СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подбора педаг репертуара для мл школьников в классе фортепиано

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое собщение. Обзор педагогического репертуара.

Просмотр содержимого документа
«Особенности подбора педаг репертуара для мл школьников в классе фортепиано»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Байкаловская ДШИ»














Методическое сообщение на тему:

ОСОБЕННОСТИ ПОДБОРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕПЕРТУАРА ДЛЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КЛАССА ФОРТЕПИАНО.

ОБЗОР ПРОГРАММНЫХ ПЬЕС

(методические рекомендации)

















Преподаватель:

Глухих Ольга Александровна






с. Байкалово, 2024г

Отделение «Фортепиано» является одним из самых востребованных в Детской школе искусств, освоить курс обучения на котором желают многие учащиеся. Основная задача педагога – сделать занятия любимыми и интересными. Удовольствие от общения с прекрасным, удовлетворение своих эстетических потребностей, возможность проявить творчество на уроках фортепиано, все это приносит ребенку радость, а музыка становиться значимым компонентом жизни.

Пьесы малой формы согласно программным требованиям составляют значительную часть педагогического репертуара ученика-пианиста. В течение одного учебного года в младших классах изучается 10-12 пьес, в средних и старших классах 6-8 пьес различного характера, уровня сложности, стиля, жанра. Осмысленное, технически свободное исполнение произведений, с понимание замысла композитора и умением его передать, выразить в процессе музицирования, является главной целью изучения музыкальных произведений в классе фортепиано.

При выборе репертуара, предназначенного для изучения, педагог должен четко представлять, какие текущие педагогически задачи будут решаться при освоении того или иного музыкального произведения. Основные задачи:

  • Повышение исполнительского мастерства ученика;

  • Воспитание музыкального мышления, вкуса и творческого понимания музыки;

  • Расширение и накопление репертуара.

При выборе музыкальных произведений необходимо руководствоваться следующими принципами:

  1. Индивидуальный подход (учет природных индивидуальных музыкальных способностей каждого ребенка);

  2. Соответствие репертуара возрастным психолого-педагогическим особенностям ребенка;

  3. Принцип доступности. Учет достигнутого уровня технической подготовки ребенка и его индивидуальных возможностей в скорости освоения материала. Процесс нельзя искусственно ускорять. Вместе с тем обучение не должно быть излишне легким. Уровень сложности выбирается оптимальным для мобилизации творческих сил учащегося. Все произведения нацелены на то, чтобы возможно ярче раскрыть лучшие природные задатки ученика;

  4. Принцип последовательности и систематичности. Освоение «от простого к сложному», «от известного к неизвестному». Репертуар подбирается так, что параллельно развиваются техника ученика и его музыкальное мышление, происходит художественно-интеллектуальное развитие;

  5. Принцип художественной ценности музыкального материала. Музыкальный материал, предназначенный для освоения, должен быть высокого художественного качества. Культурную и образованную личность, возможно воспитать на высокохудожественных образцах мирового искусства, поскольку современная музыкальная педагогика на первое место ставит, прежде всего, воспитание личности;

  6. Принцип педагогической целесообразности. В репертуар должны входить разнообразные произведения: полифонические, крупной формы, этюды, пьесы характерные и кантиленного характера. Все они служат для овладения спецификой исполнения музыкальных произведений различных стилей, жанров и форм, освоения современные виды исполнительской техники игры на инструменте, овладения как можно большим и разнообразным по стилю, жанрам и форме музыкальным материалом, расширения багажа музыкально-теоретических и музыкально-исторических сведений;

  7. Принцип активности. Ученику предоставляется в некоторой степени возможность свободы выбора. Репертуар выбирается с учетом его музыкальных пристрастий, интересов, вкуса, характера, пожеланий;

  8. Перспектива дальнейшего концертного выступления. Важно учитывать, какое произведение в дальнейшем будет вынесено на зачет или экзамен, что будет исполнено на классном концерте, какие пьесы следует готовить для конкурсного выступления. Некоторые из произведений предназначены для ознакомительного изучения, другие доводятся до возможной степени законченности.

