СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, приёмными семьями и детьми сиротами»

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Глобальные мировые и российские кризисные явления, происходящие в политической, экономической, социокультурной сферах, породили ряд острых проблем, связанных с неудовлетворительным функционированием института семьи, обусловившим рост детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.

            Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Просмотр содержимого документа
««Особенности работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, приёмными семьями и детьми сиротами»»

5


1. Глобальные мировые и российские кризисные явления, происходящие в политической, экономической, социокультурной сферах, породили ряд острых проблем, связанных с неудовлетворительным функционированием института семьи, обусловившим рост детской беспризорности, безнадзорности и социального сиротства.

Несовершеннолетние дети могут оказаться лишенными родительского попечения в результате различных обстоятельств: в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, осуждения родителей к лишению свободы, тяжелой болезни или длительного отсутствия родителей, уклонения родителей от выполнения своих родительских обязанностей, отказа родителей взять своих детей из родильных и иных учреждений.

Сформировались новые негативные тенденции социального сиротства в виде скрытой (латентной) его формы, имеющей место при фактическом отсутствии родительской опеки над ребенком при сохранении его формальных атрибутов. Это понятие применимо к беспризорным и безнадзорным; «детям улицы» и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и в социально опасном положении; к детям, чьи родители временно ограничены в родительских правах или находятся в стадии их лишения.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, относятся к категории детей, находящихся в исключительно экстремальных условиях бытия, которые не обеспечивают возможности удовлетворения основных потребностей в психологическом развитии, эмоциональной и социальной защищенности. Кроме того, данная категория детей не может развиваться полноценно в социальном пространстве прав и обязанностей.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

В настоящее время государство тратит огромные средства на содержание детей-сирот, вкладываются многомиллионные средства, создаются все новые и новые государственные, общественные организации и фонды, призванные помощь детям-сиротам, но это, ни в коей мере, не решает вопросов предупреждения социального сиротства.

Возникли разнообразные типы детских учреждений - от прогулочных групп до детских домов. Одни учреждения дети посещают только днём, в других они живут пять дней в неделю, возвращаясь к родителям на субботу и воскресенье. В учреждениях третьего типа дети пребывают постоянно, лишь к некоторым из них изредка и ненадолго приходят родственники. Эти учреждения называются закрытыми.

Действующим законодательством предусмотрена специальная административная процедура выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей. Согласно ч.2 п.1 ст.121 СК основными функциями органов опеки и попечительства применительно к защите прав детей, оставшихся без попечения родителей, являются:

1) выявление таких детей;

2) ведение их учета;

3) выбор формы устройства таких детей;

4) последующий контроль за условиями их содержания, воспитания и образования.

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей, происходит в следующем порядке:

  • Сведения о факте отсутствия родительского попечения в отношении ребенка поступают в орган опеки и попечительства. Такая информация становится известной сотрудникам органов опеки и попечительства при исполнении их служебных обя­занностей. Однако необходимо знать, что в соответствии с п. 1 ст. 122 СК РФ должностные лица учреждений (дошкольных образо­вательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечеб­ных и других учреждений) и иные граждане, располагающие сведе­ниями о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны со­общить об этом в органы опеки и попечительства по месту

фактического нахождения детей.

  • В соответствии с п. 3 Правил ведения государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществления контроля за его формированием и использованием орган опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сведений о ребенке, оставшемся без попечения родителей, обязан провести обследование условий жизни этого ребенка и, установив факт отсутствия попечения родителей, зарегистрировать данные о нем в журнале первичного учета детей. Со дня поступления сведений о ребенке, оставшемся без попече­ния родителей, органу опеки и попечительства предоставляется ме­сячный срок для устройства ребенка.

