СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания курса "Графический дизайн" в школе

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Овладеть приемами графического дизайна интересно, полезно и актуально. Знания, умения и навыки, полученные в результате прохождения курса, обязательно пригодятся учащимся в будущем, а возможно помогут определиться с выбором дальнейшей профессии.

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания курса "Графический дизайн" в школе»

Особенности преподавания курса «Графический дизайн» в школе.

Графический дизайн – одно из самых популярных направлений использования персонального компьютера в современном мире. Умение создавать макеты простого дизайна при помощи графических компьютерных программ – в наше время не только задача художников и дизайнеров.

Сегодня практически каждый человек рано или поздно сталкивается с проблемой создания визитки или листовки, обложки, иллюстрации или, например, логотипа. В современном мире уже практически нет профессии художник-оформитель, ее вытеснила профессия художник-дизайнер. Ручной рутинный труд художников заменили компьютерные технологии, позволяющие и точнее и быстрее, с множеством поправок и вариаций, создать все то, на что раньше, без возможности использования персонального компьютера, художник потратил бы в разы больше времени. Современный уровень развития производства, техники немыслимы без художественного проектирования, обеспечивающего не только высокую технологичность, прочность конструкции, но и эстетичный вид предмета или изделия.

Графический дизайн является сравнительно новым, но очень быстро развивающимся видом изобразительного искусства, способный наряду с традиционными видами изобразительного искусства донести до зрителя основную идею, творческий замысел автора. Овладеть приемами графического дизайна интересно, полезно и актуально. Знания, умения и навыки, полученные в результате прохождения курса, обязательно пригодятся учащимся в будущем, а возможно помогут определиться с выбором дальнейшей профессии.

Дизайн – это органическое единство пользы и красоты, функции и формы. Он во многом определяет внешний и внутренний вид городов, построек, транспорта, технических изделий и конструкций, рекламы, мебели и многого другого. Смысл дизайна заключается в комплексном, системном подходе к внешнему виду каждой вещи.

Придавая определенные функциональные и эстетические свойства вещам и интерьерам, дизайнер формирует человека, который будет пользоваться этими вещами и жить в этой среде. Отсюда следует важная воспитательная функция дизайна, его социально-культурная и социально-политическая роль в жизни общества.

Учащиеся 5- 9 классов стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Именно это создает совершенно новую социальную ситуацию развития. Перед учащимися возникает необходимость самоопределения, выбора жизненного пути. Определение профессии становится психологическим центром развития старших школьников, создавая у них своеобразную внутреннюю позицию. Новая социальная позиция старшеклассника изменяет для него и значимость учения, его задач, целей, содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего, устанавливается прочная связь между профессиональными и учебными интересами.

Прохождение программы курса «Графического дизайна является актуальным, так как дает учащимся возможность познакомиться с приемами работы художника-дизайнера, изучить основы векторной графики и растровой графики. Программа “Графический дизайн” актуальна, т.к. изучая способы преображения форм, учащиеся приобретают опыт выражения творческой мысли. Программа позволяет сформировать эстетическую культуру школьника – совокупность знаний о ее сохранении, передаче, преобразовании и использовании в науке, производстве, архитектуре и других сферах жизни общества.



Прохождение курса Графический дизайн» направлено на поддержку художественно одаренных детей. Содержание курса нацелено на освещение таких аспектов жизни, как формирование современной культуры (новые подходы в организации среды, изменение архитектурного облика городов, общественных сооружений и жилых интерьеров, мест досуга и отдыха), оформление новых областей материального производства и современных технологий, получение новых актуальных профессий (дизайнер, декоратор, культуролог, проектировщик образовательных, музейных и выставочных пространств, культурных акций и событий и т.п.). Так же изучение курса графического дизайна влияет на появление новых культурных потребностей в подростковой среде, направленных на решение актуальных для молодежи проблем самоопределения.

Общеизвестно, что дизайн, как одно из главных направлений проектной культуры, стал во всех передовых странах в последние десятилетия важнейшим фактором формирования предметно-пространственной среды в целом и во всех ее составляющих.

Существующая в настоящее время система уроков искусства, дифференцированных по стандартам учебного плана, не всегда в полной мере способствует формированию потребности ребенка в творческом самовыражении, и последующем, сознательно регулируемом самоопределении. Важно повысить уровень обобщенности представлений ребенка о самом себе и об искусстве, создать оптимальные условия для взаимосвязи этих важных характерологических свойств личности растущего человека.

