МИНИСТЕРСТВО ЛЕСНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ОХРАНЫ ОБЪЕКТОВ ЖИВОТНОГО МИРА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Нижегородской области
«КРАСНОБАКОВСКИЙ ЛЕСНОЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГБПОУ НО «КБЛК»)
Особенности преподавания математики, информатики с учетом профессиональной направленности среднего профессионального образования
«Готовим знания к применению»
Выполнила: Почетный работник СПО,
преподаватель высшей категории
Чудоквасова Галина Анатольевна,
Педагогический стаж 42 года
Актуальность
Технология профессионально-ориентированного обучения позволяет повысить эффективность и качество обучения. В отличии от традиционного образования, ориентированного на усвоение знаний, практико-ориентированное образование направлено на приобретение кроме знаний, умений, навыков - опыта практической деятельности.
«Если мы будем учить сегодня так,
как мы учили вчера,
мы украдем у наших студентов завтра»
Джон Дьюи
Цель
Целью профессионально-ориентированного обучения является:
- развитие познавательных потребностей,
- организация поиска новых знаний,
- повышение эффективности образовательного процесса,
- обеспечение применения полученных знаний в жизненных ситуациях.
Задачи:
- с учетом специфики приобретаемой специальности проанализировать содержание учебного материала по математике; - установить взаимосвязанные темы математики и МДК, ПМ данной специальности; - определить время и место применения заданий с профессионально-ориентированным содержанием в соответствии с программой по математике.
Ожидаемый результат
систематическое и последовательное применение технологии профессионально-ориентированного обучения через решение задач, связанных со специальностью, практические работы, а также творческие задания позволит обеспечить более успешное усвоение теории и практических приложений не только математики, но и МДК, ПМ, что в свою очередь, будет способствовать более качественной профессиональной подготовке наших выпускников.
Темы по МДК и ПМ, взаимосвязанные с математикой
№
МДК,ПМ
1
Тема по МДК,ПМ
«Устройство и техобслуживание автомобилей»
2
Тема по математике
- «Кривошипно-шатунный механизм»
- «Устройство автомобилей»
«Техническая механика»
- «Тригонометрия»
- «Многогранники»
- «Тела вращения»
- «Плоская система сходящихся сил»
- «Геометрический метод сложения сил. Условие равновесия»
- «Проекция силы на оси координат»
- «Векторы»
- «Правило сложения векторов»
- «Проекция вектора на ось»
Пути реализации практико-ориентированной технологии
Большими возможностями для реализации целей профессионально-ориентированного обучения обладают : 1) решение задач, связанных со специальностью; 2) практические работы; 3) творческие задания обучающихся .
1) Решение задач, связанных со специальностью Этапы решения задачи:
- составление математической модели;
- решение математической задачи;
- перевод математического решения на язык исходной задачи
Задача№1. Размеры кузовов самосвалов МАЗ-205 и ЗИЛ-130 соответственно равны (м): 6,07×2,64×2,44 и 6,72×2,39×2,18. Какой из них более вместителен? Решение 1) Составляем математическую модель : кузов самосвала представляет собой геометрическую фигуру – прямоугольный параллелепипед. Задача сводится к нахождению объёмов 2х параллелепипедов. 2) Решаем математическую задачу : объём прямоугольного параллелепипеда вычисляется по формуле: V=abc , где a, b и c – это размеры кузовов Подставляем данные в формулу: V М =6,07·2,64·2,44=39,1(м 3 ) V З =6,72·2,39·2,18=35,0(м 3 ) 3) Переводим математическое решение на язык исходной задачи: Ответ : более вместительным оказался кузов самосвала МАЗ-205 .
Так выглядит слайд к этой задаче, которую выполнил обучающийся
Слайды к задаче 2 , выполненные обучающимися
Техническая схема кривошипно-шатунного механизма, в котором кривошип ОА связан с ползуном Р с помощью шатуна АР
Пользуясь этой схемой, мы повторяем следующие понятия и зависимости: 1) проекции точки и отрезка на прямую; 2) зависимости между сторонами и углами прямоугольного треугольника: 3) теоремы синусов и косинусов и т.д.
ЗАДАЧИ занятия: «Наибольшее и наименьшее значения функции»
1) Ребята из гр. 13 ТОР решают задачу о том, как участок для автостоянки огородить таким образом, чтобы он имел наибольшую площадь;
2) Следующая задача, которую разбирают ребята, о том, как помочь дедушке построить деревянную дачу из балок наибольшей прочности;
3) И ещё одна задача: как из листа железа изготовить цистерну для горючего наибольшего объёма.
«Многогранники и тела вращения»
По какой формуле можно вычислить объём детали
Ответы
конический роликоподшипник
поршневой палец
толкатель
2) Практические работы
а) практическая работа с использованием чертежей;
б) практическая работа с использованием моделей
3) Творческие работы обучающихся
Резерв опыта
1. Пополнять оснащение кабинета дидактическими материалами (задачами, связанными со специальностью, чертежами, эскизами, моделями, измерительными инструментами и др.), позволяющими осуществлять связь математики и МДК,ПМ.
2. Наладить взаимопосещение уроков с преподавателями МДК и ПМ, т.е. уделять больше внимания межпредметной и межцикловой связи.
Вывод
«Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Дай мне действовать самому - и я научусь».
Эти слова мудрого Конфуция современны как никогда. Конечно, быстрее и легче показать, объяснить самому, чем позволить обучающимся самим открывать знания и способы действий. Самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное - не бояться ошибаться в поисках нового пути - именно этому нужно учить ребят. Преодолевать трудности, выходить за границу собственных знаний – эти испытания воли, духа, ума в конечном итоге непременно подготовят наших подопечных к различным испытаниям в большой жизни.