СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Особенности работы с разными категориями детей (одаренные дети, дети с ОВЗ)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Особенности работы с разными категориями обучающихся (одаренными детьми,  детьми с ОВЗ)

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с разными категориями детей (одаренные дети, дети с ОВЗ)»

Германова Инна Анатольевна МБОУ

«Средняя общеобразовательная школа №1» г.Курска


Особенности работы с разными категориями обучающихся

(одаренными детьми, детьми с ОВЗ)


Модернизация российской системы образования, требования к уровню подготовки выпускников школы, введение новых образовательных стандартов, научно-технический прогресс обусловили необходимость формирования и развития интеллектуального и духовного потенциала нации. Интеллектуальный потенциал общества во многом определяется выявлением одаренных детей и работой с ними. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» обозначила начало формирования принципиально новой системы непрерывного образования, предполагающей постоянное обновление, индивидуализацию спроса и возможностей его удовлетворения. Согласно этой инициативе в России строится разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей. В настоящее время уже создана теоретическая база для решения ключевых проблем одаренности: определения одаренности, ее видов, путей идентификации.

Специалисты называют одарённостью генетически обусловленный компонент способностей, в значительной мере определяющий темп и результат развития индивида. Внешнее окружение либо подавляет его, либо помогает (если это благоприятная окружающая среда и квалифицированное психолого-педагогическое руководство) природному дару ребёнка трансформироваться в выдающийся талант, а самому ребёнку стать успешной творческой личностью. Также под одаренностью понимается высокий уровень развития способностей ребенка, устойчиво проявляющихся на протяжении длительного отрезка его жизни в сочетании с высокой познавательной мотивацией.

Каждый ребенок неповторим, но существует довольно много черт, характерных для большинства одаренных детей. Поэтому выделяют различные виды одаренности:

- общая одаренность - высокий уровень развития общих способностей, определяющий сравнительно широкий диапазон деятельности, в которой человек может достичь больших успехов).

- «художественная» одаренность – музыкальная, изобразительная, сценическая. Художественная одаренность подразумевает высокие достижения в музыке, живописи, скульптуре, драматургии.

- общая интеллектуальная и академическая одаренность. Дети с одаренность этого вида овладевают основополагающими понятиями, эффективно запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях науки.

- творческая одаренность проявляется в нестандартном видении мира и нешаблонном мышлении. В основе одаренности находится творческий потенциал, раскрывающийся в любой из областей человеческой деятельности в процессе постановки и нахождения оригинальных решений разного рода проблем: научных, технических.

- психомоторная (спортивная) одаренность определяет исключительные спортивные способности. Психомоторные способности тесно связаны со скоростью, точностью и ловкостью движений.

- социальная или лидерская (организаторская) одаренность рассматривается как сложное, многоаспектное явление, во многом определяющее успешность в общении. Она предполагает наличие способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, психотерапевтом, социальным работником.

- скрытая одаренность – позитивное своеобразие ребенка, которое не проявляется открыто и которое не удается вскрыть, понять. Часто такие дети бывают увлеченными чем-либо, являются своего рода фанатиками. Вследствие этого проявляется опасность ошибочных заключений об отсутствии одаренности такого ребенка.


Соответственно выделяют и следующие категории одаренных детей:

1. Дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

2. Дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук и конкретными академическими способностями.

3. Дети с высокими творческими (художественными) способностями.

4. Дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

5. Обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью мышления и психического склада.


Я, как учитель изобразительного искусства, по своему направлению имею дело с разными детьми, но особое внимание уделяю работе с детьми с высокими творческими (художественными) способностями.


Одаренность может проявляться:


1. как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей;


2. как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает;


3. как одаренность скрытая (непроявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся.


Именно поэтому необходимо уделять особое внимание методам диагностики одаренных детей. В настоящее время в психологической литературе представлены два основных взгляда на процесс установления одаренности. Один из них основан на системе единой оценки. Например, ребенок считается одаренным, если он набрал количество баллов по шкале Станфорд-Бине, превышающее некоторое пороговое значение. Другой подход основан на комплексной оценке, включающей множество оценочных процедур (тестирование, опрос учителей и родителей и т.д.). Однако и комплексный подход не избавляет полностью от ошибок.

