Консультация на тему:
«Особенности работы с родителями одаренного ребенка»
Подготовила:
Мельник
Мария Сергеевна
Мичуринск 2021г
Таланты трудно распознать,
Не всякий может в них поверить.
Таланты надо воспитать,
Их надо развивать, в них верить!
Цель: расширение знаний и представлений родителей об одаренных детях.
Задачи:
-расширение возможностей понимания даренного ребенка;
-улучшение рефлексии своих взаимоотношений с одаренным ребенком;
-выработку новых навыков взаимодействия родителей с ребенком;
-установление и развитие отношений сотрудничества и партнерства родителей с ребенком.
Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.
Сколько не реализованных талантов, не узнанных гениев среди нас! Все дети талантливы от рождения. Каждый ребенок имеет какой-нибудь талант, но у каждого - свой. Один талантлив в рисовании, другой хорошо поет, а третий любит возиться с машинками. Задача взрослых, особенно родителей, разглядеть эту искорку и не дать ей потухнуть, помочь малышу развить именно свой талант. Только так ребенок может вырасти счастливым и благополучным.
Когда все начинается?
Необычно высокие способности могут проявляться уже довольно рано. Но только в 3-4 года становится ясно, обладает ли ребенок общей одаренностью.
Для развития необыкновенного дара в каких-либо областях (музыке, языке, математике) существуют разные периоды. До 3 лет, например, психика малыша чувствительна к развитию музыкальных способностей, после 3 лет добиться сверх результата гораздо сложнее.
Что касается умственных способностей, то для их развития благоприятный период — с 3 до 7 лет.
По-настоящему талантливые дети обладают большой потребностью в умственной работе, постоянным стремлением к познанию. Это первый признак одаренности. Ключевое обстоятельство здесь — радость, положительные эмоции, которые испытывают дети, задавая работу своему мозгу. Тут-то и открывается „секрет превращения" задатков в одаренность: только та деятельность, которая приносит ребенку удовольствие, развивает его способности.
Все очень индивидуально — главное, начиная с рождения развивать любовь крохи к умственной деятельности. Все дети обладают познавательной потребностью. Помните: неспособных детей нет, есть дети, чей потенциал просто не был раскрыт.
А мой — как все...
Характеристика „обыкновенный ребенок" — это совсем не обидно. Ведь таких „середнячков" — большинство. Хорошо, если вам не чужды идеи раннего развития способностей. Но не стоит забывать, что ваш ребенок, какой бы он ни был, прежде всего – РЕБЕНОК. Главная задача родителей — сделать своего малыша счастливым.
Знаете ли вы, что талантливый ребенок - это, прежде всего, здоровый ребенок. Как воспитать ребенка активным и ловким, смелым и находчивым? Как помочь ему подготовиться к учебе в школе и жизни среди других людей?
Здоровье – это не отсутствие болезней, а физическая, социальная и психическая гармония человека, доброжелательные, спокойные отношения с людьми, с природой, самим собой. Известно, что здоровье взрослого человека формируется с детства.
«Здоровье - говорил И. П. Павлов - это бесценный дар природы, оно дается, увы, не навечно, его надо беречь. Но здоровье человека во многом зависит от него самого, от условий труда, питания, привычек и его образа жизни».
Здоровый образ жизни можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную, в первую очередь, на сохранение и улучшение здоровья.
Что же нужно растущему организму для сохранения и укрепления его здоровья?
1. Двигательная активность.
2. Питание.
3. Благоприятная внешняя среда.
4. Соблюдение правил здорового быта, гигиена вашего дома, личная гигиена.
5. И еще очень важное - «погода в доме» (психологический климат).
Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия укрепляется здоровье ребенка, происходит тренировка физиологических функций организма, интенсивно развиваются движения, двигательные навыки и физические и умственные качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.
Вырастить талантливого ребенка – значит дать ему возможность проявить себя, помочь ему раскрыть свои способности. Каким образом?
ОБЩАЙТЕСЬ! Даже с грудным ребенком, который только и умеет, что улыбаться да плакать. Рассказывайте, какая на улице прекрасная погода, что скоро придет папа. Планируете отпуск, выбираете ребенку школу или думаете, что приготовить на ужин - привлекайте к обсуждению ребенка. Чем больше у ребенка практика принятия самостоятельных решений, тем больше уверенность в своих возможностях.
