СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности подхода в учебной деятельности к детям с различными зрительными заболеваниями

Нажмите, чтобы узнать подробности

При организации образовательного процесса слабовиящих детей педагогу важно иметь четкие представления о клинико-патофизиологической характеристике зрительного анализатора. Это позволит создать наиболее благоприятные условия для зрительной работы слабовидящих детей, поддерживать и совершенствовать их зрительную работоспособность, способствовать развитию зрительного восприятия и формированию качественных предметно-пространственных представлений.

Просмотр содержимого документа
«Особенности подхода в учебной деятельности к детям с различными зрительными заболеваниями»

Особенности подхода в учебной деятельности к детям

с различными зрительными заболеваниями

Зрительное заболевание

Испытывают трудности

Ограничения

Необходимо

Близорукость (миопия М):

Ребенок хорошо видит близко расположенные предметы и плохо - удаленные

▪ в восприятии написанного на доске;

▪ утомляются при плохом освещении (менее 500 лк);

▪ видят предметы диффузно (расплывчато);

▪ читают и пишут, низко склоняя голову;

▪ не могут переводить взор вдаль, в близь;

▪ нарушается сумеречное зрение

▪ прыжки

▪ резкое сотрясение тела

▪ длительные наклоны вниз

▪ Зрительная нагрузка – min

▪ мелкую работу (мозаика, конструктор, бисер) - исключить

▪ индивидуальная работа

▪ чередовать работу с отдыхом

▪ выполнять специальные упражнения для тренировки мышц глаз;

▪ оптимальное освещение рабочего места, ближе к источнику света – окну;

▪ контроль осанки обучающего;

▪ пособия на контрастном фоне (оранжево-желтых, зеленых тонов)

▪ зрительная нагрузка – 10 мин, отдых (работа на слух) 10 мин.

Дальнозоркость (гиперметропия Н)- нарушается зрение как вдаль, так и на близком расстоянии, однако последнее гораздо заметнее

▪ сужено поле обзора при чтении

▪ пишут узкие буквы

▪ быстро утомляются

▪ возникают головные боли

▪ неприятные ощущения в глазах

▪ работа вблизи

▪ работать у доски

▪ мелкие предметы

▪ иллюстрации для рассматривания давать по частям

▪ большее количество времени для формирования целостного образа объекта

▪ зрительная нагрузка max

Астигматизм (ast) – обучающийся видит предметы нерезкими или искаженными, вне зависимости от того, где они расположены.

Причина возникновения ast – неравномерное напряжение окологлазных мышц

▪ при чтении

▪ при соединении элементов букв, линий в чертежах и рисунках

▪ роняют школьные принадлежности, т.к. не видят четкой границы парты и других плоскостей

▪ частые головные боли


▪ зрительная нагрузка max

▪ прямое письмо менее утомительно

▪ на парту приклеить полоску для положения тетради

▪ при гиперметропическом ast:

мелкие предметы, мелкие рисунки;

▪ при миопическом ast:

показано что и при миопии



Амблиопия – формы понижения остроты зрения. Если амблиопия – нарушение врожденное, обучающийся не знает, что можно видеть как-то по другому. Поэтому воспринимают все как норму. Поэтому сам он жаловаться на зрение не будет.

▪ снижаются функции зрения,

▪ снижается скорость, точность, дифференцированность зрительного восприятия

▪ в выполнении практических действий

▪ в ориентировке в пространстве

▪ отстает от нормы в формировании познавательных интересов

▪ в овладении сенсорными эталонами


▪ пользоваться методикой зрительных нагрузок Л. Григорян при подборе дидактического материала

▪ д/м лаконичен, понятен

▪ посадка: взор на доску, картину со стороны лучше видящего глаза

▪ крупные предметы, графические образцы

Косоглазие – нарушение глазодвигательных функций. Этот недостаток выражается в снижении остроты зрения косящего глаза и нарушении бинокулярного зрения. На косящем глазу всегда наступает амблиопия

▪ затруднено динамическое восприятие

▪ зрительно-пространственный синтез

▪ косоглазие осложняет направление взгляда на объект

▪ нет четкого видения предметов


▪ при dev (отклонении) 15°- 20° - требовать ношение очков

▪ при расходящемся косоглазии подставка для книг не нужна

▪ при сходящемся – подставка для книг необходима

▪ необходимо обеспечить удобный режим работы

Колобома радужки - частичный дефект зрачка. При врожденных формах поражается 1/6 часть радужки

▪при работе фронтально

▪следует избегать резкого перепада t°, ветра

▪ систематическое лечение

▪наглядный материал

▪индивидуальные пособия

▪разрешать подходить к доске во время урока

Колобома зрительного нерва – на месте диска зрительного нерва имеется углубление овальной формы, с ровными краями

▪нарушения цветоощущения на красный и зеленый


▪учитывать данные состояния основных зрительных функций: центральное зрение цветовое зрение периферическое зрение светоощущение

характер зрения




Врожденная атрофия зрительного нерва – следствие внутриутробных заболеваний ЦНС. Вследствие этого снижается острота и сужается поле зрения, вплоть до слепоты

▪ во всех видах деятельности, связанных с передвижением (не видят движущихся предметов)

▪низкая работоспособность

▪в различении светлых изображений на темном фоне

▪присутствуют аномалии цветоразличения

▪фотофобы (испытывают дискомфорт при прямом попадании солнечного света на поверхность рабочего стола)


▪индивидуальный подход

▪сажать ближе к доске, по центру

▪подставка для книг

▪четкая разлиновка тетради

▪парта вдали от окна

▪лучше видят темные фигуры на светлом

▪проверить цветовосприятие

▪снижать информационную нагрузку перцептивного поля на 40 % в сравнении с нормой

▪100% насыщенность цветов

▪высокий контраст изображений

▪темп работы медленный

▪контроль над утомлением

▪не менее 2-х зрительных гимнастик за урок

Микрофтальм (признак слепоты и слабовидения) – врожденное уменьшение глазного яблока, сочетается с колобомой радужки, катарактой



▪ограничение физической нагрузки (есть предрасположенность к внутриглазному давлению)

▪дифференцированный подход от выраженности дефекта

Нистагм (своеобразная судорога глаз) – глаза бегают вертикально и горизонтально

▪затруднена фиксация взора на предмете

▪пишут дрожащую линию

▪с трудом удерживают строку

▪нистагм усиливается при возбужденном состоянии ребенка

▪обучающийся не должен списывать с доски

▪индивидуальные карты

▪при чтении использовать коррекционную следящую линейку

▪удобный режим для ребенка


Заболевания век


Блефарит – поражение края век, нарушение функции сальных желез. Выделяется большое количество секрета, на которые оседает пыль. Веки краснеют, утолщаются белые чешуйки.

Причины: аномалии рефракции.

Ячмень - воспаление волосяного мешочка.

Причины: появляется при ослаблении организма ребёнка, чрезмерном охлаждении, некоррегируемой H и ast.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!