СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленной на достижение метапредметных результатов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная деятельность - деятельность по самоизменению, ее продукт – это те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте.

Просмотр содержимого документа
«Особенности организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленной на достижение метапредметных результатов.»

Особенности организации учебной деятельности совместно обучающихся детей с ОВЗ и сверстников, не имеющих ограничений здоровья, направленной на достижение метапредметных результатов.


Задание 1.

На основе собственного опыта зафиксируйте собственное понимание смысла понятия «учебная деятельность», перечислите её структурные компоненты и их содержание. В случае затруднения воспользуйтесь Приложением №1. Зафиксировать ответ Вы можете в предложенной ниже таблице.

Ответ:

Структура и содержание учебной деятельности младших школьников

Мое понимание смысла понятия «учебная деятельность»

Компоненты учебной деятельности

Содержание компонентов

Примечание



Учебная деятельность - деятельность по самоизменению, ее продукт – это те изменения, которые произошли при ее выполнении в самом субъекте.


Мотивация

Интерес детей к содержанию учебного материала, к самому процессу его изучения. Ребёнок должен быть мотивирован не только результатом, но и самим процессом учебной деятельности. Это тоже мотив собственного роста, самосовершенствования, развития своих способностей.

Очень важно именно в начальной школе помочь детям (и близким им взрослым!) осознать значимость изменения себя, научения новым способам как самого главного в позиции школьника, как общественно значимой и общественно оцениваемой работы.

Целеполагание


Учебная задача — это принятая и осознанная ребёнком цель деятельности учения, что ученик должен освоить. Это система заданий, при выполнении которых ребёнок осваивает наиболее общие способы действия.

Общая схема организации работы с такими ситуациями может быть описана следующими вопросами:

-Что это такое? Как возникают, из чего состоят (получаются) ситуации, фигуры и т.д. такого вида?

-Что я об этом уже знаю? Чего не знаю, не понимаю? Предполагает проверку условий выполнения уже известного способа действия, его границы.

-Какую проблему (вопрос) буду решать (исследовать)? Как ее можно записать (зарисовать, обозначить)? Как я должен действовать, чтобы получить результат? Фиксирует проблемно-рефлексивную ситуацию.

-Что смогу делать, решив проблему? Зачем буду в этом разбираться (изучать, исследовать)?


Планирование

Выбор и определение последовательности действий, ведущих к решению учебной задачи, необходимых для этого средств и этапов.

В первом класс планирование проводится под руководством учителя, который к концу первого класса начинает предлагать детям пытаться самим ставить эти вопросы:

-Чтобы спланировать продвижение к цели, на какие вопросы нам следует ответить?

-Что будем делать сначала, что потом? Можно ли двигаться к цели по-другому?

-Что мне поможет решить проблему (найти ответ на вопрос)? Сколько времени потребуется?


Реализация плана

Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Операторным содержанием будут те конкретные действия, которые совершает ребенок, решая частные задачи.

При этом задачами учителя является обеспечение условий для:

- прохождения школьником материализованного этапа формирования сложного умения ;построения ориентировочной основы действий в форме алгоритма, схемы;

-возможности своевременного перехода с одного этапа на другой;

- предметно-содержательного общения ребенка с учителем, одноклассниками, самим собой с использованием различных знаковых средств, моделей.1


Контроль

Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной деятельности, поэтому обучение контролю — важная и сложная педагогическая задача. 

Контроль состоит в том, чтобы определить соответствие других учебных действий условиям и требованиям учебной задачи. Это определение того, достиг ученик результата или нет. По ходу работы ученик может сказать, каким способом он решает. Это более зрелый контроль, позволяющий скорректировать ошибки. Благодаря этому учебному действию происходит окончательное овладение ребёнком усваиваемого способа.

Первоначально учебную работу детей контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя.


В передаче контроля ребенку могут помочь вопросы типа:

-Что буду контролировать?

-Соответствуют ли мои действия цели и условиям задачи?

-Как, каким способом буду контролировать свое продвижение в достижении цели?



Оценивание

Учитель задает определенные ориентиры — критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Младшие школьники высоко оценивают свою работу, если они потратили на нее много времени, вложили много сил, старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям. 

Вопросы, помогающие ребенку освоить оценивание, могут быть такого рода:

-Что нового я узнал, чему научился?

-Насколько я продвинулся к цели? Как решал учебную задачу? Что могу изменить в своем учении?


Рефлексия

Это умение размышлять, заниматься самонаблюдением, самоанализ, осмысление, оценка предпосылок, условий и результатов собственной деятельности, внутренней жизни. Современная педагогическая наука считает, что если человек не рефлексирует, он не выполняет роли субъекта образовательного процесса. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её  результатов.

Рефлексию помогают организовать задания такого вида:

-Какие мои качества помогли в выполнении... Какие мешали?

-Что меня порадовало в работе ...

-Чем я смог помочь группе? Чем группа помогла мне?



Критерии качества выполнения задания.

  1. Зафиксировано понимание смысла понятия «учебная деятельность»

  2. Выявленная структура соответствует структуре УД.

  3. Выявленное содержание соответствует содержанию структурных компонентов УД.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!