Изучаемый репертуар необходимо соизмерять с возрастом ребенка. В младших классах целесообразно разучивать небольшие пьесы-действия с подтекстовкой, в основе которых лежат образы и действия, близкие и знакомые ему в эмоционально-ассоциативном восприятии. Это могут быть пьесы, вязанные с образами животных, природы, сказочными персонажами. Программные пьесы широко включаются в репертуар учеников младших классов. Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесный текст, то есть инструментальная, однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. В старших классах ученики активно воспринимают пьесы, требующие абстрактного мышления, воображения, фантазии. Эмоциональное восприятие усложняется и расширяется. В репертуар включаются непрограммные произведения.

В репертуаре младших классов большое место занимают пьесы жанровые, т.е. пьесы, имеющие ярко выраженную жанровую принадлежность: марш, песня, танец.

Начало обучения плодотворно начинать с такого жанра, как марш. Шаги под музыку – знакомо, понятно и доступно детям с самого раннего возраста, с занятий в детском саду. Восприятие метра, ритма, пульса, размера в таких произведениях не составляет труда для детей, способствует поддержанию интереса к занятиям, и служит базой для восприятия и развития более сложных понятий. На подобном репертуаре хорошо формируется координация движений. Легко и доступно исполнение маршевых пьес в ансамбле с педагогом. Художественный образ и исполнительские задачи понятны ребенку и вызывают интерес.

Пьесы танцевального жанра также с удовольствием воспринимаются учениками младших классов. Чаще всего в сборниках по фортепиано можно встретить польки, вальсы, мазурки. Пьесы танцевального характера позволяют познакомить ученика с разнообразными доступными приемами аккомпанемента: бас-аккорд (интервал), разложенное трезвучие, аккордовое сопровождение. Все эти приемы пригодятся ученику в дальнейшей практике. Вырабатывается навык исполнения аккордов и двойных нот, укрепляются аппликатурные навыки, осваиваются различные метро-ритмические комбинации. Чаще всего именно в таких пьесах происходит первое знакомство с педализацией в простом приеме – соединение баса с аккордами.

На протяжении всего периода обучения в репертуар обязательно включаются пьесы кантиленного характера («песня»), в основе которых, как правило, лежат приятные красивые мелодии. Фортепиано – инструмент ударно-клавишный, поэтому умение «петь» на фортепиано – один из важнейших навыков. На кантилене вырабатывается один из самых основных приемов звукоизвлечения - legato. Кантиленные пьесы необходимо постоянно включать в репертуар учащихся во всех классах, для выработки осознанного отношения к фразировке, «дыханию» мелодии, развития слухового контроля.

Программные названия пьес, увлекательные и красочные, возбуждают фантазию, воображение и интерес ребенка: А. Жилинскис «Марш зайчиков», И. Беркович «Танец куклы», К. Лонгшамп-Друшкевичова «Марш дошкольников», Б. Берлин «Марширующие поросята», «Песенка цветов», Э. Сигмейстер «Песня в темном лесу», Н. Бараускас «Колыбельная моей черепашечки», Е. Накада «Танец дикарей» и др.

Программные характерные пьесы, подвижные, энергичные, с интересными названиями стимулируют творческую инициативу ребенка, вызывают желание их освоить. В процессе работы над характерными пьесами происходит закрепление основных приемов звукоизвлечения различными штрихами, освоение динамических оттенков, педализации, понимание гармонических особенностей, осознание важности цезур и «дыхания» в музыке. Происходит знакомство с национальной музыкой. Все это особенно важно на начальном этапе обучения, так как служит базой для дальнейшего развития пианистических навыков.

