Статья на тему: Особенности патопсихологического исследования детей и подростков
План статьи:
-
Основные принципы проведения патопсихологического исследования детей и подростков
-
Психологические методики для диагностики умственного развития
-
Варианты нарушения умственного развития
-
Исследование личности детей и подростков
-
Список используемой литературы
Основные принципы проведения патопсихологического исследования детей и подростков
К основным принципам, которые необходимо знать и соблюдать при проведении патопсихологического исследования детей и подростков можно отнести следующее:
-
При патопсихологическом исследовании детей и подростков необходимо стремиться к установлению эмоционально – насыщенного контакта, необходимо заинтересовать ребенка;
-
У детей 3 – 6 лет целесообразно начинать исследование с тех методик, которые не требуют словесных ответов на вопросы;
-
Если у ребенка в анамнезе имеются указания на трудности в усвоении программы обучения детского сада или школы, исследование необходимо начинать с доступных для него заданий;
-
Использование психометрических методик обязательно должно дополняться применением методик, позволяющих получить качественные характеристики отдельных психических процессов;
-
Патопсихологическое обследование детей с неврозами, неврозоподобными состояниями, патологическими формированиями личности целесообразно дополнять патопсихологическим исследованием родителей (т.к. личностные особенности родителей часто играют определенную роль в развитии заболевания у ребенка.
Патопсихологическое исследование детей младшего дошкольного возраста - чаще всего носит игровой характер:
-
Игровой эксперимент:
- Снижение уровня игр;
- Неспособность к разыгрыванию ролей;
- Детальное воспроизведение отдельных действий с тенденцией к застреванию;
- Мало замещающих действий;
- Бедное речевое сопровождение.
- Снижение количества уровней игровых действий.
- Элементы сюжетно – ролевой игры сочетаются с неадекватными манипуляциями с предметами;
- Нестойкие сюжеты;
- Расхождение между речевым сопровождением и действиями ребенка;
- Нестойкость избранных замещений, расширение круга возможных заместителей.
-
Изучение возможности участия ребенка в коллективных играх – отношение к правилам, активность, способность выполнять определенную роль, целенаправленность игры, длительность, стремление к доминированию/подчиняемость, эмоциональные реакции.
-
Выявление характера эмоциональных реакций на проигрыш - настольная игра с программируемым выигрышем.
-
Исследование внимания, сенсомоторной сферы, способности к осмысливанию сюжета:
-
Игра в кубики – первые 6 заданий методики Кооса;
-
Игра фигурками – доски Сегена;
-
Игра картинками – метод комбинирования картин;
Патопсихологическое исследование детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста - ситуация патопсихологического исследования как вариант модели взаимоотношений «ребенок - посторонний взрослый».
Патопсихологическое исследование подростков:
-
Перед самим исследованием необходимо добиться доверительного отношения;
-
Ситуация исследования не должна восприниматься подростком как ситуация экзамена или «проверки ума»;
-
Начало исследования – с объяснения таких целей, которое удовлетворит подростка;
-
Применение личностных опросников – после установления доброжелательных отношений с подростком.
Психологические методики для диагностики умственного развития
Диагностика недостатков развития включает в себя три этапа:
-
Скрининг - выявление отклонений в развитии без точной их квалификации;
-
Дифференциальная диагностика, определение типа (вида, категории) нарушения развития и направленности обучения ребенка (подростка), вида образовательного учреждения для него;
-
Раскрытие индивидуальных способностей ребенка (подростка), характеристика его познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, работоспособности.
Основные методики исследования:
-
Исследование зрительного восприятия – картинки с изображением предметов, сюжетные картинки (можно судить о характере восприятия, речевом развитии, словарном запасе, наличии или отсутствии аграмматизмов, о способности к осмысливанию сюжета)
-
Нарушения восприятия, умственная отсталость - узнавание силуэтных, контурных, незавершенных, перечеркнутых или наложенных друг на друга рисунков затруднено;
-
Рассказ по сюжетной картинке, после того как картинка убрана, позволяет судить о наблюдательности.
-
Исследование внимания
- У школьников - корректурная проба, таблицы Шульте;
-У дошкольников – методика Пьерона – Рузера.
-
Исследование работоспособности
У дошкольников – вариант методики В.М. Когана (25 карточек с различными по цвету и форме фигурами и доска с 25 клетками, где слева по вертикали нанесены 5 цветных пятен и сверху по горизонтали нарисованы 5 форм, в соответствии с имеющимися на карточках. Работа включает 4 этапа: пересчитывание карточек; пересчет с одновременной сортировкой по цвету; пересчет с сортировкой по форме, раскладка на доске с одновременным учетом цвета и формы карточек и пересчетом).
