СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха младшего возраста.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги-воспитатели, инструктор по физвоспитанию). Он включает в себя:  создание предметно-развивающей среды;  материально-техническое оснащение;  разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития; обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.

Просмотр содержимого документа
«Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха младшего возраста.»

Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха младшего возраста.


Процесс сопровождения осуществляется специалистами, знающими психофизиологические особенности детей (сурдопедагог, педагог-психолог, музыкальный руководитель, педагоги-воспитатели, инструктор по физвоспитанию). Он включает в себя: создание предметно-развивающей среды; материально-техническое оснащение; разработку индивидуальных программ воспитания обучения и развития; обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях. В связи с этим сформирована чёткая система работы. Она включает в себя четыре основных направления:
I. Обучение, воспитание, развитие.

II. Коррекцию нарушенных функций.

III. Оздоровительно-восстановительные мероприятия.

IV. Социальную адаптацию и интеграцию в общество.

Ни для кого не секрет, что утрата нормальной функции того или иного анализатора (в данном случае слухового) в детстве нарушает нормальный ход психического развития ребёнка и приводит к аномалиям, т. е. к возникновению отклонений и недостатков, являющихся следствием нарушенного развития. Поэтому, у ребёнка с дефектом того или иного анализатора следует различать первичный недостаток, возникший под воздействием какого-либо влияния, и вторичные, которые имеют своей причиной нарушения, возникшие в общем ходе детского развития под влиянием первичного дефекта. При полном выпадении анализатора отдельные зависящие от него психические функции (речь) могут совсем не развиваться, если нарушение возникает внутриутробно или в самом раннем возрасте. При рано возникшем частичном нарушении анализатора зависящие от него психические функции могут при определённых условиях развиваться, но с запозданием и чаще всего неполноценно. Для правильной организации коррекционно-развивающей работы таких детей важное место отведено классификации: глухие без речи (ранооглохшие); глухие, сохранившие речь (позднооглохшие); слабослышащие; кохлеарные импланты.[4, с.32]
Программа обучения и воспитания детей с нарушениями слуха содержит, прежде всего, разделы по физическому, эстетическому, нравственному, сенсорному, умственному и трудовому воспитанию. Вместе с тем в школе-интернате огромная коррекционная работа проводится с каждым ребёнком, для максимальной компенсации недостатков и отклонения в развитии детей. У детей формирование разных навыков и способностей тесно взаимосвязано. То как ребёнок будет учиться понимать речь и говорить, зависит от развития у него зрительного внимания, памяти, мышления, умения действовать с предметами, контролировать свои эмоции, добиваться результата и многого другого. Многие дети с нарушениями слуха отстают в развитии от нормально слышащих сверстников. Проблемы в двигательной сфере очевидны: одни не ловки и плохо двигаются, другие выглядят очень подвижными, на самом деле не могут выполнять точные движения, так же им трудно выполнять последовательность движений. У не слышащих детей проблемы с координацией любых движений и, особенно с тонкой моторикой пальцев. А это уже связано с речью, так как процесс говорения представляет собой тонкую координацию последовательных движений разных органов. Данные нарушения вызваны наличием у части детей с нарушенным слухом поражения мозга разной степени, в том числе и двигательных центров. К тому же при сенсоневральной тугоухости повреждаются не только структуры улитки, но и связанный с ней орган равновесия. Все эти нарушения отрицательно влияют на развитие общей моторики координации движений. Нарушено и зрительное восприятие. Способность не слышащих детей видеть и запоминать детали поражает, однако они плохо выделяют главные признаки предметов, что важно для развития понятий. [1, с. 14]
Уровень понимания и развития речи также зависит от степени поражения слуха, времени его нарушения, условий воспитания, индивидуальных особенностей. Речь бедна по словарному составу, искажена, нечленораздельна, косноязычна, аграмматична. Из-за этого нарушается естественное общение этих детей с окружающими. Они не участвуют в общих играх, не воспринимают детских передач по радио, не слушают и не понимают рассказы и сказки без дополнительного объяснения, не могут осмыслить и обобщить окружающие явления и отношения людей не только на уровне своих слышащих ровесников, но и даже на уровне слышащих детей младшего возраста. Всё это влияет на эффективность мыслительных процессов, приобретение знаний и умений, усвоение моральных норм и формирование нравственных представлений. Чтобы ребенок с слуховым аппаратом, кохлеарным имплантом мог общаться речью, понимать речь и говорить, ему необходимо развивать: научиться анализировать речь и другие звуки, а в его памяти должны накопиться образы разных звуков и слов; овладеть системой родного языка – знать значения слов(словарь), правила изменения и соединения слов в предложении (грамматика); научиться произносить разные звуки речи, соединять их в слова;
научиться общаться с другими людьми с помощью речи. Это важно, так как дети с нарушениями слуха в повседневной жизни почти не говорят, хотя знают и произносят слова на занятиях. Сначала развивается способность анализировать речь как звуки. Постепенно появляется потребность в общении, необходимости для говорения (управление своим голосом, голосообразование) и способность произносить звуки речи, которые он слышит(звукопроизношение). [2, с. 41]

