Муниципальное бюджетное учреждение Дополнительного Образования
“Детская Музыкальная Школа №3” Города Иркутска
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ С ВОКАЛЬНЫМ АНСАМБЛЕМ
Методическая разработка
Тетерядченко Елена Антоновна
Иркутск 2022
Интерес к предмету «Вокальный ансамбль» со стороны преподавателей и учащихся заметно возрастает. В последние годы появляются все больше детских вокальных ансамблей. Их появление стало следствием тенденции к обновлению концертных форм, оживлению концертной практики, а также следствием интереса к сольному вокальному исполнительству. Интерес к ансамблевому пению у учащихся проявляется ещё и в связи с тем, что детям импонирует более индивидуализированный характер работы преподавателя с учениками, что невозможно на хоровых занятиях Это сочетание индивидуальной и коллективной формы работы. Если в хоре индивидуальность нивелируется, то в ансамбле - выявляется и влияет на степень выразительности исполнения. Ведь ансамбль - это группа солистов. Поэтому в работе важно: а) развитие каждого голоса, с его тембровой индивидуальностью; б) большая степень умения слушать других, так как голоса должны сочетаться, а не сливаться в один: в) должно быть наличие артистизма у каждого. Солист привык слушать себя. В хоре исполнители поют в большой голосовой партии, они привыкли слушать и держать свою Партию - из-за большого числа певцов строй в хоре складывается из общего звучания партий.
Певец - ансамблист должен знать, что звучание его голоса зависит не только от него, но и от звучания остальных голосов ансамбля. Слушать себя и слушать партнеров, а также весь ансамбль в целом - такие навыки в идеале необходимы ансамблистам.
Поддержать и развить интерес пения в ансамбле — главная задача преподавателя.
Предмет вокального ансамбля не является обязательным по учебным планам хоровых и инструментальных отделений, а входит в перечень предметов по выбору, утверждаемых решением педагогического совета или приказом администрации.
Вокальная работа в ансамбле основана на традиционных общих для вокального и хорового обучения навыках. То есть вокальные и ансамблевые навыки отрабатываются согласно программе обучения в хоре и на индивидуальных занятиях по певческой практике. В рамках учебных часов, выделяемых для занятий вокальным ансамблем, возможна работа над воспитанием певческих исполнительских навыков в академической манере, что лежит в основе программных задач курса ансамбля, подтверждается репертуаром данной программы, соответствует другим программам вокально — хоровых дисциплин для ДМШ и ДИШ.
В последнее время наблюдается тенденция сближения стилей вокального исполнения академической, эстрадной и народной манеры пения. Педагогов и учащихся привлекают произведения современных композиторов эстрадного направления. Эстрадное пение требует особого исполнительского стиля, более открытого вокального звучания, особой ритмической точности, твёрдой атаки звука, особенно при исполнении синкоп. С этой задачей вокальный ансамбль легче справляется, чем хор. Вокальный ансамбль в отличие от хора несколько иначе интерпретирует музыкальные произведения с учетом индивидуальных вокальных способностей участников ансамбля и постановки песни, что характерно для эстрады.
Исполнение в ансамбле требует от учащихся большей концентрации внимания, большей самоотдачи, активизации слуха и, главное, - ясного точного звучания голоса каждого участника. Поэтому ансамбли рациональнее формировать из учащихся, имеющих сценический опыт сольного пения, а не из отдельных групп хора. Занятия в ансамбле значительно больше, чем в хоре, повышают ответственность каждого участника за качественный уровень выступления. В результате активизируется учебный процесс в целом, что позволяет добиться более значительных результатов.
Музыкальной литературы, специально написанной для вокальных ансамблей немного. Очень важно правильно, по силам, выбрать репертуар, скорректировать программу по жанрам, стилистике, темпам и содержанию.
Требования, предъявляемые к репертуару в классе ансамбля:
Произведения должны представлять собой художественную ценность;
Произведения должны быть доступны для освоения ансамблем по уровню сложности;
З. Лучше использовать произведения, которые могут быть театрализованы, частично инсценированы;
4. Во всех классах следует стремиться к исполнению произведений а cappella;
5. Концертная программа должна подбираться по контрасту темпов, жанров, стилей, содержания, выстраиваться в динамическую линию по отношению к самому яркому произведению в программе.
6. Репертуар должен включать произведения разных жанров и быть разнообразным по образному строю. Для начинающих исполнителей большуто долю будут составлять народные песни (русские и народов мира), а также произведения массовых жанров. Необходимо с самого начала работы находить возможности включать в репертуар доступные образцы классической музыки - русских и зарубежных композиторов.
