Особенности применения наглядных методов обучения
слабовидящих школьников
Торина М.А., учитель физики
Наглядные методы обучения слабовидящих – это методы способствующие обогащению сенсорного опыта путем развития приемов и способов восприятия, развития наблюдательности, формирования образов памяти.
К числу наглядных методов обучения относятся: наблюдения окружающих предметов и явлений, восприятие материализованных средств наглядности (натуральные предметы, макеты, муляжи, модели и т.п.).
В массовой школе наиболее распространенным методом наглядности является демонстрация, обеспечивающая возможность организации фронтальных занятий. Для слабовидящих такой метод имеет значительные ограничения, обусловленные тем, что учащиеся не могут дистантно, целостно и одновременно наблюдать многие демонстрационные предметы, процессы и явления.
Поэтому для обучения детей этой категории широко используется разнообразный раздаточный материал, позволяющий каждому ученику самому определить время и оптимальное расстояние от глаз для рассматривания изображения.
Наиболее соответствующим целям обучения в школах для слепых и слабовидящих является ученический лабораторный эксперимент, позволяющий школьникам обогащать свой опыт на основе самостоятельной практической деятельности.
Проведение учащимися экспериментальных работ в школе является исходным моментом познания протекающих процессов, важным средством доказательства правильности положений, высказанных учителем или почерпнутых из книг и учебников, средством формирования практических умений и навыков.
При использовании наглядного метода важно соблюдать принцип полисенсорности, то есть чем больше сохранных анализаторов задействовано, тем лучше. А так же следует учитывать следующие факторы:
состав и структуры нарушенных функций;
целевые установки на восприятие и последовательное воспроизведение изучаемых объектов и явлений;
характерные признаки объектов и процессов, их доступность для восприятия (по размерности, по контрастности …);
полноту первоначального восприятия, глубину анализа и синтеза признаков и свойств объектов и процессов, их изменений и превращений;
частоту восприятия и воспроизведения изучаемых объектов и процессов в ходе познавательной деятельности;
включение формируемых представлений в систему уже имеющихся представлений и понятий.
Говоря о зрительном восприятии, следует отметить ряд признаков, воспринимаемых глазами: цвет, форму, величину, удаление телесность, направление и движение предметов. Установлено, что процесс формирования зрительного образа начинается с фазы грубого, нерасчлененного различения формы (контура, общих пропорций, положения) предмета, происходит через ряд фаз и заканчивается возникновением целостного образа.
При зрительном восприятии слабовидящих и слепых с остаточным зрением наблюдается неполнота и фрагментарность восприятия предметов, процессов и явлений окружающей действительности, что отрицательно сказывается на овладении знаниями и умениями.
Острота зрения является ведущим фактором в восприятии объектов окружающего мира. Слабовидящие дети испытывают трудности в восприятии формы и размеров, оценке положения предметов, в частности в узнавании обозначений и деталей изображения на рисунках, чертежах и схемах. У них наблюдаются ошибки в точности и полноте восприятия предметов и изображений. Поэтому необходимо обогащать зрительный опыт созданием специальных условий, выделением сигнальных свойств в предметах и изображениях.
У слабовидящих детей наблюдается также изменение границ поля зрения. Сужение поля зрения затрудняет целостность, одновременность и динамичность восприятия. При восприятии изображения лицами с узким полем зрения глаз совершают последовательный обход вдоль контура. При этом возникают соскальзывания с контура, частые изменения направления движения, возвраты, увеличивается длительность фиксации взора. Целостный, одновременный характер восприятия у данной категории детей заменяется последовательным узнаванием.
Среди слабовидящих имеется большое число детей с нарушением цветоразличительных функций и контрастной чувствительности зрения. Встречаются также врожденные формы патологии цветоощущения. У детей с сохранной способностью различать цвета наблюдается ослабление восприятия к основным цветам – красному, зеленому, синему. Разнообразие заболеваний и проявлений нарушения цветового зрения предполагает учет индивидуальных особенностей детей в восприятии цвета и создание условий, компенсирующих имеющиеся недостатки цветовосприятия. К ним относятся: усиление насыщенности и яркости цветовых тонов в предметах и изображениях, применение специальных средств для рисования и черчения (фломастеры, подсветы, цветорегулируемые экраны и др.).
На восприятие предметов окружающей среды значительное влияние оказывает контрастная чувствительность органа зрения, обеспечивающая выделение объекта из фона, а также темных и светлых участков предмета. Для повышения различительной чувствительности зрения требуется усиление контраста между фоном и объектом, выделение четкости границ изображений и рассматриваемых предметов.
На восприятие предметов и изображений оказывает влияние также и нарушение глазодвигательных функций. При этом возникают трудности в фиксации взора, прослеживании динамических изменений, оценке линейных и угловых величин, восприятии быстро изменяющихся процессов и явлений. В целях формирования глазодвигательных функций обычно рекомендуется применять приемы и способы целенаправленного наблюдения предметов и явлений, опираясь на другие виды чувствительности (осязание, слух и пр.). Это позволяет сформировать у детей сложные синтетические образы реальной действительности.
Требования к пособиям:
Насыщенность и цветоконтрастность.
Цветная и рельефная унификация.
Выделение контура объекта
Загруженность пособия объектами.
Практические методы обучения предусматривают целенаправленную самостоятельную деятельность учащихся, связанную с овладением знаниями и умениями. В школах для слепых и слабовидящих в целях предупреждения формализма в усвоении знаний, обусловленного бедностью непосредственно чувственного опыта, использование в учебной работе действенных способов овладения знаниями приобретает весьма актуальное значение. Практические методы способствуют формированию целостных и содержательных представлений о предметах, процессах и явлениях окружающей действительности, об эстетической картине мира, отношениях человека к природе. Все это имеет важное коррекционно-воспитательное значение в школе для слепых и слабовидящих.
Высокие эстетические переживания, вызванные красотой природных явлений, их воссозданием в художественных произведениях (картинах, скульптурах и т.п.) способствуют развитию эстетических вкусов, обогащают эмоционально-волевые переживания, являются стимулом развития мыслительной деятельности, воссоздающего воображения, образной памяти. Увидеть при глубоко неполноценном зрении, представить и понять явления и процессы, происходящие в окружающем мире, значит вызвать глубокое эмоциональное переживание радости.
Познание физических, химических биологических и других закономерностей требует комплексного подхода к изучению основ наук, уяснению целостной картины мира. Это не доступно при чисто словесных методах обучения.
Литература:
Ермаков В.П. Обучение слепых и слабовидящих школьников. – М., 1989.
Совершенствование процесса обучения и воспитания слепых и слабовидящих детей. / Под ред. Л.И. Солнцевой, В.П. Ермакова, М.И. Земцовой. – М., 1986.
Литвак А.Г. Восприятие слепых и слабовидящих. // Тифлопсихология. – М., 1985.
Тупоногов Б.К. Основы коррекционной педагогики. – М., 2004.