СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подготовки учащихся с ЗПР к ГИА-9 по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Особенности подготовки учащихся с ЗПР к ГИА-9 по русскому языку»

Особенности подготовки учащихся с ЗПР к ГИА-9 по русскому языку в формате ГВЭ

Обучающиеся с ЗПР учатся по ФАОП ООО, которая формируется с учетом психолого-педагогических особенностей развития и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

Срок получения основного общего образования при обучении по ФАОП ООО для обучающихся с ЗПР – 5 лет (5-9 классы). Для обучающихся с ЗПР необходим дифференцированный подход к отбору содержания программ учебных предметов с учетом особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.

По окончании основной школы учащиеся с ЗПР сдают ГВЭ по русскому языку. ГВЭ – государственный выпускной экзамен.

СПЕЦИФИКАЦИЯ экзаменационных материалов для проведения в 2024 году государственного выпускного экзамена по образовательным программам основного общего образования (письменная форма) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ- https://doc.fipi.ru/gve/gve-9/2024/spec_ru_pism_gve-9_2024.pdf

Для обучающихся с ЗПР ГВЭ представляет собой сжатое изложение по прослушанному и прочитанному тексту с творческим заданием (400-е номера вариантов). Эти экзаменационные материалы имеют ряд особенностей: допускаются тексты сюжетные и адаптированные с учётом категории экзаменуемых. Адаптация подразумевает упрощение конструкций по грамматическому и семантическому оформлению, упрощение многозвеньевой инструкции посредством деления её на короткие смысловыеединицы, задающие поэтапность (пошаговость) выполнения задания и т. д.

Особенности обучающихся с ЗПР

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы.

Ведущей остается игровая мотивация, с трудом формируются учебные интересы.

Слабо развитая произвольная сфера: умение сосредотачиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу.

Для детей типичны дезадаптивные формы поведения возбудимого или заторможенного характера.

Учащиеся испытывают затруднения при чтении, не могут выделить главное в информации, затрудняются при анализе, сравнении, обобщении, систематизации, обладают неустойчивым вниманием, бедным словарным запасом, имеют нарушения фонематического слуха и графомоторных навыков. Учащиеся с ЗПР работают на уровне репродуктивного восприятия, основой при обучении является пассивное механическое запоминание изучаемого материала, таким детям с трудом даются приемы умственной деятельности, овладение интеллектуальными умениями. Новые элементарные навыки вырабатываются у таких детей крайне медленно. Для их закрепления требуются многократные указания и упражнения. Как правило, сначала отрабатываются базовые умения с их автоматизированными навыками, а потом на подготовленную основу накладывается необходимая теория, которая нередко уже в ходе практической деятельности самостоятельно осознается учащимися.

Трудности, которые возникают при написании изложений и сочинений, у учащихся с ЗПР

Особенностями непосредственно письменного изложения текста учащихся с ЗПР являются: отсутствие цельности и связности текста, смысловые пробелы, упущение важных этапов повествования, добавление ненужных сюжетных элементов, отсутствие логики изложения, маленький словарный запас, многочисленные повторы слов, орфографические и дисграфические ошибки и другие.

Общие рекомендации при подготовке к ГИА-9

1)Обучающиеся должны запомнить, что переписывать текст не нужно!

2) Учащиеся должны уметь пользоваться словарями.

3) Должны уметь выделять ключевые слова (как помощь в запоминании текста) и составлять план.

4) Должны знать, как сократить текст.

5) Должны уметь записать текст, соблюдая орфографические и пунктуационные нормы.



Памятка «Как написать сжатое изложение»

1. Подготовьтесь к прослушиванию текста. Приготовьте черновик, на котором будете письменно фиксировать услышанный текст. Обязательно делайте записи! Это поможет вам лучше запомнить текст, т.к. зрительная информация лучше усваивается.

2. Делая записи, не бойтесь оставлять пробелы, если вы что-то не успели записать. При прочтении текста во второй раз вы спокойно сможете зафиксировать то, что пропустили.

3. Сокращайте слова. Потом, во время паузы между прочтениями вы сможете дописать их.

4. Прочитайте то, что записали, соедините записанные предложения в связный текст. Это важно для его последующего сокращения.

5. Определите тему текста (задайте себе вопрос: "О чем этот текст?"). Тема определяется по заглавию, по началу текста, по ключевым эпизодам, по повторам и т.д.

6. Определите основную мысль (суть, идею) текста (Задайте себе вопрос: "Чему учит текст? Что автор хотел доказать нам, написав этот текст?"). Идея либо прямо сформулирована в тексте, либо вытекает из отношения автора к описываемому в тексте, из настроения, которым проникнут текст.

!!! Без понимания темы и основной мысли текста невозможно написать изложение. Внимательно перечитайте текст несколько раз, если это необходимо. Подумайте, какие впечатления вызвал у вас текст, какое настроение доминирует в нем. Так будет проще определить тему и идею.

7. Определите тип и стиль речи, особенности построения текста (много ли прямой речи, цитат, терминов, риторических вопросов, описаний, рассуждений и т.д.). Это необходимо для понимания того, какие приемы сжатия целесообразнее применить.



8. Составьте план текста. Краткий, развернутый - на ваше усмотрение. Главная функция плана - помочь вам логически выстроить свое высказывание. В плане обязательно обозначьте микротемы.

9. В плане отметьте существенные детали (которые важны для повествования, раскрытия идеи текста) и несущественные, которые можно опустить, сократить и т.п.

10. Выберите способ сокращения текста. Будьте внимательны: в зависимости от стиля, типа, идеи текста приемы сжатия могут варьироваться, смешиваться. Возможно, вы сочтете нужным использовать только один способ сжатия текста, либо обратитесь к нескольким. План поможет вам вычленить главное и сформировать его в связный текст.

11. При написании изложения используйте способы и средства связи предложений в тексте:

- лексические (однокоренные слова, синонимы, повторы);

- лексико-грамматические (местоимения, союзы, вводные слова).

Будьте внимательны! Необходимо передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Разделяйте свой текст на абзацы, 1 абзац - 1 микротема.

Шаблон сочинения-рассуждения с аргументом из жизни

Сегодня я прочитал(а) текст (кого?) _________________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста). Он рассказывает о том, как ___________________________ (закончи это предложение и добавь ещё 2 своих предложения). Это произведение (кого?)______________ (имя и фамилию автора возьми в конце текста) заставило меня задуматься над вопросом: «___________________________________?» (перепиши вопрос точь-в-точь, как он звучит в задании).

По моему мнению, ___________________________ . (ответь на вопрос задания, как считаешь нужным). Я так считаю, потому что_______________ (закончи предложение).

Свой ответ я могу подтвердить примером из жизни. Однажды я видел(а) такой случай.____________________________________________________

__________________________________________________________________ (расскажи об похожем случае, напиши 5-6 предложений)

Получается, что я прав(а). _______________________________________________

(перепиши 1-ое предложение 2-го абзаца своего сочинения без слов «по моему мнению»)


Скачать

© 2023, 187 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!