СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности построения профилактических программ для подростков и молодежи.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, предполагает системное воздействие на человека. При всех благих целях, важно помнить, что любое воздействие должно предоставлять возможность выбора, тем самым обеспечивая соблюдение прав человека.

Просмотр содержимого документа
«Особенности построения профилактических программ для подростков и молодежи.»

Особенности построения профилактических программ для подростков и молодежи

Профилактику можно рассматривать как комплексный, последовательный, систематичес­кий процесс, направленный на создание благоприятных условий для жизнедеятельности че­ловека и формирование у него сознательного отношения к собственному здоровью.

Одна из главных составляющих профилактики - предотвращение заболеваний и устранение факто­ров риска для здоровья. В широком смысле профилактика ставит своей целью повышение ка­чества жизни и сохранение здоровья человека.

Принципы построения профилактических программ для подростков и молодежи:

1. Профилактические программы должны иметь конструктивно-позитивный характер. Это предполагает в меньшей степени демонстрацию негативных последствий рискованных поведенческих форм и в значительно большей степени - аргументацию в пользу ответственного отношения к здоровью, а также развитие навыков анализа ситу­ации и выбора оптимальных форм поведения.

2. Профилактические программы должны быть комплексными, что предполагает последовательную работу на разных уровнях решения проблемы - медицинском, психологическом, личностном, социальном, бытовом, правовом. На каждом уровне в программу должны вовлекаться сами подростки и молодежь, ее ближайшее окружение и лица, предоставляющие услуги.

3. Профилактические программы должны работать на опережение. Большей резуль­тативности они достигают при фокусировании значительных усилий на преломлении еще только зарождающихся негативных тенденций, а не на борьбе с их последствиями.

4. Каждое мероприятие, проводимое в рамках профилактических программ, должно быть своевременным. Эффективность мероприятия будет высокой, если оно приу­рочено к каким-либо определенным датам или значимым для данной группы молодежи событиям.

5. Все компоненты профилактических программ должны быть доступны для той груп­пы молодежи, на которую программа рассчитана. Это в равной мере относится к возм­ожности участия в программных мероприятиях, приобретения информационных
материалов, прохождения обследования, получения необходимой консультации у спе­циалиста, обсуждения проблемы с заинтересованными лицами.

6. Все компоненты профилактических программ должны дополнять друг друга. Активное информационное воздействие дополняется возможностью получения адекват­ных услуг, формирование мотивации к отказу от рискованного поведения.

Основные стратегии воздействия, используемые в профилактических программах для подростков и молодежи:

Профилактическая работа, направленная на изменение поведения, предполагает системное воздействие на человека. При всех благих целях, провозглашаемых разработчиками прог­рамм, необходимо помнить, что любое воздействие должно предоставлять возможность вы­бора, тем самым обеспечивая соблюдение прав человека.

В основе воздействия на человека лежат несколько стратегий: использование фактора стра­ха, отвлечение внимания, повышение информированности, убеждение, формирование по­зитивных навыков. Независимо от того, в каком сочетании и последовательности применя­ются эти способы, результирующий вектор всех стратегий воздействия направлен на изме­нение отношения, мотивации и поведения..

Виды стратегий воздействия

Информационные стратегии. В основе информационных стратегий лежит предоставле­ние целевой аудитории актуальной, достоверной и всеобъемлющей информации по пробле­ме. Информационное воздействие в большинстве случаев сочетается с другими стратеги­ями, что позволяет существенно расширить каналы донесения информации и повышает эф­фективность профилактической работы.

При разработке информационных стратегий необходимо учитывать специфику инфор­мационного воздействия.

  1. Использование фактора страха должно быть минимальным и рационально обосно­ванным. Сознание человека довольно быстро адаптируется к часто повторяемым «стра­шилкам», переставая воспринимать их как реальную угрозу. Кроме того, человеческий мозг, защищаясь от агрессивного напора внешних раздражителей, включает защитные механизмы, которые позволяют абстрагироваться от нежелательной информации. Нельзя исключить, что некоторые представители целевой аудитории после получения устрашающей информации испытают панику, стресс; у них может начаться депрессия. Такая реакция помешает оценить передаваемые сообщения рационально. В результате и оставшиеся равнодушными, и воспринявшие информацию чересчур эмоционально перестанут адекватно реагировать на устрашающие факты и призывы и тем самым бу­дут исключены из сферы информационного воздействия.

