СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности построения современного урока в условиях введения

ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

 

Просмотр содержимого документа
«Особенности построения современного урока в условиях введения ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).»

ГБОУ «Азнакаевская школа для детей с ОВЗ»













Особенности построения современного урока в условиях введения

ФГОС образования, обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

































Учитель: Аетов Р.Р.





2022 г.



Оптимальная система урока

  • 1. Усиленная мотивация детей к познанию окружающего мира.

  • 2. Демонстрация того, что школьные занятия – это получение не отвлеченных от жизни знаний, а наоборот - необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

  • 3. Большая часть времени на уроке должна быть посвящена изучению нового материала ("учить на уроке").

  • 4. Чтобы новое прочно усвоилось, надо определить его в зону ближайшего развития, привязать к старому, знакомому, которое вспоминается (актуализируется) перед объяснением.

  • 5. Контрольная функция в уроке - это постоянная обратная связь "ученик - учитель".

  • 6. Закрепление проводится в форме повторения и применения знаний.

Урок современного типа

  • Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

  • Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

  • Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Практическая деятельность учащихся

  • Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя, учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности) Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

  • Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

  • Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

  • Оценивание учащихся

  • Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

  • Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили проводится рефлексия

  • Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех) Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Современный урок для детей с ОВЗ - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, проектор, интерактивная доска и т.п.);

  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику.

  • урок, содержащий разные виды деятельности.

  • урок, на котором ученику должно быть комфортно.

  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.

  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

Требования, предъявляемые к построению современного урока:

  • хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

  • учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, нацелить детей на определённую тему;

  • урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

  • минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

  • времясбережение и здоровьесбережение;

  • в центре внимания урока - дети;

  • учет уровня и возможностей учащихся;

  • умение демонстрировать методическое искусство учителя;

  • планирование обратной связи;

  • урок должен быть добрым.

  • урок должен иметь результат!

Основные требования, которые предъявляются к уроку в специальной школе:

  • реализация на уроке всех дидактических принципов, как общедидактических, так и коррекционных;

  • создание условий для продуктивной деятельности учителя и учащихся; - использование достижений современной педагогической (коррекционной) теории и практики;

  • умелое использование педагогических средств воздействия на обучающихся;  

  • учет индивидуальных и психологических особенностей учащихся;

  • научность и достоверность сообщаемых знаний, их практическая направленность;

  • рациональное использование на уроках наглядности;

  • формирование необходимых знаний, умений и навыков, формирование умения учиться.

Специальные требования: 1. Замедленность темпа обучения. 2. Упрощение структуры ЗУН в соответствии с психофизическими возможностями ученика. 3. Осуществление повторности при обучении на всех этапах и звеньях урока. 4. Максимальная опора на чувственный опыт ребёнка. 5. Максимальная опора на практическую деятельность и опыт ученика. 6. Опора на более развитые способности ученика.

Тип №1. Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков. Цели: Деятельностная: научить детей новым способам нахождения знания, ввести новые понятия, термины. Содержательная: сформировать систему новых понятий, расширить знания учеников за счет включения новых определений, терминов, описаний. Структура урока обретения новых знаний

  •          Мотивационный этап.

  •          Этап актуализации знаний по предложенной теме и осуществление первого пробного действия

  •          Выявление затруднения: в чем сложность нового материала, что именно создает проблему, поиск противоречия

  •         Разработка проекта, плана по выходу их создавшегося затруднения, рассмотрения множества вариантов, поиск оптимального решения.

  •         Реализация выбранного плана по разрешению затруднения. Это главный этап урока, на котором и происходит "открытие" нового знания.

  •          Первичное закрепление нового знания.

  •          Самостоятельная работа и проверка по эталону.

  •          Включение в систему знаний и умений.

  •          Рефлексия, включающая в себя и рефлексию учебной деятельности, и самоанализ, и рефлексию чувств и эмоций.

Тип №2. Урок рефлексии.

  • Цели:

Деятельностная: формировать у учеников способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа, научить детей находить причину своих затруднений, самостоятельно строить алгоритм действий по устранению затруднений, научить самоанализу действий и способам нахождения разрешения конфликта. Содержательная: закрепить усвоенные знания, понятия, способы действия и скорректировать при необходимости. Структура урока-рефлексии по ФГОС

  • Мотивационный этап.

  • Актуализация знаний и осуществление первичного действия.

  • Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

  • Построение плана по разрешению возникших затруднений (поиск способов разрешения проблемы, выбор оптимальных действий, планирование работы, выработка стратегии).

  • Реализация на практике выбранного плана, стратегии по разрешению проблемы.

  • Обобщение выявленных затруднений.

  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки по эталонному образцу.

  • Включение в систему знаний и умений.

  • Осуществление рефлексии.

  • В структуре урока рефлексии четвертый и пятый этап может повторяться в зависимости от сложности выявленных затруднений и их обилия.

 

Тип №3. Урок систематизации знаний (общеметодологической направленности). Цели: Деятельностная: научить детей структуризации полученного знания, развивать умение перехода от частного к общему и наоборот, научить видеть каждое новое знание, изученный способ действий в рамках всей изучаемой темы. Содержательная: научить обобщению, развивать умение строить теоретические предположения о дальнейшем развитии темы, научить видению нового знания в структуре общего курса, его связь с уже приобретенным опытом и его значение для последующего обучения. Структура урока систематизации знаний

  • Самоопределение.

  • Актуализация знаний и фиксирование затруднений.

  • Постановка учебной задачи, целей урока.

  • Составление плана, стратегии по разрешению затруднения.

  • Реализация выбранного проекта.

  • Этап самостоятельной работы с проверкой по эталону.

  • Этап рефлексии деятельности.

Тип №4. Урок развивающего контроля. Цели: Деятельностная: научить детей способам самоконтроля и взаимоконтроля, формировать способности, позволяющие осуществлять контроль. Содержательная: проверка знания, умений, приобретенных навыков и самопроверка учеников. Структура урока развивающего контроля

  •  Мотивационный этап.

  •  Актуализация знаний и осуществление пробного действия.

  •  Фиксирование локальных затруднений.

  •  Создание плана по решению проблемы.

  •  Реализация на практике выбранного плана.

  •  Обобщение видов затруднений.

  • Осуществление самостоятельной работы и самопроверки с использованием эталонного образца.

  •  Решение задач творческого уровня.

  •  Рефлексия деятельности.

Формулируя образовательные задачи, необходимо помнить о том, чему нужно учить на уроке и что для этого нужно сделать, а именно:

  • формировать (формирование) у учащихся представления о;

  • выявить (выявлять);

  • знакомить, познакомить, продолжать знакомить;

  • уточнить;

  • расширить;

  • обобщить;

  • систематизировать;

  • дифференцировать;

  • учить применять на практике;

  • учить пользоваться;

  • тренировать;

  • проверить  

Коррекционно-развивающие задачи:

  • коррекция внимания (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения;

  • коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение;

  • коррекция и развитие связной письменной речи;

  • коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной);

  • коррекция и развитие зрительных восприятий;

  • развитие слухового восприятия;

  • коррекция и развитие тактильного восприятия;

  • коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений);

  • коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления);

  • коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки, умение выражать свои чувства;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать интерес к учебе, предмету;

  • воспитывать умение работать в парах, в команде;

  • воспитывать самостоятельность;

  • воспитывать нравственные качества (любовь, бережное отношение к …, трудолюбие, умение сопереживать и т.п.)

Современные технологии

  • технология разноуровневого обучения;

  • технология проблемного обучения;

  • метод проектов;

  • игровые технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • нравственная технология;

  • здоровьесберегающие технологии; 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!