СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности применения наглядных методов обучения слабовидящих школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. Для слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрационные предметы, процессы и явления.

Поэтому для обучения детей этой категории широко используется разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому ученику самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения.

Просмотр содержимого документа
«Особенности применения наглядных методов обучения слабовидящих школьников»

Особенности применения наглядных методов обучения

слабовидящих школьников

Торина М.А., учитель физики


Наглядные методы обучения слабовидящих – это методы способствующие обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.

К числу наглядных методов обучения относятся: наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т.п.).

В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. Для слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрационные предметы, процессы и явления.

Поэтому для обучения детей этой категории широко используется разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому ученику самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения.

Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной практической деятельности.

Проведение учащимися экспериментальных работ в школе является исходным моментом познания протекающих процессов, важным средством доказательства правильности положений, высказанных учителем или почерпнутых из книг и учебников, средством формирования практических умений и навыков.

При использовании наглядного метода важно соблюдать принцип полисенсорности, то есть чем больше сохранных анализаторов задействовано, тем лучше. А так же следует учитывать следующие факторы:

  • состав и структуры нарушенных функций;

  • целевые установки на восприятие и последовательное воспроизведение изучаемых объектов и явлений;

  • характерные признаки объектов и процессов, их доступность для восприятия (по размерности, по контрастности …);

  • полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств объектов и процессов, их изменений и превращений;

  • частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности;

  • включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий.

Говоря о зрительном восприятии, следует отметить ряд признаков, воспринимаемых глазами: цвет, форму, величину, удаление телесность, направление и движение предметов. Установлено, что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого, нерасчлененного различения формы (контура, общих пропорций, положения) предмета, происходит через ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.

При зрительном восприятии слабовидящих и слепых с остаточным зрением наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями.

Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающего мира. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображения на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях.

У слабовидящих детей наблюдается также изменение границ поля зрения. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. При восприятии изображения лицами с узким полем зрения глаз совершают последовательный обход вдоль контура. При этом возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации взора. Целостный, одновременный характер восприятия у данной категории детей заменяется последовательным узнаванием.

Среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения. Встречаются также врожденные формы патологии цветоощущения. У детей с сохранной способностью различать цвета наблюдается ослабление восприятия к основным цветам – красному, зеленому, синему. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушения цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки цветовосприятия. К ним относятся: усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применение специальных средств для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегулируемые экраны и др.).

На восприятие предметов окружающей среды значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органа зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изображений и рассматриваемых предметов.

На восприятие предметов и изображений оказывает влияние также и нарушение глазодвигательных функций. При этом возникают трудности в фиксации взора, прослеживании динамических изменений, оценке линейных и угловых величин, восприятии быстро изменяющихся процессов и явлений. В целях формирования глазодвигательных функций обычно рекомендуется применять приемы и способы целенаправленного наблюдения предметов и явлений, опираясь на другие виды чувствительности (осязание, слух и пр.). Это позволяет сформировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.

Требования к пособиям:

    1. Насыщенность и цветоконтрастность.

    2. Цветная и рельефная унификация.

    3. Выделение контура объекта

    4. Загруженность пособия объектами.

Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.

Высокие эстетические переживания, вызванные красотой природных явлений, их воссозданием в художественных произведениях (картинах, скульптурах и т.п.) способствуют развитию эстетических вкусов, обогащают эмоционально-волевые переживания, являются стимулом развития мыслительной деятельности, воссоздающего воображения, образной памяти. Увидеть при глубоко неполноценном зрении, представить и понять явления и процессы, происходящие в окружающем мире, значит вызвать глубокое эмоциональное переживание радости.

Познание физических, химических биологических и других закономерностей требует комплексного подхода к изучению основ наук, уяснению целостной картины мира. Это не доступно при чисто словесных методах обучения.



Литература:

  1. Ермаков В.П. Обучение слепых и слабовидящих школьников. – М., 1989.

  2. Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой. – М., 1986.

  3. Литвак А.Г. Восприятие слепых и слабовидящих. // Тифлопсихология. – М., 1985.

  4. Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!