СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 15.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности патопсихологического обследования детей и подростков

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлены основные принципы патопсихологического обследования детей и подростков, рассмотрены основные методики и область их примерения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности патопсихологического обследования детей и подростков»

Статья на тему: Особенности патопсихологического исследования детей и подростков




План статьи:

  1. Основные принципы проведения патопсихологического исследования детей и подростков

  2. Психологические методики для диагностики умственного развития

  3. Варианты нарушения умственного развития

  4. Исследование личности детей и подростков

  5. Список используемой литературы


Основные принципы проведения патопсихологического исследования детей и подростков



К основным принципам, которые необходимо знать и соблюдать при проведении патопсихологического исследования детей и подростков можно отнести следующее:

  • При патопсихологическом исследовании детей и подростков необходимо стремиться к установлению эмоционально – насыщенного контакта, необходимо заинтересовать ребенка;

  • У детей 3 – 6 лет целесообразно начинать исследование с тех методик, которые не требуют словесных ответов на вопросы;

  • Если у ребенка в анамнезе имеются указания на трудности в усвоении программы обучения детского сада или школы, исследование необходимо начинать с доступных для него заданий;

  • Использование психометрических методик обязательно должно дополняться применением методик, позволяющих получить качественные характеристики отдельных психических процессов;

  • Патопсихологическое обследование детей с неврозами, неврозоподобными состояниями, патологическими формированиями личности целесообразно дополнять патопсихологическим исследованием родителей (т.к. личностные особенности родителей часто играют определенную роль в развитии заболевания у ребенка.

Патопсихологическое исследование детей младшего дошкольного возраста - чаще всего носит игровой характер:

  1. Игровой эксперимент:

  • Дети с органическим поражением головного мозга:

- Снижение уровня игр;

- Неспособность к разыгрыванию ролей;

- Детальное воспроизведение отдельных действий с тенденцией к застреванию;

- Мало замещающих действий;

- Бедное речевое сопровождение.

  • Дети с умственной отсталостью:

- Снижение количества уровней игровых действий.

  • Дети, больные шизофренией:

- Элементы сюжетно – ролевой игры сочетаются с неадекватными манипуляциями с предметами;

- Нестойкие сюжеты;

- Расхождение между речевым сопровождением и действиями ребенка;

- Нестойкость избранных замещений, расширение круга возможных заместителей.

  1. Изучение возможности участия ребенка в коллективных играх – отношение к правилам, активность, способность выполнять определенную роль, целенаправленность игры, длительность, стремление к доминированию/подчиняемость, эмоциональные реакции.

  2. Выявление характера эмоциональных реакций на проигрыш - настольная игра с программируемым выигрышем.

  3. Исследование внимания, сенсомоторной сферы, способности к осмысливанию сюжета:

  1. Игра в кубики – первые 6 заданий методики Кооса;

  2. Игра фигурками – доски Сегена;

  3. Игра картинками – метод комбинирования картин;

Патопсихологическое исследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста - ситуация патопсихологического исследования как вариант модели взаимоотношений «ребенок - посторонний взрослый».

Патопсихологическое исследование подростков:

  • Перед самим исследованием необходимо добиться доверительного отношения;

  • Ситуация исследования не должна восприниматься подростком как ситуация экзамена или «проверки ума»;

  • Начало исследования – с объяснения таких целей, которое удовлетворит подростка;

  • Применение личностных опросников – после установления доброжелательных отношений с подростком.







Психологические методики для диагностики умственного развития



Диагностика недостатков развития включает в себя три этапа:

  1. Скрининг - выявление отклонений в развитии без точной их квалификации;

  2. Дифференциальная диагностика, определение типа (вида, категории) нарушения развития и направленности обучения ребенка (подростка), вида образовательного учреждения для него;

  3. Раскрытие индивидуальных способностей ребенка (подростка), характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.

Основные методики исследования:

  1. Исследование зрительного восприятия – картинки с изображением предметов, сюжетные картинки (можно судить о характере восприятия, речевом развитии, словарном запасе, наличии или отсутствии аграмматизмов, о способности к осмысливанию сюжета)

  • Нарушения восприятия, умственная отсталость - узнавание силуэтных, контурных, незавершенных, перечеркнутых или наложенных друг на друга рисунков затруднено;

  • Рассказ по сюжетной картинке, после того как картинка убрана, позволяет судить о наблюдательности.


  1. Исследование внимания

- У школьников - корректурная проба, таблицы Шульте;

-У дошкольников – методика Пьерона – Рузера.



