Учитель математики МОУ «СШИ № 2»
г. Магнитогорска: Петрашова В.Н.
Особенности подготовки к ОГЭ и ЕГЭ: из опыта работы
(материалы видеоконференции сетевого взаимодействия школ г. Магнитогорска)
Подготовка учащихся к ОГЭ и ЕГЭ начинается уже с 5-го класса. Решая конкретные упражнения или задачи, обращаешь внимание ребят на то, что этот материал встречается в определенном задании ОГЭ или ЕГЭ. Для этого учитель должен четко знать и понимать, где в КИМах ОГЭ (ЕГЭ) встречаются те или иные темы и задания.
В МОУ «СШИ № 2» г. Магнитогорска в компоненте учебного плана предусматриваются индивидуально-групповые занятия. Эти занятия имеют целью обеспечение фундаментального усвоения базового компонента всеми учащимися и направлены на работу со школьниками, требующими особого внимания, рассчитаны на введение углубленных программ обучения, а также программ коррекции. На таких занятиях по математике можно отработать важные для многих предметов вычислительные навыки, развивать логику при решении задач повышенной сложности, а также заострить внимание на решении заданий, встречающихся на ОГЭ и ЕГЭ.
Одним из факторов, помогающих в подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, является то, что в 9-ых дается по два часа уроков, где класс разбивается на подгруппы по 10-12 человек, а 11 все 4 урока математики проводятся по подгруппам по 10-13 человек. Идеально разбить группы по уровню сдачи ЕГЭ (базовый и профильный). Естественно это дает возможность четче контролировать знания и умения каждого учащегося, простор для индивидуальной работы.
В 9-ых и 11 классах уже в начале учебного года (сентябрь) проводятся диагностические работы по типу демоверсий, цель которых определить западающие темы, группы обучающихся продвинутого уровня, группы риска и группы обучающихся, решающих средне. После чего учителем составляется планы работы с каждой группой и даже с отдельными учениками на весь учебный год, или на четверть, или на месяц. В течение года таких пробников проводится от четырех до пяти. Обучающихся это стимулирует к повышению своих знаний и результатов. Группы эти «подвижны», часто дети из одной группы переходят в другую, бывает, как и в лучшую, так и в худшую сторону. Составляются таблицы, где определяются проблемы, выявленные во время диагностической работы, и пути их решения. Такая таблица представлена ниже.
Проблемы, выявленные в подготовке учащихся 11 класса, и пути их решения
(по результатам пробного ЕГЭ по математике (база) 29.01.2018)
№ | Проблема | Как решается |
1. | Иррациональные уравнения | 1). Повторить свойства корней 2). Формировать умения выполнять вычисления и преобразования не используя калькулятора. 3). Дать домашнюю долгосрочную работу с подбором различных заданий по теме |
2. | Использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности, повседневной жизни и решению задач (на движение, простые проценты, с физическим содержанием, сплавы и смеси). | 1). Учить использовать приобретенные знания и умения по математике при решении задач, содержащих физическую направленность 2). Повторить умения выражать величину из данной формулы 3). Прорешать цикл задач на проценты и движение 3). Провести повторительную самостоятельную работу по этой теме |
3. | Числа и вычисления, действия со степенями, корнями, рациональными и иррациональными числами. | 1). Повторить все действия с действительными числами. 2). Повторить формулы сокращенного умножения, свойства степеней, корней 3). Формировать умения выполнять вычисления и преобразования не используя калькулятора 4). Повторить свойства радикалов, область допустимых значений |
4. | Геометрические задания: планиметрия и стереометрия | 1). Повторять теорию как из планиметрии, так и из стереометрии 2). Проверить знание формул площадей плоских фигур, площадей поверхностей многогранников и тел вращения 3). Проверить знание формул объемов многогранников и тел вращения 4). Учить решать геометрические задачи различными способами 5). Отрабатывать умения решать геометрические задачи |
| | |
План индивидуально – групповой работы учителя Петрашовой В.Н. по устранению проблем, выявленных в ходе проведения пробного ЕГЭ по математике с учащимися 11 класса 11.12.2016
Группа. | ФИ учащихся | Методы работы | Сроки. Формы работы |
Группа «риска» | Ракова А.– 1человек | 1. работа по образцам 2. работа по алгоритмам 3. индивидуальные консультации 4. проверка д/з, с последующим разбором и анализом ошибок 5.дополнительные д/з | На каждом уроке На самоподготовке На индивидуальных консультациях по понедельникам, пятницам |
Группа решающая средне | Алибаева, Ванюков, Барсукова, Ширяева, Чернушкин, Чаткина Тажикеев Шутова - 8 человек | 1. устранять проблемы выявленные по результатам пробного ЕГЭ 2. решать индивидуальные долгосрочные задания 3. формировать навыки самоконтроля 4. решать задания повышенной сложности 5. учиться решать рациональными способами, требующие минимальных затрат времени | На самоподготовке На уроках На индивидуальных консультациях Дома Работа в группах, в парах |
Группа, решающая задачи продвинутого уровня, но часто допускают грубые ошибки | Василега, Головина, Кирсанова, Нуйкин, Моношенкова, Половинкина Тягульская, Чумаков, Щур - 9 человек | 1. решать задания повышенной сложности 2. формировать навыки самоконтроля 3. учиться находить оптимальный способ решения 4. учиться решать рациональными способами, требующие минимальных затрат времени | Долгосрочные д/з С/р на уроках Индивидуальные работы. (утро с 7:30-8:15 каждый рабочий день) Работа в группах, в парах Решение заданий ЕГЭ на уроках |
Тылле Д. не писала работу по болезни.