  2. Информация должна быть адресной, рассчитанной на конкретного потребителя. Сообщения, рассчитанные на всех, никогда не достигнут желаемого эффекта. При пере­даче информации важно понимать, что говоришь, кому, зачем и почему именно сейчас.

  3. Информация должна соответствовать возможностям ее восприятия целевой аудито­рией. При превышении предела информационного запроса передаваемые сообщения могут вызвать неадекватный интерес, потребность проверить сказанное на практике или наоборот - обесценить и упростить проблему. В каждом из этих случаев желаемый результат информационного воздействия не достигается.

  4. На основании предварительного исследования должна быть просчитана ожидаемая реакция целевой аудитории на информационное воздействие. Представление о том, что подумает и что захочет предпринять целевая аудитория под влиянием полученной информации, позволит разработать понятный для нее призыв к какому-либо действию, который должен быть обязательным компонентом информационных сооб­щений.

Стратегия развития жизненно необходимых навыков и ценностей. В основе этой стратегии лежат формирование ценностных установок, развитие жизненных навыков и по­вышение личной уверенности. Необходимость применения стратегии обусловлена недоста­точным развитием у молодых людей навыков общения, неагрессивного отстаивания своих позиций, мирного разрешения конфликтных ситуаций, отказа от рискованных предложе­ний.

Стратегия жизненно необходимых навыков и ценностей может реализовываться в форме групповых тематических тренингов, ролевых игр и индивидуаль­ного медико-психологического консультирования.

Стратегия ценностной альтернативы предполагает демонстрацию молодежи новых мо­делей поведения взамен ранее практиковавшихся. В основе стратегии лежит формирование мотивации к изменению поведения на основе полученной аргументации в пользу новых мо­делей поведения.

Стратегия ценностной альтернативы может реализовываться во встречах с людьми, изменившими свое поведение, в групповых тренингах, в предоставлении информации о жизненных перспективах.

Стратегия включения социальных сетей. В основе данной стратегии лежит привлече­ние к системному воздействию на молодых людей представителей значимого для них окру­жения: педагогов, родителей, сверстников, кумиров, других авторитетных для конкретной целевой группы лиц. Использование этих ресурсов дает возможность персонифицировать профилактическую работу и существенно расширить ее потенциал.

Стратегия включения социальных сетей может реализовываться в индивидуальных бе­седах, тематических мероприятиях, массовых акциях, вовлечении молодежи в профилакти­ческую работу.

Стратегия (модель) изменения поведения. Эта стратегия является комбинацией эле­ментов различных, в том числе и вышеперечисленных, стратегий. Стратегия основана на психологических закономерностях этапов изменения поведения человека. Подчас людям требуется длительное время, чтобы изменить свое поведение. Очень редко человек начинает вести себя по-новому, всего лишь раз получив информацию о проблеме или услышав призыв к каким-то действиям.

Стратегия изменения поведения может включать элементы раз­личных эффективных стратегий - от информационного воздействия до общественного по­ощрения за практикуемое рациональное поведение. Выбор необходимого воздействия опре­деляется тем, на каком этапе изменения поведения находится молодой человек.

Социальная реклама, плакаты, видеоклипы эффективны в основном на первом этапе - они помогают обратить внимание на проблему. Для изменения поведения требуется значительно более комплексное воздействие: печатные материалы, телефон доверия, консультации спе­циалистов. Для достижения стабильных результатов нужны группы поддержки, социально-психологические службы, целенаправленная работа с окружением.

 

Схема 1. Этапы изменения поведения человека*.

* Стратегию изменения поведения разработали американские психологи Джеймс Прочаска и Карло Ди Клементе. Сейчас ее принципы используются в трансформированном виде в самых разных областях деятельности, требующих изменения отношения или поведения людей

 

I этап. Преднамерение. Человек не знает о существовании проблемы или не считает ее значимой для себя лично. Он открыт для информации, но пассивен в ее поиске и потому не готов к изменениям.

На данном этапе профилактическую работу необходимо направлять на оказание максималь­ного информационного воздействия: привлечь внимание к проблеме, привести к осознанию собственного риска. Возможные формы работы: акции, информационные занятия, индиви­дуальные беседы.