СЛУШАЙТЕ! Ребенок рассказывает вам, какой потрясающий случай произошел с ним сегодня? Наберитесь терпения и дослушайте историю до конца. Но не пассивно, а задавая малышу вопросы, проявляю искреннюю заинтересованность.
ОТВЕЧАЙТЕ! Конечно, вы после работы устали и у вас есть дела поважнее, чем выяснять с ребенком, почему кошку назвали кошкой, небо – синее, а зимой выпадает снег. Не ленитесь! И вместе с ребенком ищите ответы на все его вопросы.
ГУЛЯЙТЕ! Ведь мозг нужно не только насыщать полезной информацией, но и кислородом. Ребенок с удовольствием бегает, прыгает, лазает? Отлично, ведь активность стимулирует развитие умственных способностей. Во время прогулок обращайте внимание ребенка на красоту окружающего мира, любуйтесь великолепием природы и ее явлениями.
ИГРАЙТЕ! В лото, домино, пазл или рамками Монтессори, лепите, рисуйте, вышивайте. Сначала вместе с ребенком, затем, когда он привыкнет, с удовольствием будет сам находить себе занятие. В процессе игры, кстати, и алфавит незаметно запомнится.
НЕ ОДЕРГИВАЙТЕ! Не заставляйте свое чадо читать книжку, если сейчас ему хочется рисовать или играть в теннис – если он хочет погонять мяч. Ребенок, которому постоянно делают замечания и подсказывают, вырастет не только неуверенным в себе, но и закрытым для восприятия информации.
ГЛАВНОЕ ПОМНИТЬ: все эти знания - не самоцель. Важно научить ребенка распоряжаться этими знаниями и применять их.
Главное - создать для его развития прекрасные условия.
Рекомендации
Как надо вести себя родителям талантливого ребенка.
Создать условия для "поощрения" таланта.
Не культивировать необходимость преуспеть.
Не заставлять ребенка чрезмерно увлекаться любимым делом, не перегружать его.
Учить терпению и поощрять за старания.
Тактично, деликатно помогать ребенку.
Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию.
Спокойно относиться к эмоциональным перепадам ребёнка.
Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе.
Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство.
Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка.
Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки.
Все время подбадривать его.
Считать себя самым счастливым из родителей.
Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в "полет".
Понимать проблемы малыша и пытаться разрешать их.
Как не надо вести себя родителям талантливого ребенка.
Не надо подчеркивать сверходаренность ребенка или специально возвышать его.
Считать своего ребенка в какой-то мере ненормальным.
Все время приземлять его или считать недосягаемым для всех.
Наказывать за любознательность или чересчур поощрять ее.
Настолько ускорять его развитие, что это будет не по силам ребенку.
Противопоставлять специально другим детям в семье или же в детском коллективе и разжигать соперничество или ревность.
Культивировать в ребенке чувство превосходства над ровесниками.
Усиливать его ранимость и чувство собственной вины.
Драматизировать все неудачи.
Выставлять напоказ недостатки ребенка.
Считать, что Вам с ребенком просто-напросто не повезло, и упрекать его в этом.
Чрезмерно опекать или наоборот не помогать ни в чем.
Упражнения для развития творческого мышления.
В ходе выполнения данных упражнений у детей развиваются такие качества, как оригинальность, гибкость, беглость (продуктивность) мышления, легкость ассоциирования и другие качества и способности, необходимые в творческой деятельности.
Упражнение 1.
Возьмите пластмассовые, деревянные или картонные разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений.
Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур
Упражнение 2.
Придумайте и расскажите, что произошло у каждого из героев. Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.
Упражнение 3.
Придумайте рассказ, историю или сказку, используя заданный набор слов, например:
Светофор, мальчик, санки.
Упражнение 4.
Посмотрите на рисунки и придумайте сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.
Упражнение 5.
Попробуйте нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.
Счастливы те люди, которые узнали свой талант, живут в нем, развиваются.
Жизнь таких людей наполнена радостью, благодарностью, уверенностью.