  • Если орган опеки и попечительства не смог устроить ребенка в семью в одной из предусмотренных правовых форм (например, передал ребенка в учреждение для детей-сирот), то он обязан направить сведения о таком ребенке региональному оператору банка дан­ных о детях, для учета в ре­гиональном банке данных. Региональные банки данных о детях соз­даются на территории каждого из субъектов РФ (ст. 1 Федерального закона «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей»).

  • Если в течение месяца не удалось устроить ребенка в семью на территории соответствующего субъекта РФ, то информация о ре­бенке передается в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей. Хранит и предоставляет информацию, содержащуюся в федеральном банке данных о детях, федеральный оператор — федеральный орган исполнительной власти, определяе­мый Правительством РФ.

  • При невозможности устроить ребенка в семью, принять меры к его временному устройству в одно из детских учреждений (п.1 ст.123 СК);

  • Передать несовершеннолетнего на постоянное попечение детского учреждения (п.1 ст.123 СК).

Формы устройства детей, оставшихся без попечения родите­лей, — те

правовые конструкции, которые позволяют обеспечить постоянное или временное закрепление за ребенком лица, кото­рое обязано отвечать за него.

В соответствии с п. 1 ст. 123 СК РФ дети, оставшиеся без по­печения родителей, могут быть переданы на воспитание в семью: на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью, а при отсутствии такой возможности — в учре­ждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов: воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа; учреждения социальной защиты населения; специализированные образовательные учреждения; учреждения социального обслуживания (детские дома, интернаты для детей-инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и др.

2. Функции по защите основных прав и интересов детей возлагаются не на один уполномоченный на выполнение данной обязанности орган, а на целую систему госорганов. Защита прав и интересов детей возлагается на органы опеки и попечительства, обеспечивается комиссиями (инспекциями) по делам несовершеннолетних, прокуратурой и судом, которые в своей деятельности руководствуются приоритетом защиты интересов детей.

Если обратиться к СК РФ, а именно, ст. 8, то приоритет защиты прав ребенка в административном порядке имеет уполномоченный правоохранительный орган (неважно федеральный, или региональный) в лице Прокуратуры и ОВД. При этом каждый субъект имеет свои характерные особенности и обязанности исполнения полномочий.

Прокуратура применяет следующие меры и способы:

  1. Предъявляет исковое заявление и подтверждающие документы о лишении или же ограничении родительских прав, а также постановление об отмене усыновления;

  2. Предоставляет в федеральный суд исковое заявление, в котором требуется восстановить ущемленные или нарушенные права несовершеннолетнего

(которые могут затрагивать воспитание, образование ребенка или вопрос о жилищных условиях и пребывания в неблагополучной семье) и необходимые для этого документы;

  1. Имеет непосредственное право присутствовать на основных судебных

процессах, в рамках которых идет разбирательство о нарушении прав несовершеннолетнего и пр.

Особенности и обязанности, которые имеет Министерство внутренних дел, состоят в том, что они принимают непосредственное участие в осуществлении принудительного мероприятия, направленного на отобрание детей, которые, например, проживали в неблагополучной семье и не получили должное воспитание и образование, так как родители не выполняли свои прямые обязанности. Кроме того, социальная система государственных органов подразумевает участие в проведении защитного мероприятия и со стороны Комиссии по делам несовершеннолетних. Федеральный закон под № 120 ставит в приоритет данного органа следующие обязанности:

  • Судебная защита прав ребенка, в том числе данный уполномоченный субъект направляет в суд исковое заявление и необходимые документы для лишения родительских прав;

  • Осуществление защитных мер, которые способствуют восстановлению ущемленных прав и интересов ребенка. В частности, уполномоченный орган (субъект) решает проблемы беспризорности и безнадзорности, закрепляя за собой определенные обязанности посредством проведения профилактического мероприятия, направленного на социальное воспитание несовершеннолетних.

Помимо того, что уполномоченный представитель направляет исковое заявление в судебный департамент, он еще и подготавливает необходимые документы для судебного разбирательства проблемы, связанной с несовершеннолетними.