II этап. Одобрение. На этой стадии человек признает значимость проблемы лично для себя. Он готов получать новую информацию, обсуждать проблему с авторитетным для него окружением, но не предпринимает для этого каких-либо усилий.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на расширение инфор­мационного воздействия и формирование мотиваций к изменению поведения. Необходима конкретная информация о степени риска, убедительные аргументы в пользу изменения при­вычного поведения. Возможные формы работы: предоставление информационных материа­лов, индивидуальные и групповые беседы.

III этап. Намерение. Человек осознает необходимость изменения поведения, обдумывает возможные варианты действий и условия, необходимые для изменения. Намеревается про­консультироваться с лицами, компетентными в данной проблеме. Готов предпринять конк­ретные усилия для изменения поведения.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на обеспечение возмож­ности доступа к информационным и консультативным услугам. Необходимо обучать новым навыкам и техникам самоконтроля, поощрять успехи, помогать изменять привычную обста­новку, избегать рискованных ситуаций. Возможные формы работы: ролевые игры, индивиду­альные и групповые беседы, консультирование, телефон доверия.

IV этап. Практика. Человек пытается реализовать принятые решения по изменению пове­дения, обсуждает проблему со значимым окружением, консультируется со специалистами. Стремится получить дополнительную информацию. Отказывается от практиковавшегося ра­нее поведения.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на поощрение измене­ний в поведении и предотвращение срывов, формирование адекватных жизненных и соци­альных навыков. Необходима система само поддержки, взаимоподдержки, профессиональ­ной поддержки. Возможные формы работы: тренинги принятия решений, индивидуальное консультирование, тренинги развития навыков, телефон доверия.

V этап. Поддержание. Человек получает первые результаты практикуемого нового поведе­ния. Признает выгоду. Расширяет свои действия по закреплению нового поведения.

На данном этапе профилактическая работа должна быть направлена на расширение подде­ржки со стороны авторитетного окружения, предоставление дополнительных альтернатив «старому» поведению. Необходимо помогать в достижении чувства гордости достигнутыми результатами. Возможные формы работы: консультирование, группы поддержки, семейное консультирование, тренинги развития навыков и личностного развития.

В зависимости от конечного результата в этапы изменения поведения могут быть включены также Агитация и Рецидив. В первом случае человек становится настолько убежденным сторонником практикуемого им нового поведения, что может при желании включиться в работу по его продвижению среди своих сверстников. Не исключен и второй вариант, когда отсутствие поддержки со стороны окружения или возможностей для поддержания нового поведения приводит к отказу от попыток изменения и возвращению к проблемному поведению.

Не всегда этапы изменения поведения являются звеньями последовательного процесса. Одни люди проходят все этапы, другие – только часть из них. Так, например, иногда люди меняют свое поведение, подчиняясь социальным нормам или давлению со стороны общества, а вовсе не потому, что лично считают данное поведение правильным. Однако, действуя в течение какого-то времени в соответствии с новой практикой, люди могут убедится в ее преимуществах. Это повышает их приверженность новому поведению.

Уровни профилактического воздействия.

В зависимости от характера влияния на целевые аудитории выделяют следующие уровни профилактического воздействия: личностный уровень, уровень ближайшего окружения, общественно-социальный уровень. В контексте профилактических программ среди молоде­жи работа на каждом из трех уровней имеет большое значение.

Личностный уровень предполагает непосредственное общение лица, осуществляющего профилактическую деятельность, с одним подростком или с их группой. Формы работы, осу­ществляемой на личностном уровне, включают индивидуальное консультирование, группо­вые тренинги, обучение по принципу «равный – равному». Работа на личностном уровне поз­воляет наиболее эффективно содействовать формированию у подростка активной позиции по отношению к проблеме, отработке навыков оценки потенциального риска для здоровья и ответственного поведения в определенных жизненных ситуациях.

Уровень ближайшего окружения предполагает взаимодействие со значимыми для под­ростков людьми, т.е. с теми, кто может оказать на них существенное влияние, - родителями, учителями, сверстниками, социальными работниками, медиками и т.д. При этом цели про­филактической работы на уровне ближайшего окружения совпадают с целями работы на личностном уровне: повлиять на отношение молодежи к своему здоровью, повысить мотива­цию к безопасному поведению. Задачи ближайшего окружения - создать безопасное и, при необходимости, поддерживающее жизненное пространство для подростков (то есть одобря­ющее и принимающее новое поведение человека, разделяющее его взгляды на безопасность и т.д.).

