СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности преподавания вокала в театральной студии

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье представлен опят работы по данной теме

Просмотр содержимого документа
«Особенности преподавания вокала в театральной студии»

Кузьмина Галина Евгеньевна,

преподаватель БМБУ ДО

«Детская школа искусств» п. Монетного


Особенности преподавания вокала в театральной студии в условиях детской школы искусств


Театральное искусство, как и любой другой вид искусства, неразрывно связано с творческой деятельностью и постоянно находится в непрерывном поиске новых форм и средств выразительности. В современном театре, с конца XX века стираются жанровые границы. С каждым годом зритель всё чаще наблюдает со сцены поющего драматического актёра, слышит разговорные диалоги в музыкальном спектакле. В театре происходит интеграция, синтез искусств, а актёр становится синкретичным. Успешному актёру необходимо уметь танцевать, петь, исполнять акробатические трюки, играть на музыкальных инструментах.

В детских театральных студиях и на театральных отделениях детских школ искусств является актуальным всестороннее развитие детей. Юные актёры, помимо актёрского мастерства, сценической речи и сценического движения, занимаются ритмикой, хореографией и вокалом.

Уроки вокала по учебному плану дополнительной общеобразовательной программы в области театрального искусства «Театр» проходят один час в неделю в групповой форме. В театральной студии вокал необходим для того, чтобы ребёнок смог исполнить сценическую песню и при этом чувствовал себя комфортно на сцене. Можно выделить несколько проблем обучения детей вокалу в театральной студии в условиях детской школы искусств.

  • пение во время движения, неразрывная связь с моторной двигательной системой;

  • частая смена речевого голосового режима певческим;

  • взаимосвязь вокала и сценической речи;

  • пение в характере персонажа.

Рассмотрим более подробно данные проблемы.

Пение во время движения в условиях театральной постановки неизбежно. Невозможно представить актёра, который бы не двигался на сцене во время исполнения песни. У многих детей данная проблема вызывает трудность. Поэтому на занятиях вокалом необходимо развивать у маленьких актёров координацию голоса и движения.

Частая смена речевого голосового режима певческим во время выступления и в репетиционном процессе требует от педагога особого внимания. Необходимо включать в занятия элементы технологии здоровьесбережения, чтобы не допустить перенапряжения голосовых «связок».

Взаимосвязь вокала и сценической речи. В процессе пения в работу включается артикуляционный и дикционный аппарат, без активной работы которого речь человека становится нечёткой, слушатель плохо реагирует на информацию, звучащей со сцены.

Пение в характере персонажа так же является затруднительным для многих учащихся. В этом случае необходимо не только чисто интонировать, соблюдать ритмические, дикционные, артикуляционные особенности, но и исполнять произведение в характере персонажа. В этом случае должна происходить тесная взаимосвязь учебных занятий по вокалу и актёрскому мастерству. Прежде чем исполнять песню какого-либо персонажа, ребёнку необходимо знать ответы на вопросы. Например, кто его персонаж, сколько ему лет, чем он любит заниматься, какова его роль, значимость его появления в спектакле. Ответив на эти вопросы, ребёнок при помощи педагога может дать характеристику звукоизвлечения, особенности произношения каких-либо звуков, и т.д.

Исходя из данных проблем в обучениии, целью занятий по вокалу является развитие певческих навыков – дыхания, чистоты интонирования, а так же эмоциональной выразительности в условиях постановки спектакля.

Занятия по вокалу проводятся по принципу здоровьесбережения, с применением игровых технологий и делятся на несколько этапов.

Первый этап – разминка. На данном этапе применяются упражнения на расслабление мышц двигательного аппарата и развитие певческого и речевого дыхания, а так же активизация дикции и артикуляции.

Второй этап – распевания, направленные на решение вокально-певческих задач. В процессе этой работы происходит выработка единой вокально-ансамблевой позиции, слитного звучания и слухового контроля каждым участником ансамбля. В распеваниях используются упражнения на выработку унисона, упражнения на основе гаммы и арпеджио с различной ритмической организацией. К особому виду распеваний можно отнести «поющие скороговорки», за основу которых берутся дикционные упражнения, разученные по предмету «сценическая речь». На данном этапе занятия применяется пение каноном на 2 – 3 голоса, двухголосные упражнения – эпизодические и параллельными терциями. Во многие распевания одновременно с пением вводятся двигательные упражнения. Например, прохлопывание, простукивание определённого ритмического рисунка, ходьба в заданном темпе.

Третий этап – работа над вокальными произведениями из спектакля. Как было указано выше, с детьми на данном этапе происходит разучивание вокальной партии определённого персонажа. Это может быть как сольная партия, так и ансамбль – дуэт, трио и т.д. Бывают такие случаи, что у ребёнка не получается в силу некоторых причин чисто проинтонировать мелодию. В этом случае нередко применяется речитативное пение.

В заключении хотелось бы отметить, что занятия по предмету вокал в условиях дополнительной общеобразовательной программы «Театр» в детской школе искусств является предметом, способствующим раскрытию таланта и развитием способностей учащегося в области не только певческой, но и актёрского мастерства, сценической речи и сценического движения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!