Неотъемлемой частью педагогического репертуара учащихся в последние годы стали пьесы эстрадно-джазового направления, популярные переложения современной эстрадной музыки, музыка из кинофильмов и мультфильмов. Джазовые произведения значительно отличаются от классической музыки по метро-ритмическому построению, приемам звукоизвлечения, характеру, педализации, агогике, таким образом расширяют кругозор и технические возможности учеников. Нотная литература предоставляет педагогу широкий выбор пьес, этюдов, переложений в джазово-эстрадном стиле.

Ученикам важно осваивать приемы игры на фортепиано не только на примере классических, но и на основе современного музыкального языка. В репертуар целесообразно включать произведения И. Якушенко, Л. Марченко, А. Бриль, М. Шмитца, Е. Бойко, О. Петерсона, А. Коровицына, Е. Весняка, В. Балаева.





ОБЗОР НЕКОТОРЫХ ПРОГРАММНЫХ ПЬЕС

Несомненный интерес для изучения в классе фортепиано представляют программные пьесы, включенные в замечательный сборник О. Геталовой "Летом в деревне". Сборник представляет собой цикл пьес, объединенных общим сюжетом. Это целая история про каникулы в деревне, включающая в себя музыкальные портреты, пейзажи, жанровые зарисовки. Каждая пьеса сопровождается маленьким рассказом и выразительным графическим рисунком, что помогает ребенку лучше почувствовать характер исполняемой музыки.

"Утро в лесу" - одна из ярких пьес сборника, доступная в исполнении, образная, отличается красотой мелодии, и вполне может использоваться для концертного или конкурсного исполнения учащихся младших классов. Пьеса состоит из нескольких контрастных частей кантиленного и подвижного характера. В каждой части меняется характер, фактура, темп. Все это позволяет в небольшом по объему произведении охватить различные виды техники, освоить штрихи в их непосредственной связи с сюжетом произведения, поработать над выразительностью исполнения, включиться в творческий поиск для передачи содержания. Пьеса учит детей переключать внимание, перестраиваться, поиграть "эмоциями". В пьесе "Утро в лесу" учащему предоставляются возможности для освоения навыка педализации.

Доступные джазовые пьесы представлены в сборнике О. Хромушина "Десять пьес для начинающих джазменов". Несложные пьесы, которые вошли в сборник, помогут ученикам младших классов приобщиться к специфическому джазовому языку с его разнообразной и непростой ритмикой и гармонией.

Пьеса "Капли дождя" в простом изложении позволяет освоить начальные навыки исполнения синкоп. Пьеса совсем небольшая, по своему изложению и объему она доступна самым маленьким детям, в то же время перед учеником ставятся новые, ранее не изученные метро-ритмические задачи. Соприкасаясь впервые с джазом в пьесе "Капли дождя" малыш усваивает базовые навыки исполнения современной джазовой музыки. Название пьесы стимулирует фантазию и воображение ученика.

Пьеса "Кукольный вальс" из этого же сборника станет достойным произведением для исполнения на классном концерте. Изложение аккомпанемента по схеме "бас-аккорд" в данной пьесе упрощено: бас -гармонический звук, тем не менее восприятие равномерного ритмического трехдольного рисунка вальсовой мелодии воспитывает ритмическую устойчивость исполнения. Легкость партии аккомпанемента позволяет ученику полностью сконцентрироваться на выразительном "пропевании" мелодии в партии правой руки, поработать над динамическими оттенками, освоить навыки простейшего аккордового исполнения в мелодии.

Жемчужиной педагогического репертуара можно назвать замечательный сборник В. Коровицына "Детский альбом". Программные пьесы с образными интересными для ученика названиями, ярко выраженный мелодизм произведений, современная гармония, удобная пианистическая фактура - все это делает предложенные в сборнике произведения привлекательными для изучения учащимися младших и средних классов.

Интересные произведения из цикла джазовых пьес, представленных в сборнике - "Кто Василий", "Уличный фокусник" - в полной мере отвечают заявленным художественным образам, легко позволяют освоить специфику исполнения джаза, эффектно прозвучат на конкурсе или концерте.