Формы работы на уровне ближайшего окружения могут варьировать от индивидуальных бе­сед и семейного консультирования до групповых мероприятий или тематических акций.

Общественно-социальный уровень воздействия предполагает формирование широкой общественной поддержки программ по изменению поведения, стимулирование профилак­тической деятельности различных государственных и общественных организаций, актив­ную информационно-пропагандистскую работу средств массовой информации, вовлечение в профилактическую деятельность молодежных кумиров.

К формам работы на этом уровне могут быть отнесены массовые информационные кампа­нии, крупные тематические акции, организационная и финансовая поддержка профилакти­ческих программ организаций, работающих с молодежью.

Формы профилактической работы.

Многообразие форм, которые применяются в профилактической работе с молодежью, мож­но сгруппировать в индивидуальные и групповые, различающиеся, соответственно, по числу участников, взаимодействующих между собой в процессе профилактической работы.

К индивидуальным формам работы относятся индивидуальное консультирование и ин­формационная телефонная линия (или ее модификация - телефон доверия).

Индивидуальное консультирование - конфиденциальная беседа со специалистом для получения медицинской, психологической, юридической или социально-реабилитацион­ной поддержки. Консультирование дает возможность обратившемуся подростку осознать свою проблему, обсудить ее со специалистом и совместно найти возможные пути решения или преодоления сложной ситуации, а также, если требуется, освоить и закрепить новые сти­ли поведения. Индивидуальные консультации в большинстве случаев проводятся профиль­ными специалистами. Однако иногда этим могут заниматься и специально подготовленные волонтеры. Работа волонтеров может включать проведение поддерживающих бесед, раздачу информационных материалов, информирование о деятельности помогающих организаций (кризисных или медико-социальных центров), работу с письмами.

В сложных случаях волонтеры могут направлять своего собеседника к консультирующим специалистам (профильным врачам, психологам, юристам). Эта часть деятельности волонте­ров называется посредничеством, или переадресацией.

В большинстве случаев подростки обращаются за консультированием по поводу:

  • поведения в конфликтных ситуациях, неумения общаться с агрессивной психологической средой;

  • адаптации в новом коллективе или в группе сверстников;

  • преодоления возрастных и этапных психологических кризисов;

  • устранения причин стеснительности, трудностей в общении;

  • получения информации по вопросам физиологии и способов предупреждения забо­леваний.

Индивидуальное консультирование помогает обратившемуся за помощью подростку:

  • разобраться в своей жизненной ситуации;

  • принять оптимальные решения по различным жизненным проблемам;

  • изменить поведение, сделать его более продуктивным, приносящим большее удовлетворение;

  • найти пути решения проблем;

  • повысить самооценку.

Информационные телефонные линии затрагивают самые разные проблемы молоде­жи: здоровье, кризисные ситуации, ВИЧ/СПИД, контрацепция, насилие и пр. Основное пред­назначение таких линий - общение между людьми. Количество и разнообразие телефонных линий, организованных в последние годы в различных городах нашей страны, свидетель­ствуют о востребованности этого универсального средства общения. Телефонная линия поз­воляет людям, обеспокоенным каким-либо вопросом или же просто чувствующим себя оди­ноко, поговорить с доброжелательно настроенным человеком, который сможет удовлетво­рить их потребность в информации и общении.

Некоторые телефонные линии создаются для предоставления позвонившим только объек­тивных фактических данных, без каких-либо личных комментариев сотрудника. В этом слу­чае позвонивший человек на основании полученной информации сам принимает решение о том, что ему предпринять. Большинство телефонных линий, связанных с теми или иными ас­пектами здоровья человека, сочетают в себе информационный и консультативный компо­ненты. Это означает, что сотрудник линии в процессе разговора предлагает клиентам вари­анты тех или иных действий. Именно поэтому подготовка сотрудников горячей линии включает в себя не только предоставление новейших знаний по различным аспектам здоровья, но и обучение навыкам консультирования.

Однако далеко не каждый позвонивший или лично обратившийся за консультацией подрос­ток сможет легко говорить о проблемах, связанных с собственным здоровьем. Некоторые просто смущаются, других волнует, что по каким-то причинам они не смогут следовать реко­мендациям врача, третьи стесняются идти на прием к врачу и поэтому рассчитывают на ано­нимность. Зачастую подростки даже не совсем четко представляют, какая именно информа­ция им необходима и в какой помощи они, собственно, нуждаются. У них могут возникнуть трудности и при формулировании проблемы. Каждый обратившийся за консультацией под­росток должен быть уверен в том, что на его вопрос ответит сведущий, небезразличный че­ловек.