-
Дети с церебрастеническими состояниями - сбиваются со счета, увеличивается время выполнения задания, появляются одноименные группы; часто отмечается переход от сортировки по форме к предыдущему способу.
-
Для выполнения 4-го этапа умственно отсталым детям необходима значительно большая помощь для усвоения инструкции. Они, как правило, неспособны к распределению внимания, раскладывают карточки либо по форме, либо по цвету.
-
Исследование памяти
-
Методика заучивания 10 слов
-
Исследование памяти на изображение предметов путем узнавания (набор из 36 картинок; 12 из них представляют основной набор. После предъявления их смешивают с остальными 24, раскладывают по 6 в ряд и просят обследуемого найти те картинки, которые были показаны ему раньше).
-
Исследование мышления
-Для обследования подростков применяется стандартный набор из 70 карточек;
-Для обследования детей дошкольного и младшего школьного возраста – 15 карточек.
- Для умственно отсталых детей - инструкция остается непонятной, исключают предмет наугад, повторяют инструкцию;
- Умственно отсталые дети 8-9 лет иногда могут правильно решить задачи средней трудности - исходят из практического использования предметов;
-Для детей и подростков, больных шизофренией - правильное выполнение инструкции, но обобщение они производят по слабым признакам, иногда - разноплановость суждений.
-
Объяснение сюжетных картин;
-
Установление последовательности событий;
-
Обучающий эксперимент – для выявления «зоны ближайшего развития» - по которой можно судить об обучаемости ребенка:
- Избираются заведомо трудные для ребенка задания, а затем исследующий помогает решить задачу, оказывая ему помощь в виде «уроков»;
- Помощь экспериментатора строго регламентирована, «уроки» фиксированы инструкцией;
- 2 набора карточек (по 24 в каждом) с изображением геометрических фигур, различающихся цветом, формой и величиной. Один набор - в основном задании, второй - в контрольном. Эксперимент делится на 3 этапа: ориентировочный, основное задание и аналогичное задание.
-
Дети 6-7 лет с церебрастеническими состояниями нуждаются в 5-8 обучающих уроках для выполнения трех заданий;
-
Для детей с парциальной задержкой речевого развития - затруднены словесные формулировки в конце каждой задачи, логический перенос осуществляется в наглядно-действенной форме;
-
Для детей 6-7 лет с задержкой психического развития, умственной отсталостью - недоступна сама задача построения фигуры по образцу.
-
Исследование зрительно – моторной функции
-
Способность к организации, интегрированию воспринимаемого и установлению связей между двигательными и зрительными структурами
-
Тест школьной зрелости (A. Kern) - 6 заданий: срисовывание простого предложения, написанного письменными буквами, рисование детской фигуры, срисовывание группы точек.
-
Оценка пространственной организации движений:
-
Пробы Лурия (ребенку необходимо воспроизвести определенное положение рук исследующего);
-
Пробы Хеда (ребенок должен воспроизводить движения исследователя - поочередно разными руками касаться ушей или глаз той же или противоположной стороны).
-
Оценка моторного развития
-
Шкала Н.И. Озерецкого (6 проб на исследование статической координации, динамической координации всего тела в целом, скорости движений, одновременности движений и отчетливости выполнения действий);
-
Пробы Н. И. Озерецкого «кулак-ладонь» (движения выполняются попеременно двумя руками, «ладонь-ребро-кулак»).
Варианты нарушения умственного развития
Интеллектуальная недостаточность при простом (неосложненном) психическом инфантилизме:
-
преобладание конкретно-действенного и наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим;
-
склонность к подражательному виду деятельности при выполнении интеллектуальных заданий;
-
недостаточная целенаправленностью психической деятельности, слабость логической памяти.
Состояния органического инфантилизма:
-
менее выраженная способность к использованию помощи;
-
инертность;
-
плохая переключаемость психических процессов;
-
нарушения внимания, памяти, работоспособности.
Интеллектуальная недостаточность при отставании в развитии отдельных компонентов психической деятельности:
-
неравномерность психического недоразвития;
-
достаточный уровень обобщений;
-
удовлетворительное конструктивное мышление;
-
часто - сохранная работоспособность.
Парциальные расстройства навыков письма, чтения, счета:
-
удовлетворительная способность к логическому мышлению;
-
нарушения пространственной ориентировки, конструктивного праксиса;
-
сохранные или умеренно нарушенные предпосылки интеллекта;
-
достаточный уровень обобщений;
-
плохую координированность движений, неспособность к тонким, изолированным двигательным актам;
-
ослабленная способность воспринимать и воспроизводить ритмы.