На весь год учителем составляется план работы с группой риска и с группой продвинутого уровня.
Годовой план подготовки учащихся 9-ых классах группы риска к сдаче ОГЭ по математике
В 2017-2018году
Группа риска: ФИ учащихся перечисляются
№ п/п | Дата | Тема | Форма контроля |
1 | Сентябрь | Анализ типичных ошибок при сдачи ГИА в 2017году. | Разбор тестов с типичными ошибками. |
2 | | Занятие по теме: «Числа». Сравнение. Переход от одной записи к другой. Запись в стандартном виде. | Работа по карточкам. |
3 | | Соответствие между точками и числами на координатной прямой. Буквенная запись свойств и действий над числами. | Работа с тестами. |
4 | Октябрь | Запись числа в стандартном виде и выполнение действий с данными числами. | Работа с тестами. |
5 | | Проценты. Решение задач по теме: «Проценты». | Работа по карточкам. |
6 | | Решение текстовых задач на дроби, отношения, прямую и обратную пропорциональность, отношения. | Контрольный срез |
7 | Ноябрь | Занятия по теме: «Буквенные выражения». Нахождение значения выражения при указанных значениях переменных. | Работа с карточками. |
8 | | Нахождение области определения рациональных выражений, выражений содержащих переменные под знаком корня. | Работа с тестами. |
9 | | Составление буквенных выражений и формул по условию зада, рисунков, чертежей. | Работа с раздаточным материалом. |
10 | Декабрь | Работа с формулами. Выражение из формулы одну величину через другую. | Контрольный срез. |
11 | | Занятие по теме: «Преобразование выражений». Выражения, содержащие степени. | Работа с тестами. |
12 | | Преобразование целых выражений. Формулы сокращенного умножения. | Работа с раздаточным материалом. |
13 | | Разложение на множители. | Работа с тестами. |
14 | Январь | Действия с алгебраическими дробями. | Работа с карточками |
15 | | Преобразование числовых выражений, содержащих квадратные корни. | Контрольный срез. |
16 | | Занятия по теме: «Уравнения». Решение линейных уравнений, уравнений несложных дробно-рациональных. | Работа с тестами. |
17 | Февраль | Решение квадратных уравнений. Исследование квадратного уравнения. | Работа с тестами. |
18 | | Решение задач с помощью уравнений. | Работа с тестами. |
19 | | Репетиционный экзамен по алгебре. | |
20 | | Решение систем равнений. | Пробный тест. |
21 | Март | Занятия по теме: «Неравенства». Сравнение чисел. Применение свойств неравенств. | Работа с тестами. |
22 | | Решение неравенств и систем неравенств. | Работа с тестами. |
23 | | Решение квадратных неравенств. | Контрольный срез. |
24 | Апрель | Последовательности и прогрессии. Нахождение элементов и суммы нескольких членов прогрессии. | Работа с тестами. |
25 | | Репетиционный экзамен по алгебре. | |
26 | | Функции. Основные понятия. Нахождение значения функции, значение аргумента по заданному значению функции. | Работа с тестами. |
27 | Май | Работа по графику. Построение графиков элементарных функций. | Раздаточный материал. |
28 | | Решение задач по данным, считанным с графика. | Пробный тест. |
29 | | Разложение на множители различными способами. | Работа с тестами. |
У каждого учителя есть план работы по подготовке ЕГЭ или ОГЭ, например, у учителя Галимовой Н.В. он выглядит так:
План работы учителя математики Галимовой Н.В.