К групповым формам работы относятся: семинары, тренинги развития навыков, ак­ции, группы поддержки.

Наиболее эффективными при работе с молодежью являются активные групповые формы ра­боты - семинары и тренинги. Семинары призваны информировать и формировать отно­шение к проблеме, тренинги - развивать или отрабатывать навыки.

В групповых мероприятиях используют разные методы работы: лекции, работу в мини-груп­пах, дискуссии, опросы, «мозговые штурмы», ролевые игры, анализ жизненных ситуаций, об­суждение видеофильмов, викторины, беседы со специалистами или с затронутыми пробле­мой людьми.

Семинары - это занятия в группах из 15-25 участников, на которых могут обсуждаться проб­лемы, информационные сообщения, дискуссии, беседы со специалистами. Семинары позво­ляют в активной форме передать информацию о проблеме, создать условия для того, чтобы участники задумались о проблеме и сформировали свое отношение к ней. Семинары позво­ляют создать атмосферу доверия, дают возможность обсудить волнующую тему со сверстни­ками, достичь психологического контакта с каждым из участников.

Иногда семинары для подростков проводятся по требованию взрослых людей - педагогов или родителей. В условиях принудительного участия сложно добиться доверия и личной за­интересованности подростков. Предотвратить такую ситуацию можно за счет предваритель­ного пробуждения у молодежи интереса к обсуждаемой проблеме, актуализации темы путем опроса, предварительной презентации или яркой молодежной акции. Активность подрост­ков можно стимулировать чередованием информационных и игровых блоков, вовлечением в дискуссию, расширением актуальных для молодежи тем семинаров.

Тренинги развития навыков - это чаще всего серия групповых занятий, на которых ис­пользуются разнообразные психологические методики. Цель тренингов - более глубокая проработка проблемы, формирование и отработка навыков уверенного поведения, общения, разрешения конфликтов, познания себя и пр. На тренингах в большей степени, чем на семи­нарах, используются ролевые игры, «мозговые штурмы», анализ реальных жизненных ситуа­ций. Тренинги позволяют персонифицировать проблему, рассмотреть ее с различных точек зрения, отработать линию поведения в наиболее типичных ситуациях.

Проведение тренингов требует от ведущих высокой профессиональной подготовки и боль­шой затраты сил. Поэтому их проводят специалисты - психологи, педагоги, квалифициро­ванные тренеры.

Среди групповых форм работы особое место занимают акции - массовые, зрелищные, чаще всего единичные мероприятия, которые проводятся с целью привлечения внимания молоде­жи к какой-либо проблеме. В роли зрителей на акциях выступает целевая аудитория. Акции позволяют собрать большое количество участников, привлечь внимание широкой общест­венности, улучшить имидж организаторов, распространить среди зрителей тематические информационные материалы, иногда - провести сбор целевых финансовых средств.

Несмотря на свою привлекательность, акции по ряду причин не всегда достигают поставлен­ных задач. Часто разовые акции оторваны от системной профилактической работы; нередко ведущие акций и приглашенные лица недостаточно информированы о проблеме; зрителей может в большей степени интересовать выступление артистов, а не сама проблема. Если ак­ция не встроена в целостную профилактическую программу (от информационных кампа­ний до оказания услуг), оценить эффективность ее проведения достаточно сложно.

В группах поддержки люди, объединенные сопричастностью к одной проблеме, оказыва­ют друг другу помощь в ее решении. Участники таких групп имеют как позитивный, так и не­гативный опыт решения жизненно важных для них вопросов, поэтому могут оказать сущест­венную практическую помощь тем, кто обращается за помощью. Создавать группы поддерж­ки могут самые разные люди: матери потребителей наркотиков; люди, живущие с ВИЧ/СПИ­Дом; анонимные алкоголики; люди, прошедшие курс лечения от наркотической за­висимости и пр. Группы поддержки сильны личной заинтересованностью участников в ре­шении проблемы, выраженной мотивацией к оказанию помощи всем, кто с этой проблемой сталкивается впервые.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!