Известны основные требования к построению и проверке методик: стандартизация, то есть установленное единообразие процедуры проведения и оценки результатов; надежность, понимаемая как устойчивость результатов при повторении на одних и тех же испытуемых; валидность - пригодность для измерения именно того, на что направлена методика, эффективность ее в этом отношении.


Однако даже при весьма квалифицированном использовании и лучшие тесты не застраховывают от ошибок. Кроме того, необходимо учитывать, что ни один из существующих тестов не охватывает всех видов одаренности.


Мой опыт работы с одаренными детьми представлен в следующей форме: прежде всего это диагностика, начинается с опроса учителей начальной школы, анализа результатов тестирования педагога-психолога, наблюдение за детьми на уроках и внеурочных занятиях. Выясняю отношение детей к предмету, даю ученикам тестовые задания, помогающие первоначально определить способности к изобразительной деятельности. Затем беседую с родителями, выясняя их отношение к тому, что ребенок обладает определенными способностями и обрисовываю перспективы и пути развития. Далее на каждого ученика я завожу индивидуальную карту творческого развития, в которой можно проследить, как меняется ребенок с течением времени, как развиваются его способности, какие типы мышления наиболее развиты (ассоциативное, образное, абстрактное, сюжетное) на что нужно обратить внимание, чему больше уделить времени. По опыту могу заметить, что работа с картой ведется постоянно, делаются записи, но анализ целесообразно проводить один раз в полугодие.


Федеральные стандарты второго поколения делают акцент на деятельностный подход в образовательном процессе (способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности). Т.е. важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала.


В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и нести ответственности за него, максимально использовать свои способности.


Поэтому для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:


1. Исследовательский метод – метод обучения, направленный на освоение обучающимся всех этапов проблемно-поисковой учебной деятельности, развитие исследовательских умений, аналитических и творческих способностей. Все этапы проблемно-поисковой деятельности осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.


2. Частично-поисковый метод – метод обучения направленный на освоение обучающимся отдельных этапов проблемно-поисковой деятельности, часть из которых реализует учитель, например, задание проблемной ситуации, а часть - ученик.


3. Проблемное изложение – метод обучения, направленный на демонстрацию обучающимся способов организации мышления; предполагает демонстрацию лектором четырех этапов проблемно-поисковой деятельности: проблемная ситуация и ее анализ - постановка проблемы - ее решение - рефлексия оптимальности найденного решения , а также способов мышления.


4. Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся: самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают у себя исследовательские умения ( умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); развивают системное мышление.


5. Синектика - это техника решения спорных вопросов, стимулирующая мыслительные процессы, направленность которых, как правило, неожиданность и случайность. Кроме того, это подход к творческому мышлению, зависящий от понимания возможности комбинирования несовместимых, на первый взгляд, вещей. В общих чертах ее цель можно определить так: "делать необыкновенное привычным и делать привычное необыкновенным". Это способствует, с одной стороны основательности анализа исследуемого вопроса, и с другой стороны, устранению начальных проблем творчества через создание аналогий.


Учитывая психологические особенности одаренных детей, я чаще пользуюсь проблемным изложением материала, очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией.

В старших классах( 7-8 кл) метод синектики применяется мною довольно часто при изучении многих тем дизайна и архитектур, где создаются необычные образы обычных вещей, где необходима смелость в отступлении от общепринятого шаблона, поиск нового способа решения.

Методом проектно – исследовательской деятельности я занимаюсь практически с начала работы в школе. Творческие проекты мои ученики успешно выполняли и они и сегодня находятся в школьном музее детского творчества.


Необходимо вести специальную работу с детьми, отличающимися повышенными возможностями в усвоении знаний, соотносить учебные и индивидуальные способности, опираясь на карту творческого развития, я подбираю индивидуальные задания для детей.

Но ничего не получится если нет контакта с родителями, я провожу соответствующую разъяснительную работу с родителями, объясняю им, как необходимо работать с ребенком дома, вне школы, на что обращать внимание, как правильно реагировать на его достижения.