Основной целью курса “Графический дизайн” является формирование у детей особого стиля мышления, для которого характерно понимание дизайнерского проектирования как творческого процесса, направленного на преобразование окружающей среды, понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей (т.е. дизайнерское мышление). Таким образом, дети учатся целенаправленно вести исследование доступных им проблем, у учащихся развивается воображение и мышление, способность организовывать и планировать свои действия, воплощать, представлять и защищать их результаты. Причем упор делается на использование творческого потенциала дизайна для многостороннего развития ребенка.

Данный курс не претендуя, на полный охват проблематики графического дизайна, связан с решением следующих учебно-воспитательных задач:

  • Ориентировать подростков в сфере занятости и рынка труда, где представлены новые специальности и профессии (дизайнер, декоратор, архитектор, проектировщик выставочных пространств, экспозиций и массовых зрелищ);

  • Выделить новую универсальную область (проектирование и дизайн), которая предполагает новый способ формирования и интеграции традиционных дисциплин и дает представления о современном искусстве и материальной культуре;

  • Ознакомить с историей возникновения и развития графического дизайна за рубежом и в России;

  • Ознакомить с основными методами художественного проектирования;

  • Повысить графическую грамотность учащихся, способствовать формированию у них технического мышления и пространственных представлений, творческого воображения, эстетического восприятия и вкуса, художественно-конструкторских способностей;

  • Сформировать определенные умения и навыки в художественном конструировании (составление рисунков, эскизов, чертежей-проектов, макетирование, моделирование и т.п.)

Новизна программы курса “Графический дизайн” в том, что ее ключевая идея – формирование у школьников особого стиля мышления (дизайнерского мышления), для которого характерно понимание основных критериев гармонической вещи, чувства стиля, эстетическое отношение к миру вещей.

Программа курса построена таким образом, чтобы у школьников сложились представления о специфике профессии Графического дизайнера, об источниках развития искусства, о творческой художественной деятельности человека, направленной на преобразование окружающего мира вещей, продуктов технического производства, природной среды. Особенностью курса является проникновение в суть предмета, его изначальную важность, воспитание способности видеть в природе прекрасное и переносить его в свое творчество. Другими словами, развитие способности создавать предметы, интерьер, соответствующие конкретному человеку, определенной среде.

В ходе работы по программе необходимо соблюдение следующих основополагающих принципов:

сотрудничество и сотворчество: создание на уроках искусства атмосферы равенства "партнеров" по общению, психолого-педагогическая поддержка учителем уникальности каждого ребенка в его творческом самовыражении; последовательное расширение границ сотворческого общения до уровня художественно-эстетических обобщений;

организация урока как "эмоционального сценария" на основе "действия – события", способного спровоцировать своеобразный "трилог": дети – педагог – автор художественного произведения;

активизация сопереживания, стимулирование эмпатии, ведущей к рефлексии представлений ребенка о себе и искусстве.

Мотивация познавательной активности обучающихся инициируется через практическую направленность использования получаемых знаний, умений и навыков. При подборе и составлении учебных заданий важно следить за тем, чтобы их содержание моделировало элементы деятельности специалистов, а графические работы имели прототипами реально существующие объекты. В процессе обучения необходимо осуществление межпредметных связей с черчением, трудовым обучением, математикой, изобразительным искусством, информатикой и другими дисциплинами.

В ходе изучения курса предполагается использование активных форм и методов обучения: индивидуальная, парная, групповая, коллективная, работа над проектами, их защита, презентация, экспертная деятельность. При этом учащиеся получают опыт самостоятельной творческой деятельности, развиваются коммуникативные, социальные, литературно-лингвистические, технологические умения.

Учащиеся должны научиться и освоить умение делить единый творческий процесс на ряд последовательных стадий: сбор материала, накопление информации, изучение аналогов, поиск идей и замысла, разработка задания. Активный эскизный поиск должен завершиться переводом эскиза в оригинал, что ставит дополнительные требования к овладению графическим мастерством, утонченным чувством меры и комплексного единства.

Учебные задания прививают ученикам необходимые навыки к профессиональному труду и воспитанию самостоятельного творческого мышления.

Для того чтобы выполнить поставленные перед курсом “Графический дизайн” задачи, необходимо основную часть учебного времени выделить на упражнения и самостоятельную работу, применяя “режим консультирования”. Наряду с репродуктивным методом, который используется на первых ступенях овладения знаниями, следует применять такие методы, как частично-поисковый и метод проектов. Учебный предмет следует рассматривать как средство развития личности и способ познания окружающего мира. Поэтому целесообразно отведенное время для творческих работ использовать на обучение детей проектной и экспертной деятельности, развивая познавательную активность. Очень важно в обучении использовать уже имеющийся субъективный опыт детей, полученный на других уроках, таких как: технология, математика, изобразительное искусство и т.д. Приводимые примеры необходимо брать из жизни, приближая предмет к практике, тем самым, показывая взаимосвязь между существующими в природе явлениями и знаниями.