Интеллектуальная недостаточность при церебрастенических состояниях:
-
неравномерная работоспособность;
-
истощаемостью внимания;
-
нерезко выраженная инертность;
-
психических процессов;
-
достаточная способность к обобщению.
Психоорганические синдромы:
Интеллектуальная недостаточность при общем недоразвитии речи:
-
нарушения темпа, переключаемости психических процессов;
-
расстройства активного внимания и памяти;
-
абстрактно-логический уровень мышления оказывается недостаточным.
Вторичная интеллектуальную недостаточность при раннем аутизме:
-
особенно трудны задания на умение выделять последовательность событий, вычленять пространственные отношения и воспроизводить их (на кубиках Кооса);
-
выраженная диссоциация между низким уровнем выполнения невербальных проб и высоким уровнем выполнения вербальных проб.
Исследование личности детей и подростков
Диагностика шизофрении у детей и подростков:
-
правильные и более углубленные ответы чередуются с поверхностными и неточными;
-
слабость процессов обобщения - в невозможности охватить целое, выделить главное (при рассказе по картинкам);
-
низкий уровень выполнения заданий, выявляющих способности к абстрагированию, часто объясняется снижением целенаправленности деятельности;
-
2 типа дизонтогенеза - искаженный тип развития (черты дисгармонии, диссоциация психической деятельности) и задержанный (дефицит психической активности).
Диагностика неврозов и неврозоподобных состояний. Методика CAT для обследования детей дошкольного возраста, страдающих неврозами и неврозоподобными состояниями (состоит из 10 рисунков неопределенного содержания, в которых участвуют животные):
-
Для здоровых детей характерен «сюжетный» тип рассказов, составляемых по рисункам CAT. Настроение персонажей - положительное, когда на рисунке относительно бесконфликтная ситуация. Если изображенная ситуация фрустрационна, дети оценивают настроение персонажа адекватно, чаще благополучное разрешение конфликта.
-
Особенности рассказов, составляемые по рисункам CAT, детьми, страдающими неврозоподобными состояниями:
-
Отсутствие однотипности рассказов;
-
Значительные различия в объеме, продолжительности и скор-сти рассказывания, сокращение рассказов;
-
Обилие повторений одних и тех же слов и речевых оборотов;
-
Наличие ошибок в узнавании животных, изображенных на рисунках; двойственное отношение к персонажам;
-
Наличие аграмматизмов, замена слов созвучными им, изредка преходящее забывания отдельных слов.
-
Неполное следование инструкции, часто встречающиеся «предметный» и «ситуационный» типы рассказа при достаточно полном восприятии структуры.
-
Дети с двигательной расторможенностью - сжатость, «телеграфность» рассказов.
-
Дети, проявляющие агрессию по отношению к сверстникам - не обнаруживают стремления к благополучному разрешению конфликтов в изображенных ситуациях,
-
Дети с астеногиподинамическими вариантами церебрастенических состояний - многословность в рассказах.
Исследование эмоционально-волевой сферы подростков - диагностические личностные опросники:
-
Адаптированный вариант опросника Айзенка;
-
Патохарактерологический диагностический опросник (ПДО) А. Е. Личко и Н. Я. Иванова - диагностика формы акцентуации характера или психопатии;
-
Адаптированный вариант опросника Шмишека - для определения характера акцентуации личности;
Выявление состояния учебной (школьной) дезадаптации:
-
Методика графической регистрации субъективных трудностей в общении (Т. Ю. Андрущенко) - для выявления психогенно-травмирующих факторов, воздействующих на детей и подростков;
-
Анкета «Школа» - для изучения отношения к пребыванию в школе детей и подростков в возрасте 10 лет;
-
Модифицированная методика неоконченных предложений (И. В. Крук) - для выявления психогенно-травмирующих обстоятельств у школьников (предлагается завершить 10 фраз: «Если бы я был учителем...», «Когда я слышу слово «школа»...» и т.д.
Список используемой литературы
-
Белопольская Н.Л. Детская патопсихология: хрестоматия/ Н.Л. Белопольская. – М.: Когито-Центр, 2001. – 351 с.
-
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Клиническая патопсихология/ В.М. Блейхер. – М.: МОДЭК, 2002. – 512 с.
-
Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология/ В.М. Блейхер. – М.: Феникс, 1996. – 536 с.
-
Мэш Э., Вольф Д. Детская патопсихология. Нарушения психики ребенка/ Э. Мэш. – СПб.: ЕВРОЗНАК, 2003. – 384 с.