  1. Исследование работоспособности

У дошкольников – вариант методики В.М. Когана (25 карточек с различными по цвету и форме фигурами и доска с 25 клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных пятен и сверху по горизонтали нарисованы 5 форм, в соответствии с имеющимися на карточках. Работа включает 4 этапа: пересчитывание карточек; пересчет с одновременной сортировкой по цвету; пересчет с сортировкой по форме, раскладка на доске с одновременным учетом цвета и формы карточек и пересчетом).

  • Дети с церебрастеническими состояниями - сбиваются со счета, увеличивается время выполнения задания, появляются одноименные группы; часто отмечается переход от сортировки по форме к предыдущему способу.

  • Для выполнения 4-го этапа умственно отсталым детям необходима значительно большая помощь для усвоения инструкции. Они, как правило, неспособны к распределению внимания, раскладывают карточки либо по форме, либо по цвету.



  1. Исследование памяти

  1. Методика заучивания 10 слов

  • здоровые дети при первом предъявлении воспроизводят 4-5 слов, при пятом 8-10 слов;

  1. Исследование памяти на изображение предметов путем узнавания (набор из 36 картинок; 12 из них представляют основной набор. После предъявления их смешивают с остальными 24, раскладывают по 6 в ряд и просят обследуемого найти те картинки, которые были показаны ему раньше).



  1. Исследование мышления

  • Классификация предметов:

-Для обследования подростков применяется стандартный набор из 70 карточек;

-Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста – 15 карточек.

  • Исключение предметов:

- Для умственно отсталых детей - инструкция остается непонятной, исключают предмет наугад, повторяют инструкцию;

- Умственно отсталые дети 8-9 лет иногда могут правильно решить задачи средней трудности - исходят из практического использования предметов;

-Для детей и подростков, больных шизофренией - правильное выполнение инструкции, но обобщение они производят по слабым признакам, иногда - разноплановость суждений.

  • Объяснение сюжетных картин;

  • Установление последовательности событий;

  • Обучающий эксперимент – для выявления «зоны ближайшего развития» - по которой можно судить об обучаемости ребенка:

- Избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем исследующий помогает решить задачу, оказывая ему помощь в виде «уроков»;

- Помощь экспериментатора строго регламентирована, «уроки» фиксированы инструкцией;

- 2 набора карточек (по 24 в каждом) с изображением геометрических фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Один набор - в основном задании, второй - в контрольном. Эксперимент делится на 3 этапа: ориентировочный, основное задание и аналогичное задание.

  • Дети 6-7 лет с церебрастеническими состояниями нуждаются в 5-8 обучающих уроках для выполнения трех заданий;

  • Для детей с парциальной задержкой речевого развития - затруднены словесные формулировки в конце каждой задачи, логический перенос осуществляется в наглядно-действенной форме;

  • Для детей 6-7 лет с задержкой психического развития, умственной отсталостью - недоступна сама задача построения фигуры по образцу.



  1. Исследование зрительно – моторной функции

  • Зрительно – моторный гештальт – тест Бендер (8 карт – на которых 9 простых геометрических фигур – ребенку необходимо скопировать эти рисунки).



  1. Способность к организации, интегрированию воспринимаемого и установлению связей между двигательными и зрительными структурами

  • Тест школьной зрелости (A. Kern) - 6 заданий: срисовывание простого предложения, написанного письменными буквами, рисование детской фигуры, срисовывание группы точек.



  1. Оценка пространственной организации движений:

  • Пробы Лурия (ребенку необходимо воспроизвести определенное положение рук исследующего);

  • Пробы Хеда (ребенок должен воспроизводить движения исследователя - поочередно разными руками касаться ушей или глаз той же или противоположной стороны).


  1. Оценка моторного развития

  • Шкала Н.И. Озерецкого (6 проб на исследование статической координации, динамической координации всего тела в целом, скорости движений, одновременности движений и отчетливости выполнения действий);

  • Пробы Н. И. Озерецкого «кулак-ладонь» (движения выполняются попеременно двумя руками, «ладонь-ребро-кулак»).

Варианты нарушения умственного развития


Интеллектуальная недостаточность при простом (неосложненном) психическом инфантилизме:

  • преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим;

  • склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий;

  • недостаточная целенаправленностью психической деятельности, слабость логической памяти.


Состояния органического инфантилизма:

  • менее выраженная способность к использованию помощи;

  • инертность;

  • плохая переключаемость психических процессов;

  • нарушения внимания, памяти, работоспособности.


Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:

  • неравномерность психического недоразвития;

  • достаточный уровень обобщений;

  • удовлетворительное конструктивное мышление;

  • часто - сохранная работоспособность.


