Особенности преподавания предмета «Технология», «Курсов по выбору» и «Элективных курсов» на профильном направлении «Металлообработка» (токарное и слесарное дело).
Я представляю профильное направление «Металлообработка» токарное и слесарное дело.
В России, да и во всем мире, во все времена люди стремились облегчить свой труд машинами и механизмами. Так крестьянин придумал “соху”. На смену “сохе” пришли трактора и машины для обработки почвы и выращивания продуктов питания. Люди устремились в космос и изобрели ракеты. А все это невозможно без изготовления деталей и узлов методом ручной и механической обработки металлов.
На профильном направлении “Металлообработка” теоретическое обучение проходит, согласно, рабочих программ для 7, 8, 9, 10 и 11 классов с использованием современных технологий, согласно ФГОС. По программе обучающиеся получают знания начиная с добычи руд, их плавки и превращения в металлические заготовки, металлы и их сплавы, физические, химические, механические и технологические свойства. 7, 8, 9 классы обучаются один год, а с 2019 -2020 учебного года – 10 и 11 классы – 2 года, с дальнейшей сдачей экзаменов в 11 классе по теоретическим и практическим знаниям по профессии “Токарь”.
Мастерская “металлообработка” на территории структурного подразделения «центр сетевого взаимодействия» СОШ №6
Научно-технический прогресс в машиностроении привел к созданию токарных станков, различных по назначению (для точных и не особо точных работ, для обработки длинномерных деталей типа валов, а также деталей типа дисков) и степени автоматизации (полуавтоматы, автоматы, станки с ЧПУ).
В токарной мастерской обучающиеся работают на токарных станках УТ -16 и ТВ -7
Токарно-винторезный станок УТ-16.
Токарно-винторезный станок ТВ-7.
Слесарные работы – обработка металлов с помощью ручного или механизированного слесарного инструмента или на станках, обычно дополняющая станочную механическую обработку или завершающая изготовление металлических изделий соединением деталей, сборкой машин и механизмов.
Обработка металла с помощью напильника.
Специальности токаря и слесаря - наиболее распространенные в металлообработке, так как ни одна деталь, узел оборудования или агрегат любого механизма не обходится без механической и ручной обработки металлов.
Теоретическое занятие на профильном направлении.
На занятиях в структурном подразделении «Центр сетевого взаимодействия» формируются знания у школьников по устройству оборудования, приспособлений, инструментов и материалов, применяемых для выполнения токарных и слесарных работ, по взаимодействию сборных единиц и механизмов, по технологии механической и ручной обработки металлов. Также учащиеся обучаются графическому изображению деталей и изделий (эскиз, технический рисунок, чертёж), которое включено в обязательный минимум знаний согласно ФГОС.
Обучающиеся осуществляют планирование работы, решают творческие задачи по выполнению токарных и слесарных операций, повышающих качество и производительность труда, знакомятся с технической документацией.
Освоение устройства 3-х кулачкового самоцентрирующегося патрона токарного станка.
Обучение измерениям штангенциркулем.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические, учебно-практические работы, творческие или проектные работы. Все виды практической деятельности в программах основной школы направлены на освоение различных технологий обработки материалов, конкретных процессов преобразования заготовок в готовое изделие, использования энергии, информации, объектов природной и социальной среды.
Практическое занятие на учебно-производственном участке в токарной мастерской СП “ЦСВ”.
Это продукция сантехнического назначения (сгоны, различные трубные резьбы) навесы различного диаметра, шкивы, валики и валы и другие изделия, изготавливаются и используются при выполнении ремонтных работ в садиках, общеобразовательных организациях и дошкольных учреждениях.
Мастерская “металлообработка” на территории учебно-производственного участка «Управления по производству запасных частей ПАО МГОК»
Наиболее приближены к производству обучающиеся, которые занимаются на учебно-производственном участке, который находится на территории Управления по производству запасных частей (УПЗЧ) Михайловского ГОКа, где имеется токарное и слесарное отделение. Михайловский ГОК для обучения учащихся практическим умениям и навыкам обеспечивает учебно-производственный участок материалами и инструментами, а также производит ремонт оборудования. Учащиеся изготавливают продукцию для фасонно-литейного цеха и модельного участка УПЗЧ: шпильки М16 различной длины от 50 мм до 500 мм, распорные втулки, навесы для калиток и дверей и другие изделия.
В токарной мастерской структурного подразделения «Центр сетевого взаимодействия» обучающиеся изготавливают изделия для Ремонтно-хозяйственной службы администрации г. Железногорска.
Практическое занятие на учебно-производственном участке “Управления по производству запасных частей МГОКа”.
Школьники обучающиеся на профильном направлении Металлообработка кроме выполняемых работ на занятия активно включаются в творческую деятельность.
В программе по предмету «Технология» предусмотрено выполнение школьниками творческих или проектных работ.
Учащийся 9 класса Чепелев Сергей изготовил Слесарные тиски и оформил творческий проект. Его работа заняла 1 место на городской выставке технического творчества и была отправлена на областную выставку. А сейчас эти тиски используются в работе на учебном участке УПЗЧ, для закрепления заготовок на слесарном отделении.
С труктурное подразделение
«Центр сетевого взаимодействия»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6»
Творческий проект
Тема: Тиски слесарные
Выполнил: Чепелев Сергей
обучающийся 9 класса
структурного подразделения
«Центр сетевого взаимодействия»
Профиль: Металлообработка
Руководитель проекта:
Подлесных А.П.
Участие в городских выставках технического и декоративно-прикладного творчества и в “центре сетевого взаимодействия”.
Учащиеся выставляют свои работы на выставках технического и декоративно-прикладного творчества как в Центре сетевого взаимодействия, так и на городских выставках, занимая призовые места.
На занятиях по предмету «Технология», «Курсов по выбору» и «Элективных курсов» на профильном направлении «Металлообработка» (токарное и слесарное дело) я знакомлю учащихся с профессиями производственного характера: профессией токаря и слесаря, воспитываю к ним интерес.
После обучения в структурном подразделении «Центр сетевого взаимодействия» за последние 5 лет по специальности «Технология машиностроения, металлорежущие станки и инструменты» продолжили обучение в Железногорском горно-металлургическом колледже и в Политехническом колледже 14 человек. Кто-то из них уже работает по этой специальности на МГОКе и других предприятиях города, а кто-то еще обучается.
Каждый человек, а тем более, учитель технологии, горд своими последователями. Приятно, когда бывшие обучающиеся приходят, как они говорят, “в гости в мастерскую”.