Органы опеки и попечительства как организация по защите прав ребенка, не достигшего возраста 14 лет, осуществляет защиту его имущественных, жилищных и личностных интересов. По достижению 14 лет каждый ребенок имеет законное право направить исковое заявление в органы судебной власти о том, что родителями не исполняются обязанности, которые затрагивают его воспитание и образование, а также, если происходит со стороны родителей злоупотребление родительскими правами.

Меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет, предусмотрены Федеральным законом. «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в ред. от 17 декабря 2009 г.), в соответствии с которым предоставляются и обеспечиваются органами государственной власти следующие гарантии:

1. При получении образования. Для реализации права на образование гражданам, нуждающимся в социальной помощи, государство полностью оплачивает расходы на их содержание в период обучения.

2. В области труда и занятости. Главной задачей государства в сфере труда и занятости выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является предоставление им равных возможностей в реализации права на труд и выбор профессии.

3. При медицинском обслуживании. Детям-сиротам и детям,

оставшимся без попечения родителей, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и оперативное лечение в любом государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении.

4. В жилищной сфере. Одним из важнейших вопросов, с которым сталкиваются выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является вопрос обеспечения жилой площадью.

3. Усыновление (удочерение) - это юридический акт, в силу которого между усыновленным ребенком и его усыновителем устанавливаются правовые (личные и имущественные) отношения, аналогичные отношениям между родителями и детьми. Усыновление (удочерение) - это приоритетная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей, которая допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах с учетом возможностей обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление братьев и сестер разными лицами запрещается, за исключением случаев, когда усыновление отвечает интересам детей. Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории России, либо на усыновление родственникам детей (независимо от гражданства и места жительства этих родственников).

Усыновление осуществляется судом по заявлению лиц, желающих усыновить ребенка. Рассматриваются такие дела судом в порядке особого производства с обязательным участием усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Для усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам ребенка. В заключении должны быть указаны сведения о факте личного общения усыновителей с ребенком.

На основании судебного решения, вступившего в законную силу, усыновление (удочерение) ребенка подлежит государственной регистрации в органах ЗАГС.

Для усыновления (удочерения) ребенка необходимо согласие его родителей, а если они отсутствуют, то согласие органов опеки и попечительства. Согласие родителей должно быть выражено в письменной форме и удостоверено в нотариальном учреждении или руководителем учреждения, в котором содержится ребенок, или органом опеки и попечительства. Оно может быть также засвидетельствовано непосредственно в суде при производстве усыновления. Согласие родителей на усыновление (удочерение) их ребенка не требуется, если родители

признаны судом безвестно отсутствующими, недееспособными, лишенными родительских прав или в связи с другими важными обстоятельствам

Если ребенок находится под опекой (попечительством), в приемной семье или в воспитательном, лечебном либо в другом учреждении социальной защиты, то на его усыновление требуется согласие в письменной форме соответственно опекуна (попечителя), родителей приемной семьи, руководителей указанных учреждений. При усыновлении ребенка одним из супругов требуется согласие другого супруга, за исключением случаев, когда супруги прекратили семейные отношения, или не проживают совместно более года, или неизвестно место жительства другого супруга. Для усыновления ребенка, достигшего десятилетнего возраста, также требуется его согласие. Однако такого согласия может и не потребоваться, если ребенок уже проживает в семье усыновителя и считает его своим родителем.

При усыновлении ребенка в принципе сохраняется его имя, отчество и фамилия. Однако закон предусматривает возможность присвоения ребенку фамилии и отчества усыновителя, а также имени, которое назовет сам усыновитель. Изменение фамилии, имени и отчества усыновленному ребенку, достигшему возраста десяти лет, допускается только с его согласия. Все изменения должны быть отражены в решении суда (ст. 134 СК РФ). Усыновленные (удочеренные) дети в правовых вопросах полностью приравниваются к родным детям.