Обеспечение вокального коллектива художественно полноценным, интересным репертуаром - чрезвычайно важное дело. Часто приходится использовать уже существующие обработки. а иногда руководитель должен сам сделать обработку понравившегося музыкального произведения.
Необходимо помнить, что правильно составленный репертуар концертной программы, зависящий от возможностей ансамбля, соответствующий специфике ансамблевого пения, определяет успешный результат работы.
В концертном выступлении участники ансамбля должны максимально показать все отработанные навыки вокального исполнительства, артистизм и стилистику ансамблевого пения. Театрализация песен, использование сольных реплик, жестов, сценических движений, применение шумовых инструментов, соло инструментов — всё это оживляет концертную программу. Требования к костюмам в ансамбле не такие строгие, как в хоре, они могут быть более индивидуализированы или соответствовать содержанию исполняемого произведения и постановке песни.
Количество участников ансамбля может варьироваться, но оптимальный вариант — до 12 человек. Удобнее объединять детей одного уровня подготовки и возраста, что позволит иметь постоянный состав ансамбля, достаточно ровный по вокальный возможностям. Это обеспечивает перспективу постепенного усложнения исполняемой программы в соответствии с развитием коллектива.
Специфика выступлений вокальных ансамблей заключается в пение без дирижёра. Это требование выписывается в конкурсных положениях. Синхронность звучания-это важное условие для достижения «ансамблевости».
Под синхронностью ансамблевого звучания понимается точное совпадение у всех певцов мельчайших ритмических деталей, что может достигаться в атмосфере единого понимания и чувствования темпа и ритмического пульса. Единое чувство темпа и единый ритмический пульс появляются лишь при органичности музыкального сопереживания и неразрывном музыкальном общении.
Детям первоначально трудно освоить этот навык, но в дальнейшем, с активной практикой, они с удовольствием выполняют это условие. Задача руководителя настроить и подготовить участников ансамбля к самостоятельному исполнению произведений. Определить ведущие голоса в партиях из более опытных певцов с ярко выраженными вокальными данными, на которых ложиться ответственность за качество исполнения программы. Остальные участники строго выстраивают унисон в партии около ведущего голоса и ансамбль с другими партиями. Кто-либо из ансамбля может взять на себя функцию дирижёра — показать готовность ансамбля к выступлению концетрмейстеру, ауфтакт кивком головы перед вступлением ансамблю, окончание фразы, снятие звука в конце произведения и т. д. Ансамблевое пение без дирижёра развивает у детей самостоятельные навыки вокального исполнительства, подчиняющиеся координации строя, темпа, динамики.
Занятия в классе вокального ансамбля позволяют ученику расширить свой кругозор, увеличить объём музыкальных знаний и умений, сформировать свои музыкально — эстетические представления, быть более подготовленным слушателем в концертных залах, самому стать активным участником молодёжных ансамблевых коллективов. В то же время занятия в ансамбле направлены на формирование профессионального интереса в области дальнейшего музыкального образования, стремления к совершенствованию вокально — музыкальных умений.
Виды деятельности на занятиях с ансамблем
Физическая разминка - упражнения для шеи, плеч, верхней част и спины.
Дыхательные у пражнения. Отработка певческого дыхания.
з. Распевание:
• унисонное звучание;
упражнения артикуляционного характера;
гармоническое распевание (двух- и трехголосные аккорды)
Пение канонов - работа над удержанием партии, над имитационной полифонией.
Разучивание и работа над произведением:
Включение теоретически - познавательной информации (сведения о стиле, эпохе, композиторе, особенностях музыкального и литературного языка и пр.)
Сценическая работа:
На одном занятии можно выполнять несколько видов деятельности или выбирать один, необходимый на данном этапе, вид работы с ансамблем.
Список используемой литературы:
1. Оссенева, М.С., Самарин, В.А., Уколова, Л.И. Методика работы с детским вокально - хоровым коллективом: Учеб.пособие. - М., 1999. 2. Попов, В. Методика музыкального воспитания. - М.: Музыка, 1990.
З. Назайкинский, ЕВ. Звуковой мир музыки. - М.: Музыка, 1988. 4. Ярёменко ВВ. Влияние вокально-хоровое нагрузки на певческое дыхание. -М., 1987.
Ровнер В.Е. Исполнительская традиция вокальных ансамблей в русской музыкальной культуре. - Л., 1988.
Струве ЕЛ. «Хоровой класс». - М., 1982.
Стулова Е.П. Дидактические основы обучения пению - М., 1988. 8. Стулова ЕЛ. развитие детского голоса в процессе обучения пению. -
м.,1992.