СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности познавательной сферы умственно-отлсталых школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности познавательной сферы умственно-отлсталых школьников

Просмотр содержимого документа
«Особенности познавательной сферы умственно-отлсталых школьников»

Особенности развития обучающихся с нарушением интеллекта

Под нарушением интеллекта или, другими словами, умственной отсталостью понимается стойкое нарушение познавательной деятельности, которое возникает вследствие органического поражения головного мозга ребёнка или после полученных травм головного мозга, или как осложнение после перенесенных каких-либо тяжелых заболеваний. 
Дети с нарушением интеллекта имеют необратимые нарушения развития и никогда не смогут догнать сверстников, поэтому в большей степени их обучение в образовательных учреждениях направлено на развитие их жизненной компетенции для адаптации в социуме. Это является первостепенной задачей учителя. 

Психические процессы у умственно отсталого школьника такие как внимание, память, мышление, восприятие имеют ряд специфических особенностей. Рассмотрим подробнее особенности развития познавательной сферы обучающихся.

Внимание

Внимание у детей с нарушением интеллекта характеризуется рядом особенностей: трудностью его привлечения, невозможностью длительной активной концентрации, быстрой и лёгкой отвлекаемостью, неустойчивостью, рассеянностью, низким объёмом. Обучающиеся с УО на уроках крайне рассеяны, часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10 мин. Для того, чтобы удержать внимание таких обучающихся необходимо использовать разнообразный красочный материал, а также должна быть частая смена видов деятельности. Кроме того, для развития внимания мы рекомендуем использовать на разных этапах уроков различные упражнения. Например, на начальном этапе урока, при постановке темы, можно использовать следующие задания: «Перепутанные линии», «Лабиринт», «Криптограммы», «Зачеркни повторяющиеся буквы»,. На этапе усвоения знаний можно предложить задания «Найди отличия», «Найди слово».

Мышление обучающихся с УО

Мышление является главным инструментом познания. Оно протекает в форме таких операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация.

Анализ у таких детей характеризуется недостаточной полнотой и точностью, бессистемностью и непоследовательностью, хаотичностью. При анализе объекта они выделяют лишь отдельные, хорошо им знакомые, наиболее заметные части объекта, не стремятся произвести детальный анализ, пропускают ряд важных свойств. Так, например, сравнивая корову и лошадь, обучающийся выделяет общий признак – копыта, но не называет существенные признаки.

Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов. Выделяя в предметах отдельные их части или свойства, они не устанавливают связи между ними, поэтому затрудняются составить представление о предмете в целом.

Ярко проявляются специфические черты мышления у умственно отсталых детей в операциях сравнения. Не умея выделить главное в предметах и явлениях, они проводят сравнение по несущественным признакам, а часто — по несоотносимым (например цвет одного объекта и форму другого) Например, сравнивая ворону и воробья, ребенок говорит, что ворона черная, а воробей маленький. При сравнении более успешно выделяют признаки различия, чем сходства.

Развитие различных видов мышления своеобразно по сравнению с нормой. Наиболее нарушенным является словесно-логическое мышление, а наиболее сохранным — наглядно-действенное. Причем, решая ту или иную задачу, они прибегают преимущественно к методу проб и ошибок, повторяя пробы в неизмененном виде и, соответственно, получая все время один и тот же неверный результат. Дети с отклонениями в развитии, в отличие от нормально развивающихся сверстников не умеют ориентироваться в условиях проблемной практической задачи, они не анализируют эти условия. Поэтому при попытках достичь цели они не отбрасывают ошибочные варианты, а повторяют одни и те же непродуктивные действия. Фактически у них отсутствуют подлинные.

Отличительной чертой мышления умственно отсталых детей является некритичность, неспособность самостоятельно оценить свою работу. Они, как правило, не проводят проверки решения задания, часто не замечают своих ошибок.

При решении мыслительных задач отмечается недостаточность ориентировки отсутствие планирования. Умственно отсталые дети обычно начинают работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, без внутреннего плана действия, при слабом самоконтроле. Мотивации мышления у них снижена: привлекают легкие задания, не требующие мыслительного напряжения и преодоления препятствий.

Для развития мышления мы рекомендуем использовать упражнения «Ребусы», «Классификации», «Вставь пропущенное слово», «Исправь ошибку»(лексическую или смысловую), «Закончи предложение», «Найди лишний», «Загадки», «Кроссворд»

В качестве физ.минутки мыожно использовать игры "Говори наоборот":

Скажу я слово "высоко",

А ты ответишь - ("низко"),

Скажу я слово "далеко",

А ты ответишь - ("близко"),

Скажу тебе я слово "трус",

Ответишь ты - ("храбрец"),

Теперь "начало" я скажу,

Ну, отвечай — ("конец").



Игра "Бывает - не бывает".

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если - нет, то мяч ловить не нужно.

Например, вы говорите: "Кошка варит кашу", и бросаете ребенку мяч. Он не ловит его. Затем сам ребенок придумывает что-нибудь и бросает мяч вам. И так далее.

Ситуации можно предлагать разные:

Папа ушел на работу.

Поезд летит по небу.

Кошка хочет есть.

Человек вьет гнездо.

Почтальон принес письмо.

Зайчик пошел в школу.

Яблоко соленое.

Бегемот залез на дерево.

Шапочка резиновая.

Дом пошел гулять.

Туфли стеклянные.

На березе выросли шишки.

Волк бродит по лесу.

Волк сидит на дереве.

В кастрюле варится чашка.

Кошка гуляет по крыше.

Собака гуляет по крыше.

Девочка рисует домик.

Домик рисует девочку.

Ночью светит солнце.

Зимой идет снег.

Зимой гремит гром.

Рыба поет песни.

Корова жует траву.

Мальчик виляет хвостом.

Хвост бежит за собакой.

Кошка бежит за мышкой.

Петух играет на скрипке.

Ветер качает деревья.

Деревья водят хоровод.

Писатели пишут книги.

Строитель строит дом.

Водитель ведет троллейбус.

Лодка плывет по небу.

Память обучающихся с УО

Память обучающихся с нарушением интеллекта характеризуется нарушениями и запоминания (недостаточная осмысленность и последовательность), и сохранения (повышенная забывчивость, слабая логическая переработка и недостаточное усвоение материала) и воспроизведения (неточность).

Объем запоминаемого УО обучающихся материала существенно меньше, чем у их нормально развивающихся сверстников. Причем, чем более абстрактным является этот материал, тем меньшее его количество запоминают дети. Так, ряды слов ученики запоминают менее успешно, чем ряды картинок, изображающие отдельные объекты.

Умственно отсталые учащиеся обычно пользуются непреднамеренным запоминанием. Они запоминают то, что привлекает их внимание, кажется интересным. Требование запомнить материал слабо изменяет мнемическую деятельность школьников. Они не владеют умением организовать запоминание, активно применяя необходимые для этого приемы.

Для развития памяти УО школьников можно использовать задание «Парочки», так например, при работе по сказке «Лиса и волка» можно создать такое упражнение (изображение на слайде). Также, для развития памяти, можно использовать задание «Вставь пропущенные слова» (на слайде). Так же на уроке, можно предложить ребенку по памяти описать то, что было изображено на иллюстрации учебника, с которым только что проводилась работа (непреднамеренное запоминание без установки заранее).

В качестве физ.минутки можно предложить ученику с закрытыми глазами называть предметы по определенному признаку, которые есть в классе (назови все зеленые предметы; назови все предметы круглой формы; сделанные из дерева; самые большие; гладкие и шершавые …) (избирательная память)

Восприятие УО

Зрительное восприятие учащихся с УО школы замедленно. А это значит, что, для того чтобы разглядеть и узнать знакомый объект, ученикам, младших классов, требуется больше времени, чем их нормально развивающимся сверстникам.

Особенно сложным для умственно отсталых детей оказывается активное приспособление восприятия к изменяющимся условиям. Так, например, выполняя упражнение «Дорисуй геометрическую фигуру», обучающиеся выполняют задание не верно, превращая знакомую геометрическую фигуру, в другую неизвестную.

Особым является вопрос о восприятии школьниками сюжетных картин. В этом случае своеобразие высказываний детей определяется непониманием изображенной ситуации, взаимоотношений между персонажами.

Ориентировка в пространстве также имеет свои особенности, обучающиеся путают понятия «право -лево», предлоги «на, под, за, перед и т.д»

Характерны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. У детей с интеллектуальными нарушениями отмечаются трудности в воспроизведении образов восприятия – представлений.

Основными средствами улучшения качества восприятий и ощущений являются обогащение жизненного опыта детей, расширение кругозора, их представлений и знаний.

Таким образом, вышеописанные особенности памяти, внимания мышления, восприятия детей с умственной отсталостью значительно влияют на процесс обучения. Для умственно отсталых детей является характерным выраженная задержка в развитии высших психических функций, ограничения в возможностях развития произвольного внимания, восприятия, памяти, словесно-логического мышления, что существенно затрудняет познавательную деятельность таких детей, делает необходимым создание специальных условий для их обучения.

Организация образовательного процесса

Основой в организации образовательного процесса с УО детьми является коррекционно-развивающий его характер. Следовательно, каждый урок должен быть направлен на решение не только общедидактических задач, но и специальных коррекционно-развивающих:

  •  Коррекция и развитие внимания.

  •  Коррекция и развитие связной устной и письменной речи 

  • Коррекция и развитие памяти. 

  • Коррекция и развитие зрительного, слухового и тактильного восприятия.

  • Коррекция и развитие мелкой моторики рук.

  •  Коррекция и развитие мыслительной деятельности.

  •  Коррекция и развитие личностных качеств учащихся. 

     
    Рекомендации по работе с умственно отсталыми детьми 

  • Запаситесь терпением, стальными нервами и относитесь к ребенку спокойно и доброжелательно, так же, как к другим детям, но не на секунду не забывайте, что это дети ОСОБЕННЫЕ. 

  • Учитывайте индивидуальные возможности и особенности ребенка при выборе форм, методов, приемов работы на занятии. 

  • Сравнивайте ребенка с ним самим, а не с другими детьми.

  • Создавайте у ребенка субъективное переживание успеха. Приемы: Снятие страха — «Ничего страшного…» Скрытая инструкция — «Ты же помнишь, что…» Авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…» Говорите это искренне и уверенно. Усиление мотива — «Нам это нужно для…» («Будешь лучше читать, сможешь найти в книге ответы на свои вопросы»). Педагогическое внушение — «Приступай же…» Высокая оценка детали — «Вот эта часть у тебя получилась замечательно…» («Сегодня ты хорошо рассказал о…, отвечал на вопросы и т.д.») 
    Помогайте ребенку почувствовать свою интеллектуальную состоятельность. Отмечайте достижения ребенка, а не неудачи.

  • Делайте ошибки нормальным и нужным явлением.

  • Формируйте веру в успех.

  • Концентрируйте внимание на уже достигнутых в прошлом успехах (на прошлом занятии ты смог сделать…, сможешь и сейчас). 

  • Дайте, ребенку возможность делать выбор, решать самому, высказывать свою точку зрения. 

Вывод: Чтоб достичь желаемых результатов в работе с умственно отсталыми детьми необходимо «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает неповторимым сиянием человеческого таланта, а это сияние принесет человеку личное счастье…»




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!