При наличии достаточных оснований Семейный кодекс РФ предусматривает возможность отмены усыновления. Решение по этому вопросу принимается также в судебном порядке и влечет за собой правовые последствия как для ребенка, его родителей и родственников, так и для усыновителей и родственников (ст. 141 - 144 СК РФ).

Опека и попечительство - это правовые формы защиты личных и имущественных интересов граждан, нуждающихся в этом. Опека или попечительство над детьми устанавливаются в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов (ст. 145 СК РФ). Опека возможна только в отношении детей, не достигших возраста 14 лет; попечительство - в отношении детей в возрасте от 14 до 18 лет. Порядок установления и прекращения опеки и попечительства над детьми регулируется Гражданским кодексом РФ (ст. 31-40 ГК РФ).

Опекунами (попечителями) детей могут становиться только совершеннолетние дееспособные лица, давшие на это свое согласие и имеющие нравственные и другие личные качества и способности, необходимые для содержания, воспитания и образования ребенка. Опеку или попечительство назначает орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка или по месту жительства опекуна (попечителя). Указанные формы защиты детей не лишают ребенка предоставленных ему законом прав, в том числе права на причитающиеся ему алименты, пенсию, пособие и другие социальные выплаты, права собственности на жилье, помещение или получение его и др.

Опекун (попечитель) не может препятствовать общению ребенка с его родителями и другими близкими родственниками, если только такое общение не отвечает интересам ребенка.

Права и обязанности опекуна (попечителя) ребенка перечислены в статье 150 СК. Опекун (попечитель) ребенка имеет право и обязан воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, вправе самостоятельно определять способы воспитания ребенка и выбирать образовательное учреждение и формы обучения ребенка до получения им основного общего образования, а также обязан обеспечить получение ребенком основного общего образования.

Разница между опекой (попечительством) и усыновлением состоит в том, что усыновители полностью заменяют детям биологических родителей и по своему статусу не отличаются от них. То есть они имеют право на наследство после ребенка, а тот в свою очередь – после них, они имеют право на алименты, а ребенок – имеет право на алименты от них, в случае отмены

усыновления.

Опекунство оформляет орган опеки, а усыновление – только суд.

По мнению специалистов, наиболее предпочтительной формой устройства ребенка при невозможности возврата в биологическую (кровную) семью является передача на усыновление, под опеку родственникам. Жизнь в семье (опекунской, приемной) позволяет ребенку-сироте восполнить то, чего ему недоставало, а именно пройти полный курс домашней социализации, наблюдения за образцами детско-родительских и супружеских отношений, развитие дефицитных чувств сострадания, родительской теплоты и т.д., а главное – получить необходимую стартовую площадку для дальнейшей жизни.

Таким образом, каких бы отношений ни касались отдельные нормы семейного законодательства, они всегда направлены на сохранение и укрепление семьи, на создание в ней таких отношений, которые соответствовали бы моральным представлениям нашего общества и могли бы обеспечить личное счастье каждого, и в первую очередь детей.

Используемая литература:

  1. Иванова Н.Н., Козодаева Л.Ф. Развитие ребенка в условиях психической депривации: учебно-методическое пособие. – Тамбов: ТГУ им. Г.Р.Державина, 2012.

  2. Организация работы органов социальной защиты: учебное пособие. 2-е издание / Под ред. А.Н. Савинава, Т.Ф. Зарембо. - М.: Академия, 2004.

  3. Эрделевский А.М. Постатейный научно-практический комментарий Семейного кодекса Российской Федерации. - М.: Агентство ЗАО "Библиотечка РГ", 2009.

  4. Яковлева Н.Ф. Воспитание характера детей-сирот: учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2014.

  5. Семья Г. В. Основы психологической защищенности детей, оставшихся без попечения родителей http://www.dissercat.com/

  6. Мамаева А. И. Правовые основы социальной защиты детей-сирот http://works.doklad.ru/




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!