Просмотр содержимого документа
«Особенности произношения шипящих звуков»
Особенности шипящих звуков
Можно понять волнение родителей, которые вдруг обнаруживают, что их ребенок – дошкольник плохо или совсем не произносит некоторые звуки родного языка. В этом случае перед ними встает проблема, как научить ребенка правильному звукопроизношению? Допустимо ли это в домашних условиях? Специалисты утверждают, что родители могут многое сделать, чтобы помочь дошкольнику овладеть правильным звукопроизношением. Нужно лишь иметь определенные знания: о причинах плохого произношения, путях исправления, способах обучения правильной дикции.
Причины плохого звукопроизношения
По логопедическим нормативам правильное произношение должно сформироваться к среднему дошкольному возрасту. Однако даже у старших дошкольников наблюдаются нарушения дикции. Специалисты приводят данные о том, что труднее всего детям дается произнесение шипящих звуков: ш, ж, ч, щ. Несовершенство дикции может проявляться в неверном произнесении звука, замене одного на другой (машина-масына), его пропуске. Специалисты выделяют основные причины плохого произношения. К ним относятся строение речевого аппарата, недостаточное развитие фонематического слуха, восприятия, отношение родителей.
Особенности физиологии
малоподвижность артикуляционного аппарата;
неправильно сформированный прикус,
короткая уздечка языка,
высокое нёбо.
Несформированность фонематического восприятия
дошкольник не различает на слух отдельные звуки, замещает их.
Неправильное поведение взрослых
слишком долгое время дают соску малышу, особенно в тот период, когда происходит становление речи (ранний возраст);
продолжительное использование соски приводит к формированию неправильного прикуса, влияющего на произношение многих звуков, особенно шипящих;
намеренное искажение речи взрослыми, чтобы, по их мнению, стать понятным малышу;
недовольство дикцией дошкольника и требование говорить внятно, не обучая при этом правильной артикуляции;
возможное нарушение слуха, не замеченное родителями.