневник самоконтроля.

Для определения физического развития учащихся, выявления в нем отдельных отклонений, проводятся антропометрические измерения: рост, длину тела стоя и сидя, массу тела, жизненную емкость легких, динамометрию рук, становую силу.

Зачетные требования и контрольные упражнения.

- знание теоретического раздела программы;

- умение объяснять значение и выполнять комплекс утренней гимнастики;

- систематическое ведение дневника;

- выполнение контрольных упражнений с улучшением предыдущего результата.

Примерные контрольные упражнения и требования:

- бег (Ю-60м, Д-30м) ;

- тест Купера (12 минутный бег)

- прыжок в длину с места ;

- бросок набивного мяча из –за головы на дальность;

- подтягивание (юноши);

- сгибание и выпрямление туловища из положения лежа на спине (девушки);

- лыжные гонки (Ю-3км, Д-2км);

- плавание (Ю-5мин, Д-2мин);

- составление и проведение комплекса утренней гимнастики.





В связи с многообразием форм отклонений в состоянии здоровья и уровней подготовленности обучающихся необходим индивидуальный подход в выборе контрольных упражнений. В оценки их выполнения следует исходить из улучшения результатов по сравнению с предыдущем. Собеседование по теоретическому разделу целесообразно проводить после сдачи всех остальных зачетных требований. Хорошее знание теоретического материала может компенсировать неудовлетворительный результат сдачи контрольных упражнений в связи с временным ухудшением состояния здоровья.

















































Литература

1. Назаренко Л.Д. Оздоровительные основы физических упражнений. – М., Владос-Пресс, 2012



2. Современные технологии сохранения и укрепления здоровья детей. Учебное пособие. Под общей редакцией Сократова Н.В. – М., Сфера, 2009



3. Решетников Н.В. , Кислицин Ю.Л., Палтиевич Р. Л. ,Погадаев Г.И. Физическая культура . Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., Академия , 2013



4. Инклюзивное образование. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ: методическое пособие. – М., Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2014



5. Завражин С.А. Адаптация детей с ограниченными возможностями . – М., Академический проект, Трикета, 2012






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!