СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработала статью на тему: "Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе"

Просмотр содержимого документа
«Особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста на современном этапе»

ОСОБЕННОСТИ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ


Среди воспитательно-образовательных задач развития детей, вопросы патриотического воспитания всегда являлись актуальными. Вместе с тем современная реальность доказывает трудность нравственного, а вместе с тем и патриотического становления личности человека. В связи с этим странно звучат слова «поговорим о забытом», когда речь идет, о том, о чем забывать нельзя, невозможно, о нравственно-патриотическом воспитании детей.

Одной из приоритетных задач системы дошкольного образования в России выдвинуты воспитание детей в духе ценностного, гуманного отношения к окружающему миру и развитие у ребенка осмысленного искания и умение участвовать в его образовании. Это предполагает с одной стороны, реализацию особого рода поведения т.е. нравственного поведения, а с другой сохранение и созидание созданного благоприятного пространства вокруг себя – патриотизм. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского становления подрастающего поколения.

В последнее десятилетие всему мировому сообществу, включая Россию, в качестве универсального образца устроения государства и личности предлагается деидеологизированный стандарт, сущность которого заключается в приоритете материальных интересов и прагматических ценностей над духовными и нравственными.

Воспитание начал патриотических чувств происходит на занятиях, в повседневной жизни, в быту. Воспитатель пополняет чувственный опят детей, обогащает их представления об окружающей общественной жизни в процессе непосредственного наблюдения и посильного участия в нем. Это очень важно, так как те знания, которые ребенок получит на занятиях, будут усвоены и осознаны им успешнее, если они будут опираться на результаты непосредственных наблюдений. Важно это и потому, что основной целью формирования общественных представлений у детей дошкольного возраста является воспитание нравственных чувств – любви к своей Родине, к народу. Воспитатель побуждает детей наблюдать за теми изменениями в общественной жизни, которые происходят постоянно. С этой целью он периодически дает задания: «Сегодня, как будешь идти с детского сада домой, посмотри, сколько этажей уже построили в доме на твоей улицы». Или: «Дети, кто из вас заметил, что изменилось сегодня на нашей улице (площади)?»; «Кто из вас заметил, что в нашем парке стало красивее? Что произошло?». Так педагог приучает видеть, что делается вокруг, не только хвалит своих воспитанников за наблюдательность и помогает им сделать вывод: все в нашей стране трудятся. Все делается для блага людей. Можно организовать наблюдения во время прогулок всей группой детей по улицам своего города. Это прогулки накануне праздника для наблюдения за предпраздничной работой по оформлению зданий; это и прогулка к строительству домов, это и просто прогулка по весенней, осенней улице, чтобы еще раз увидеть, как она хороша и красива, чтобы вспомнить, как она называется (имени Чапаева, Фрунзе, Крупской и т.д.) и почему. Такие прогулки отличаются от экскурсий, так как воспитатель не ставит своей задачей обучать детей, он лишь фиксирует их внимание на том или ином событии, помогает накапливать опыт наблюдений, чтобы в дальнейшем использовать его для нравственного развития ребенка.

Важно приобщать детей к народным традициям – боевым, трудовым. Возложение цветов к памятникам погибшим воинам традиционно в нашей стране. Наблюдая, как это делают взрослые, дети начинают понимать то, что дорого российскому человеку, что он бережет и охраняет. В повседневной жизни детей чаще должна звучать песня. К сожалению, в практике редко приходится слышать песню вне музыкальных занятий. А ведь она создает духовную близость между детьми, помогает сплочению детского коллектива. Дети седьмого года жизни с большим интересом слушают и серьезные песни: о революции, гражданской войне. Слушание таких песен, когда оно сочетается с усвоением на занятиях определенных общественных представлений, очень важно для возбуждения гражданских чувств детей.

Очень много дают такие минуты для духовного развития дошкольников. Комплекс эстетического, этического и умственного воздействия оказывают сильное влияние на формирование патриотических чувств.

Таким образом, решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие приемы:

- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);

- непрерывность и преемственность педагогического процесса;

- дифференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;

- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

- деятельностный подход;

- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.


Литература

  1. Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. - М.: Сфера, 2017. - 160 c.

  2. Классные часы, беседы о нравственном и патриотическом воспитании // Режим доступа: https://pedsovet.su/load/206 (дата обращения: 26.11.2020).







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!