Подводя итоги, можно сделать вывод, что работа с одаренными и высокомотивированными детьми требует сложной длительной и качественной подготовки огромных затрат времени. Чтобы правильно ориентировать ребёнка в том направлении, в котором он талантлив, а также помогать одаренным детям развиваться в выбранных областях, научить их самостоятельной деятельности, используя современные технологии и методы, которые позволяют индивидуализировать учебный процесс.


В школе мы сталкиваемся с различными категориями детей, и кроме одаренных детей, мы имеем дело также с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Поэтому сегодня мы поговорим и об этой категории учащихся, о том, как работать с ними.

Что касается обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – то это неоднородная группа школьников. Это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Неоднородность группы школьников определяется, прежде всего, тем, что в неё входят дети с различными нарушениями: слуха; зрения; речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; интеллекта; расстройствами аутистического спектра; множественными нарушениями развития. Именно вследствие неоднородности состава группы обучающихся с ОВЗ диапазон различий в требуемом им уровне и содержании образования тоже должен быть максимально широким – от основного общего и среднего общего образования, сопоставимого по уровню и срокам овладения с образованием здоровых сверстников, до возможности обучения на протяжении всего школьного возраста основным жизненным навыкам. Для каждой категории детей с ОВЗ требуется дифференциация стандарта – разработка вариантов, на практике обеспечивающих: охват всех детей образованием, соответствующим их возможностям и потребностям, включёнными в общий образовательный поток.


Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения. Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются: 1. Психологическая безопасность. 2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям. 3. Единство совместной деятельности. 4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.


В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровье, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков Такие пробелы обусловлены следующими причинами: 1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения. 2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность. Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.


На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Первый тип программы создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная Программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника.

Третий тип программы. Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Четвертый тип программы. В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца.


На мой взгляд, основные задачи реализации содержания предмета Изобразительное искусство для детей с ОВЗ это накопление первоначальных впечатлений от разных видов изобразительного искусства и получение доступного опыта художественного творчества. Освоение культурной среды, дающей ребёнку впечатления от искусства, формирование стремления и привычки к посещению музеев, выставок, где происходит развитие опыта восприятия и способности получать удовольствие от произведений искусства. Здесь формируются простейшие эстетические ориентиры (красиво и некрасиво), которые потом используются в практической жизни ребёнка.

Очень важно, чтобы дети учились увлеченно. Содержание программы перерабатываю с учетом возможностей детей, задания подбираю индивидуально каждому ребенку. К планированию уроков с такими детьми я подхожу таким образом, чтобы их структура не была строгой, но, в то же время, каждый урок был чётко построен и целенаправлен. Не применяю слишком много форм работы на одном уроке, для повышения учебной мотивации тщательно отбираю содержание учебного материала, чтобы сделать его интересным, эмоциональным. Ребенок должен иметь мотивацию к занятиям, замечать свои успехи, радоваться им, у ребенка должно быть радостное ожидание успеха и похвалы, удовольствие от выполненной работы. Содержание опирается на прошлый опыт, поэтому повторению уделяю больше времени, иначе материал будет недоступен и неинтересен. Чаще ввожу игровые приёмы обучения, направленные на изучение материала Работа с детьми с ОВЗ пронизана психотерапевтическим воздействием. Учу детей не делать из ошибок трагедию, считать их нормальным явлением. Главное не порицание, а разъяснение ошибки как форма помощи ребенку. Осознание ребенком ошибки – первый шаг в его развитии, движении вперед. Дети с особыми образовательными потребностями требуют индивидуального подхода и особого понимания, поэтому в своей работе пользуюсь принципом: "Воспитывай сердце - сердцем. Действуй на благо ребенка"

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ

ФИО ______________________________________________________



класс

творческое мышление

способности

трудолюбие

отношение к предмету

отношение родителей

примечание

образное

ассоциативное

сюжетное

абстрактное

композиция

графические навыки

живописные

навыки





1 полугодие












2 полугодие































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!