Поэма М.Ю. Лермонтова «Демон»
История создания
Дата написания поэмы: 1829-1841 гг.
О чём говорит такая дата?
Автор духовно рос вместе с поэмой
Опубликована впервые в Германии в 1856 г., в России – в 1860 г.
М. Врубель. Летящий Демон. 1890
История художественного образа
В античной литературе «демоническое» – это стремление человека к мудрости, познанию самого себя.
В библейском мифе демон – падший ангел, взбунтовавшийся против Бога.
В Средневековой литературе демон – это дух отрицания, «враг человеческий».
М. Врубель. Демон сидящий.
Каков Демон Лермонтова?
Задание : Прочитайте фрагменты поэмы, в которых даётся характеристика Демона и его описание:
Ч. 1 – главы 2, 4, 9, 11, 15, 16
Ч. 2 – главы 7-9
И заполните таблицу «Черты Демона»
Положительные
Отрицательные
М. Врубель. Тамара и Демон. 1890
Каков Демон Лермонтова?
Вывод:
Демон Лермонтова – это скиталец, отвергнутый небом и землёй, и в тоже время внутреннее сознание человека. Совмещает в себе человеческое, ангельское, дьявольское.
В основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом.
М. Врубель. Тамара и Демон. 1890
Задание:
Сравните описание Демона в момент появления перед Тамарой и в момент борьбы с Ангелов за её душу. Какой из обликов является истинным и почему?
Прочитайте диалог Демона и Тамары (Ч. 2 – глава 10)
- На что в речах Демона вы обратили особое внимание?
- Вызывают ли они доверие? Обоснуйте свой ответ
М. Врубель. 1890
Образ Тамары
- С какой целью вводит автор в поэму образ Тамары?
- С помощью цитат составьте портретную характеристику героини и рассказ о её судьбе Ч. 1 – главы 5-8
- Что привлекло Демона в Тамаре?
М. Врубель. Пляска Тамары. 1890
Образ Тамары
Вывод : Тамара - воплощение жизни и красоты. Эпитет «божественная» противопоставляет её главному герою, изгнанному из рая.
Её судьба – стать женой-рабыней, потерять свободу. После смерти жениха ей кажется, что монастырь поможет обрести покой.
Для Демона Тамара – родная душа, сомневающаяся, жаждущая познания.
Образ Демона – один из центральных в поэтике романтизма.
Дж. Мильтон, Дж. Байрон, И. Гёте, А. Пушкин
В 1829 г. в лирике Лермонтова появился образ Демона, который проходи через всё его творчество.
В этом образе воплотился неразрешимый конфликт мировоззрения поэта – конфликт между гармонией и хаосом, добром и злом, покоем и поиском.
«Демоническая» гордость не даёт лирическому герою смириться с существующим миропорядком, провоцирует на бунт и отрицание:
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой.
(«Я не ангелов и рая…», 1831)