Наряду с традиционными методами (объяснительно-иллюстративным, репродуктивным, частично-поисковым) успешно применяется метод проекта. Под методом проекта понимается гибкая модель организации учебного процесса, ориентированная на самореализацию личности путем развития ее интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей, в процессе создания под контролем педагога новых товаров и услуг, обладающих субъективной и объективной новизной и имеющих практическую значимость.

Среди средств особо выделяется метод творческих проектов, под которыми подразумевается такая деятельность учащихся, в процессе которой под руководством учителя создаются материальные и духовные ценности. Учащиеся сами добывают нужные для проекта сведения, учитель выступает при этом в роли консультанта, помощника, который руководит творческой деятельностью, но делает это ненавязчиво.

Именно в проектном обучении воплощается в реальность идея развивающего обучения: ученик – равноправный участник совместной деятельности с учителем. Он учится анализировать каждый шаг своего учения, определяет свои недостатки, ищет причины возникших затруднений, находит пути исправления ошибок. Учитель предоставляет ему право выбора способов деятельности, выдвижения предположений, гипотез, участия в коллективном обсуждении различных точек зрения.

Программой курса «Графический дизайн» рекомендуется проводить беседы об истоках дизайна, о современных материалах, работу с литературой, подбор иллюстраций, оформление тематических альбомов, встречи с архитекторами – дизайнерами, беседы о перспективах застройки города, проведение конкурсов, выставок, работу над эстетизацией предметной среды школы. Эти знания являются основой для дальнейших формообразований, творческих разработок, работ над различными творческими проектами.

Важно, чтобы творческий процесс имел конкретное завершение, которое заключается в том, что эскизы после обсуждения и утверждения всей группы учащихся выполнялись в масштабе с учетом всех замечаний, данных во время обсуждения. Все работы учащихся должны быть представлены на отчетной выставке на итоговом занятии.

Фундаментом в изучении курса “Графический дизайн” является дисциплина “Рисунок. Композиция. Живопись”. Навыки, полученные на уроках изобразительного искусства в V-VII классах, помогают в дальнейшем связать их с проектным методом разработки основных элементов дизайна. Огромную роль при выполнении творческого задания играет то, насколько последовательно и всесторонне ведется работа.

Полученные знания, умения и навыки подтверждаются различными формами контроля знаний:

– Входящий контроль (Анкетирование, тестирование).

– Текущий контроль направлен на выявление особенностей деятельности учащихся с учетом зоны ближайшего развития; проводится в форме анализа творческих работ, т.е. активного обсуждения целей изучения данного раздела (темы) и степени достижения этих целей каждым учащимся; опирается на самооценку учащихся; (Разработаны и используются контрольно-измерительные материалы: перфокарты, карточки с заданием, тесты).

– Промежуточный контроль (Защита дизайн-проектов) оценка проектов учащихся, в зависимости от уровней, описывающих их подготовленность в двух основных разделах – проектирование и изготовление.

– Итоговый контроль (Презентация портфолио, семинар и др.).

Контроль и проверка уровня понимания учащимися теоретических вопросов осуществляется при анализе практических и творческих работ учащихся, где наглядно отслеживается степень и качество усвоения материала. Данный вид контроля дает информацию о пробелах в пройденной теоретической части курса у каждого учащегося, что помогает в планировании восполнения знаний и оказании помощи при их усвоении.

Основная цель использования творческого потенциала дизайна для многостороннего развития школьника заключалась во введении учащихся в самостоятельную художественно-творческую деятельность. Этому способствовала следующая последовательность действий: апробирование системы заданий и упражнений с последующим анализом и оценкой; контроль уровня развития у детей воображения и мышления.

С целью выявления динамики формирования дизайнерского мышления у учащихся, а так же оценки эффективности программы было проведено исследование.

На основе сравнительного анализа полученных экспериментальных данных, исследование подтвердило правомерность избранного пути по формированию элементов дизайнерского мышления у учащихся. Предлагаемая программа интенсифицирует рост творческой активности и художественных способностей у школьников. Это подтверждается и показателем результативности успешного участия воспитанников в окружных, городских выставках и конкурсах детского творчества.

Разработанная программа существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в школе. Предложенный подход к организации занятий позволяет приблизить учащихся к требованиям времени, делая возможным формирование эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.

Методические рекомендации к программе позволяют каждому учителю творчески подходить к проведению уроков. Задача учителя – обеспечить творческую атмосферу для самовыражения ребенка.

Данная программа может быть использована в образовательных учреждениях разного типа: школах, гимназиях, школах с углубленным изучением предметов гуманитарно-эстетического цикла, а так же в системе художественного дополнительного образования.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!