Парциальные расстройства навыков письма, чтения, счета:

  • удовлетворительная способность к логическому мышлению;

  • нарушения пространственной ориентировки, конструктивного праксиса;

  • сохранные или умеренно нарушенные предпосылки интеллекта;

  • достаточный уровень обобщений;

  • плохую координированность движений, неспособность к тонким, изолированным двигательным актам;

  • ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы.

Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических состояниях:

  • неравномерная работоспособность;

  • истощаемостью внимания;

  • нерезко выраженная инертность;

  • психических процессов;

  • достаточная способность к обобщению.


Психоорганические синдромы:

  • нарушения памяти;

  • снижение темпа психических процессов;

  • выраженная инертность психических процессов.


Интеллектуальная недостаточность при общем недоразвитии речи:

  • нарушения темпа, переключаемости психических процессов;

  • расстройства активного внимания и памяти;

  • абстрактно-логический уровень мышления оказывается недостаточным.



Вторичная интеллектуальную недостаточность при раннем аутизме:

  • особенно трудны задания на умение выделять последовательность событий, вычленять пространственные отношения и воспроизводить их (на кубиках Кооса);

  • выраженная диссоциация между низким уровнем выполнения невербальных проб и высоким уровнем выполнения вербальных проб.

Исследование личности детей и подростков



Диагностика шизофрении у детей и подростков:

  • правильные и более углубленные ответы чередуются с поверхностными и неточными;

  • слабость процессов обобщения - в невозможности охватить целое, выделить главное (при рассказе по картинкам);

  • низкий уровень выполнения заданий, выявляющих способности к абстрагированию, часто объясняется снижением целенаправленности деятельности;

  • 2 типа дизонтогенеза - искаженный тип развития (черты дисгармонии, диссоциация психической деятельности) и задержанный (дефицит психической активности).



Диагностика неврозов и неврозоподобных состояний. Методика CAT для обследования детей дошкольного возраста, страдающих неврозами и неврозоподобными состояниями (состоит из 10 рисунков неопределенного содержания, в которых участвуют животные):


  • Для здоровых детей характерен «сюжетный» тип рассказов, составляемых по рисункам CAT. Настроение персонажей - положительное, когда на рисунке относительно бесконфликтная ситуация. Если изображенная ситуация фрустрационна, дети оценивают настроение персонажа адекватно, чаще благополучное разрешение конфликта.

  • Особенности рассказов, составляемые по рисункам CAT, детьми, страдающими неврозоподобными состояниями:

  • Отсутствие однотипности рассказов;

  • Значительные различия в объеме, продолжительности и скор-сти рассказывания, сокращение рассказов;

  • Обилие повторений одних и тех же слов и речевых оборотов;

  • Наличие ошибок в узнавании животных, изображенных на рисунках; двойственное отношение к персонажам;

  • Наличие аграмматизмов, замена слов созвучными им, изредка преходящее забывания отдельных слов.

  • Неполное следование инструкции, часто встречающиеся «предметный» и «ситуационный» типы рассказа при достаточно полном восприятии структуры.

  • Дети с двигательной расторможенностью - сжатость, «телеграфность» рассказов.

  • Дети, проявляющие агрессию по отношению к сверстникам - не обнаруживают стремления к благополучному разрешению конфликтов в изображенных ситуациях,

  • Дети с астеногиподинамическими вариантами церебрастенических состояний - многословность в рассказах.

Исследование эмоционально-волевой сферы подростков - диагностические личностные опросники:

  1. Адаптированный вариант опросника Айзенка;

  2. Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко и Н. Я. Иванова - диагностика формы акцентуации характера или психопатии;

  3. Адаптированный вариант опросника Шмишека - для определения характера акцентуации личности;


Выявление состояния учебной (школьной) дезадаптации:

  1. Методика графической регистрации субъективных трудностей в общении (Т. Ю. Андрущенко) - для выявления психогенно-травмирующих факторов, воздействующих на детей и подростков;

  2. Анкета «Школа» - для изучения отношения к пребыванию в школе детей и подростков в возрасте 10 лет;

  3. Модифицированная методика неоконченных предложений (И. В. Крук) - для выявления психогенно-травмирующих обстоятельств у школьников (предлагается завершить 10 фраз: «Если бы я был учителем...», «Когда я слышу слово «школа»...» и т.д.





Список используемой литературы



  1. Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: хрестоматия/ Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2001. – 351 с.

  2. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология/ В.М. Блейхер. – М.: МОДЭК, 2002. – 512 с.

  3. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология/ В.М. Блейхер. – М.: Феникс, 1996. – 536 с.

  4. Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя