СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Восприятие.

Дошк-ки. А.Штраус и Л.Летинен(1947): недостаточная целенаправленность,ведущая к фрагментарности и недостаточной дифференцированности.

Особые трудности в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Формирование целостного образа замедленно, реб-к много не замечает, упускает детали. Х.Спионек(1978): отставание зрительного восприятия-одна из главных причин трудностей в обучении. Слух.воспр-е: трудности в дифференциации звуков.

Школ-ки. Замедленность и фрагментарностьвосприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях. Нет трудностей в узнавании знакомых объектов, значит недостаточность сенсорных функций не первична(Лубовский 2003). Характерна замедленность процесса переработки информации. На это влияет: недостатки ориентировочной деятельности, низкая скорость перцептивных действий, недостаточная сформированность образных представлений. Сиволапов: бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов-представлений. Недостатки зрительного и слухового восприятия отмечают зарубежные авторы Крукшанк1961,Фростинг1969,Куртис и Таллал1991. недостатки восприятия могут преодолеваться путём коррекционных занятий.

Просмотр содержимого документа
«Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.»

1.Особенности познавательных процессов у детей с задержкой психического развития.

Восприятие.

Дошк-ки. А.Штраус и Л.Летинен(1947): недостаточная целенаправленность,ведущая к фрагментарности и недостаточной дифференцированности.

Особые трудности в восприятии расположения отдельных элементов в сложных изображениях. Формирование целостного образа замедленно, реб-к много не замечает, упускает детали. Х.Спионек(1978): отставание зрительного восприятия-одна из главных причин трудностей в обучении. Слух.воспр-е: трудности в дифференциации звуков.

Школ-ки. Замедленность и фрагментарностьвосприятия, трудности выделения фигуры на фоне и деталей в сложных изображениях. Нет трудностей в узнавании знакомых объектов, значит недостаточность сенсорных функций не первична(Лубовский 2003). Характерна замедленность процесса переработки информации. На это влияет: недостатки ориентировочной деятельности, низкая скорость перцептивных действий, недостаточная сформированность образных представлений. Сиволапов: бедность и недостаточная дифференцированность зрительных образов-представлений. Недостатки зрительного и слухового восприятия отмечают зарубежные авторы Крукшанк1961,Фростинг1969,Куртис и Таллал1991. недостатки восприятия могут преодолеваться путём коррекционных занятий.

Внимание.

Дошк-ки. Недостаточность внимания, плохое сосредоточение на одном объекте, неустойчивость внимания. Эти недостатки в значительной мере связанны с пониженной работоспособностью, повышенной истощаемостью, которые особенно характерны для детей с ограниченной недостаточностью ЦНС.(Коробейников 1980г, изучал внимание)

Школ-ки. На уроках крайне рассеяны,часто отвлекаются, не способны сосредоточенно слушать или работать более 5-10мин. Внимание неустойчиво, динамика на уроке неодинакова(Г.Жаренкова). неустойчивость сочетается с повышенной отвлекаемостью(переслени 1984). Отвлечение внимания,понижение уровня концентрации наблюдается при утомлении. Частые переходы от состояния активного внимания к полной пассивности, смена рабочего/нерабочего настроения связана с нервно психическим состоянием(Никашина)

У детей прошедших дошкольную подготовку в спец.дет.садах грубых нарушений внимания к вербальной информации нет.

Память.

Дошк-ки. Коробейников: у ЗПР выше чем у УО, но ниже чем в норме. Несмотря на некоторые отставания в развитии, память детей с ЗПР, в её проявлении рассматривается закономерность как и в норме:преобладание наглядно образной памяти по сравнению со словесной.

Школ-ки. В исследованиях ИКП: наблюдаются значительные различия по уровню развития элементарной образной памяти(местоположение предметов)

Мышление.

Дошк-ки. Отставание в развитие всех видов мышления,которое в большей степени обнаруживается по показателям актуального уровня развития и в меньшей степени выступает при решении задач наглядно действенного характера. Недостатки наглядно-образного мышл.связаны не только с несформированностью мыслительных операций анализа, действия сравнения и др.операций и действий, а так же в следствии слабости,нечёткости образов-представлений, что затрудняет возможности оперирования ими = нужна коррекция. Стрекалова(1982): недостоточно владеют категориями «всё» и «некотрые», которые играют важную роль при построении умозаключений. Недостаточное владение мыслительными операциями= трудности в решении арифметических задач.

Школ-ки. Егорова, Ульенкова, Пускаева, Лубовский. Отставание наблюдается во всех компонентах структуры мышления. Низкая познавательная активность,влоть до отказа выполнять задание. Отсутствует потребность ставить цель, планировать действия, характерна склонность действовать методом эмпирических проб. Длительная несформированность операционного компонента(операций анализа, синтеза, абстагирования, обобщения, сравнения). Исследования проведённые со школьниками с ЗПР Егоровой, Новаковым, Мамедовым говорят о том, что к концу младшего школьного возраста наиболее близким к уровню сформированности, соответсвующему средней норме, оказывается наглядно-действенное мышл. Значительное отставание в осуществлении суждения и умозаключения.

Речевое развитие.

Дошк-ки. Запоздалое появление первых слов и фраз, замедленное расширение словаря. Бывают недостатки произношения и различения некоторых звуков, смазанность речи.

Слепович(1981,1989) и Тригер(1987,1989,1993)внесли большой вклад в изучение речи.

В старшем дошк.возрасте: ограниченность словаря, расхождение между объемом активного и пассивного словаря, затруднение в словообразование. Отставание в формировании грамматического строя речи:примитивные предложения с ошибками. В старшем дошк.возрасте успешно используют рачь, но не отличают коммуникативную функцию речи от др.её функций.

Школ-ки. Они с трудом определяют и запоминают связь между звуком и буквой= усложняет процесс обучения чтению и письму. В словаре преобладают слова с конкретным и хорошо известным им значением. В основном пользуется сущ.и глаг.,мало используют прил.,местоимен., наречия.в речи встречаются аграмматизмы, нарушение порядка слов. В письменной речи встречаются ошибки, их причины: несформированность фонематического слуха, недоразвитие навыков звукового анализа, недостатки лексико-граматической стороны речи. Чтение: Костенкова(2001)с тудом овладевают техникой чтения, недостаточно понимают смысл прочитанного, во время чтения допускают большое количество разнообразных ошибок: смешение,перестановка и пропуск букв, а иногда и целых слов. В целом чтение характеризуется монотонностью, невыразительностью, замедленным темпом.


2 блок Гештальтпсихология: теоретические положения и психотехники

Главные теоретики: Курт Коффка, Курт Левин, Макс Вертгеймер, Вольфганг Кёллер – гештельт - психология, Фриц Перлз, Лаура Перлз – гештальт – терапия, Джоан Фейгэн

Метод, созданный американским психологом Ф. Перлзом под влиянием идей гештальтпсихологии, экзистенциализма, психоанализа, получил большую практическую популярность. Ф. Перлз перенес закономерности образования фигуры, установленные в гештальтпсихологии в сфере восприятия, в область мотивации человеческого поведения. Возникновение и удовлетворение потребностей он рассматривал как ритм формирования и завершения гештальтов. Функционирование мотивационной сферы осуществляется (по Перлзу) по принципу саморегуляции организма.

Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что способствует саморегуляции и координирует равновесие между внутренним миром и средой. Он выделял три зоны сознавания:

1 Внутреннюю - явления и процессы, происходящие в нашем теле.

2. Внешнюю - внешние события, которые отражаются сознанием.

3. Среднюю - фантазии, верования, отношения.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность к фантазированию, интерпретации нарушает естественный ритм процесса сознания, вынуждает клиента сосредоточиваться на прошлом и будущем в ущерб настоящему, так как завершить гештальт (удовлетворить потребность) можно только в момент "здесь и сейчас".

По мнению Ф. Перлза, психические нарушения у людей обусловлены тем, что их личность не составляет единого целого, т.е. гештальта. У большинства клиентов стресс возникает в результате неосознанных конфликтов, мешающих им входить в контакт с некоторыми из собственных чувств и мыслей.

Гештальттерапия стремится побудить человека переживать собственные фантазии, осознавать собственные эмоции, контролировать интонации голоса, движения рук и глаз, и понять прежде игнорировавшиеся им физические ощущения с тем, чтобы он снова смог восстановить связь между всеми своими аспектами личности и в результате достичь полного осознания собственного "Я". В основе всех нарушений лежат ограничения способности индивида к поддержанию оптимального равновесия со средой, нарушение процесса саморегуляции.

Техники

Психотехникам в гештальткоррекции придается очень большое значение. Они именуются играми и экспериментами. Широкую известность гештальткоррекция получила во многом благодаря этим играм.

"Большой пес" и "Щенок". Широко распространенным приемом является использование двух игровых позиций: "Большой пес" и "Щенок". "Большой пес" олицетворяет обязанности, требования, оценки. "Щенок" олицетворяет пассивно-оборонительные установки, ищет уловки, отговорки, оправдания, обосновывающие уклонения от обязанностей. Между этими позициями происходят борьба за власть и полный контроль над личностью.

"Большой пес" пытается оказать давление угрозой наказания или предсказанием отрицательных последствий поведения, не соответствующего требованиям. "Щенок" не вступает в прямую борьбу, а использует уловки - ему несвойственна агрессивность. Фрагменты диалога между этими частями личности возникают иногда в сознании клиента в различных ситуациях повседневной жизни, когда, например, он пытается заставить себя сделать что-то и одновременно манипулирует разными отговорками и самооправданиями. С помощью систематизированного и искреннего диалога во время упражнения клиент может более полно осознать бесплодные манипуляции, совершаемые над собственной личностью, стать более искренним и способным более эффективно управлять собой.

Техника обладает выраженным энергетическим потенциалом, усиливает мотивацию клиента к более адекватному поведению.

Техника "наоборот" (перевертыш). Техника заключается в том, чтобы клиент сыграл поведение, противоположное тому, которое ему не нравится. Скажем, застенчивый стал вести себя вызывающе; приторно вежливый - грубо, тот, кто всегда соглашался, занял бы позицию непрестанного отказа. Техника направлена на принятие клиентом себя в новом для него поведении и на интегрировании в "Я" новых структур опыта.

"Репетиция". По мнению Ф. Перлза, люди тратят много времени, репетируя на "сцене воображения" различные роли и стратегии поведения по отношению к конкретным ситуациям и лицам. Часто отсутствие успеха в действиях в конкретных жизненных ситуациях определяется тем, как данная личность в воображении готовится к этим ситуациям. Такая подготовка в мыслях и воображении часто проходит в соответствии с ригидными и неэффективными стереотипами, являющимися источником постоянного беспокойства неадекватного поведения. Репетиция поведения вслух в группе с вовлечением других участников позволяют лучше осознать собственные стереотипы, а также использовать новые идеи и решения в этой области.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!