Небольшая, но эффектная пьеска "Кот Василий" прежде всего привлекает детей программным названием. Наверняка у многих из них есть домашние питомцы: кошки, собаки, птички и др. Тема животных близка детям, они с радостью берутся за изучение пьес с подобным названием. При работе над пьесой легко разбудить творческую активность ребенка: в музыке передана мягкость движений кошки, синкопированный ритм передает коварство и непостоянность зверька и т.п. Штриховое богатство пьесы, динамическое разнообразие, приятная запоминающаяся мелодия - всё это делает пьесу полезной, а самое главное - любимой для ученика.

"Уличный фокусник" - пьеса для более продвинутых в техническом развитии учеников. Фактура усложняется. Пунктирный ритм, триоли, арпеджированные аккорды, разнообразные штриховые задачи требуют тщательной работе над текстом, что воспитывает усердие, целеустремленность, усидчивость, умение работать самостоятельно.

Пьесы "Первая проталинка" и "Мама" являются хорошим материалом для воспитания навыка исполнения кантилены.

В пьесе "Первая проталинка" аккомпанемент, представленный в виде разложенных трезвучий, способствует воспитанию ритмической и динамической ровности исполнения. Пьеса полезна для выработки навыка педализации, работы над динамическим ансамблем партий мелодии и аккомпанемента, навыка исполнения глубокого и мягкого звучащего пиано.

Пьеса "Мама" состоит эпизодов, контрастирующих между собой по характеру, что позволяет научиться передавать при исполнении различное настроение, не нарушая целостности произведения. Непростое изложение партия аккомпанемента полезно для освоения нового вида фортепианной техники: задержанный бас, синкопы. Образ пьесы близок ребенку, приятен, привлекателен.
Внимания заслуживают пьесы из многочисленных сборников под редакцией С. А. Барсуковой. В них включены произведения зарубежных, русских и советских композиторов, разнообразные по содержанию и стилистическим особенностям, также малоизвестные произведения, представляющие большой интерес. Материал ориентирован на воспитании у ученика пианизма, образного мышления и эмоционального восприятия музыки.

Пример тому пьеса В. Волкова "Выход клоуна", включенная в сборник "Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано: для учащихся 1-2 классов ДМШ", составитель С. А. Барсукова. Яркий образ пьесы интересен детям, а небольшой объем и несложное фактурное изложение делает её доступной учащимся младших классов. Не смотря на небольшой объем пьеса включает в себя различные виды техники: аккордовая техника, быстрый перенос рук на большое расстояние, переключение мелодии из партии правой руки в партию левой, выработка опоры звука на mf, f, sf.

РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК НОТНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 2 класс, Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова, Ростов-на-Дону, 2007.

  2. Альбом ученика-пианиста. Хрестоматия 3 класс, Сост. Г.Г.Цыганова, И.С. Королькова, Ростов-на-Дону, 2005.

  3. В. Коровицын. Детский альбом. Издательство Феникс, 2007.

  4. Веселые нотки. Сборник пьес для фортепиано: для учащихся 1-2 классов ДМШ. Выпуск 1. Сост. С. А. Барсукова. Ростов н/Дону. Феникс, 2008.

  5. Джаз для детей. Младшие классы. В. 4 сост. С.А. Барсукова. - Ростов-на-Дону, феникс, 2003.

  6. Маевский Ю. Забавные ритмы. Веселые переложения для фортепиано в 4 руки. - СПб, Композитор, 2005.

  7. Металлиди Ж. Дом с колокольчиком. - С-Пб., 1995.

  8. О. Хромушин. Десять пьес для начинающих джазменов. Фортепиано. Издательство "Композитор" Санкт- Петербург, 2002.

  9. О.Геталова. Летом в деревне. Издательство "Композитор" Санкт- Петербург, 2006.

  10. Сонатины для маленьких и самых маленьких (фортепиано), сост. Костромитина Л. - С. Пб, Союз художников, 2002.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!