Для развития необходимо слышать речь взрослого, поэтому у малышей с нарушенным слухом эти навыки общения развиваются плохо. Дети не смотрят на лицо взрослого, не подражают его действиям, не стараются понять, что взрослый от них хочет, не соблюдают очередности при общении. Детям с нарушенным слухом сложнее научиться общаться с окружающими потому, что у многих из них из-за патологии нервной системы повышенная возбудимость и нарушено внимание. Ребенка трудно чему-либо научить, пока у него нет предречевых навыков общения, поэтому процесс обучения слушанию и речи является активным – это не столько обучение, сколько научение.[3, с. 36]

Главные правила обучения и развития детей с нарушениями слуха:

1. При общении глаза взрослого должны находиться на одном уровне с глазами ребёнка.

2. Развивайте у ребёнка умение смотреть на лицо (в глаза) взрослого (контакт «глаза в глаза»).

3. Устанавливайте совместное внимание (взгляд) ребёнка на один предмет или действие.

4. Следуйте за направлением внимания ребёнка.

5. Проявляйте искренний интерес к игре и действиям ребенка.

6. Комментируйте все свои действия и действия ребёнка так, как это делает хорошая мама нормально слышащего малыша.

7. Обязательно оставляйте паузу между своими фразами, давая ребёнку возможность ответить вам.

8. Часто задавайте ребенку вопросы, комментируя свои действия и действия ребенка.

9. Реконструируйте высказывания ребенка при общении с ним.

10. Моделируйте жесты, действия, мимику, слова, звуки, которым вы хотите научить его.

11. Подражайте мимике, жестам, действиям ребёнка, а также поощряйте подражание ребёнком вашим действиям или жестам.

12. При общении говорите короткими фразами с четкой артикуляцией в чуть более медленном темпе, выделяя ключевые слова интонацией.

Таким образом, в силу имеющихся особенностей физического и психического развития дети с нарушением слуха имеют особые потребности в условиях и технологиях обучения, воспитания, требуют особого внимания и комплексной психолого-социально-педагогической поддержки при разных видах обучения: дифференцированном, интегрированном, инклюзивном.


Литература:

1. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2002.

2. Речицкая Е.Г. Личностно-ориентированный подход в современной сурдопедагогике. Межвузовский сборник научно-методических трудов, М., 2001.

3. Мишина Г.А. Коррекционная и специальная педагогика: учеб. пособие для учреждений сред. проф. образования/Г.А. Мишина, Е.Н. Моргачева. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007.

4. Саянко Ю. В. Специальная психология: учебное пособие.– М.: Академический Проект, 2006.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!