по подготовке к ОГЭ учащихся МОУ «СШИ №2»
2017 - 2018 учебный год
№ п/ п | Мероприятия | Сроки проведения |
1 | Работа учителя по информационной готовности к ОГЭ | |
| - Изучение учителем всех нормативных документов, связанных с организацией и проведением ОГЭ и положением о проведении ОГЭ-18 по математике, положением об итоговой аттестации учащихся 9 классов | В течение года, по мере поступления |
| Оформление папки с пакетом нормативных документов ОГЭ -2018 | сентябрь |
2 | Оформление наглядной агитации: - Особенности ОГЭ -2018. Планируемые изменения в КИМ - Система оценивания и минимальное количество первичных баллов для получения положительного результата - Демоверсия КИМ, кодификатор, спецификация экзаменационной работы; - Образцы заполнения бланков; - График - консультаций по подготовке к ОГЭ -2018; - Список электронных ресурсов, по подготовке к ОГЭ; - График проведения диагностических и тренировочных работ. | октябрь |
| Создание портфолио учащихся по подготовке к ОГЭ | В течение года |
| Подготовка раздаточных материалов, использование заданий открытого банка заданий с сайта ФИПИ и материалов других сайтов. | В течение года |
3 | Информационная работа с учащимися и их родителями | |
| - Изучение проекта демонстрационного варианта ОГЭ -2018 - Особенности ОГЭ -2018. Планируемые изменения в КИМ-2018 - Система оценивания и минимальное количество первичных баллов для получения положительного результата. | Родительские собрания по графику |
| Информирование об участии уч-ся 9 класса в тестировании, проведение диагностических и тренировочных работ по материалам сайта ФИПИ. График проведения диагностических и тренировочных работ. | |
| Подробное изучение демоверсии ОГЭ -2018. Сравнение с демоверсией ОГЭ -2017: отличия, особенности содержания и структуры работы. Система оценки. | октябрь |
| Изучение кодификатора, спецификации экзаменационной работы; | октябрь |
| Знакомство с бланковой документацией и правилами её заполнения, | в течение года |
| Знакомство с электронными ресурсами, с помощью которых можно готовиться к ОГЭ | В течение года, инф.стенд |
| Ознакомление с перечнем рекомендуемой литературы | В течение года, инф.стенд |
| Информирование родителей учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ: - правила поведения на экзамене; - инструкция по выполнению работы; | Декабрь, май |
| Информация о степени подготовленности выпускников, анализ работы учащихся по подготовке к экзамену. | В течение года |
| Инструктирование учащихся по проведению репетиционного ОГЭ | По графику ОУ |
| Психологическая помощь по подготовке к ОГЭ | В течение года |
| Информационная работа по вопросам: - поведения на экзамене; - подачи апелляции; | Май |
4 | Мониторинговая деятельность учителя | |
| - Ведение диагностических карт по учёту пробелов в знаниях учащихся и работа по ликвидации пробелов | В течение уч. года |
| Входная контрольная работа. Анализ работы, отправка отчёта | сентябрь |
| Выполнение и анализ репетиционных ОГЭ | С декабря по май по графику |
| Проведение консультативных занятий для уч-ся по подготовке к ОГЭ | Еженедельно по пятницам |
| Срезы знаний в форме ОГЭ по алгебре и геометрии | На уроках |
| Участие в репетиционном экзамене в рамках города | По графику ОО |
5 | Практическая работа - тренировки по подготовке к ОГЭ | |
| Решение заданий проекта демоверсии 2018 | Сентябрь |
| Анализ ошибок по заполнению бланков | |
| Анализ ошибок и разбор репетиционного ОГЭ, проведённого в декабре, вызвавших затруднения у учащихся. | Декабрь |
| Анализ ошибок и разбор заданий тренировочных работ, вызывающих затруднения у учащихся. | На элективе |
| Еженедельное выполнение домашней работы по материалам сайта alexlarin.net,сайта Гущина | В течение года |
| Тренировка заполнения бланков. | Ежемесячно |
| Решение и анализ тренировочных работ по графику во 2 полугодии | С января по май по графику |
| Решение заданий и их элементов продвинутого уровня на уроках в виде устных и письменных упражнений. | В течение года |
| Обобщающее повторение по темам материала кодификатора | На уроках в течение года согласно тематическому плану и на элективных курсах и консультациях |
| Индивидуальные занятия по выполнению заданий повышенного уровня | пятница, еженедельно |
| Информационная работа по вопросам поведения и апелляции на экзамене. | апрель, май |
В заключение отмечу, что кроме подготовки по предмету, важно обеспечить правильную мотивацию обучающихся к подготовке и сдаче ОГЭ и ЕГЭ. Важно показать необходимость подготовки, начиная с 5-го класса. Учитель должен выяснить настроение учащихся, фактор тревожности или завышенной самооценки. Здесь необходимо привлечь к работе еще и школьный психолог, который проведет диагностику и организует коррекционную работу. Не последнюю роль в подготовке к итоговой аттестации играют родители. Поэтому каждый учитель, работающий в выпускных классах, должен держать постоянную связь с ними через классного руководителя, посещать родительские собрания.